Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Попова Татьяна Витальевна

Занятие для детей старшей логопедической группы. Цуль: Узнать о органах осязания,обаняния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

«Органы чувств»

в старшей логопедической группе

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.

Интегративные задачи: развивать познавательный интерес к человеку, закрепить представления детей об основных органах чувств человека и их значении, обогатить словарный запас дошкольников, развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие; расширять словарный запас, развивать связную речь детей; формировать ценностное отношение детей к собственному организму;

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями человека без ушей, глаз, носа, рта, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик).

Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов, баночки с запахами чеснока, лука, мандарина, кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада.

Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, дыхательная гимнастика.

        

Ход занятия

     Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Здравствуйте, ручки  - хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки  - топ- топ- топ,

Здравствуйте, глазки  - миг- миг- миг,

Здравствуйте мой носик  - бик- бик- бик,

Здравствуйте, щечки  - плюх- плюх- плюх,

Здравствуйте мой ротик  - чмок- чмок- чмок,

Здравствуйте, зубки  - щелк- щелк- щелк,

Здравствуйте, детки, здравствуй-те!

     Звучит «Гимн НЕЗНАЙКИ»

Вбегает Незнайка с рюкзаком, раскручивает его и бросает в сторону.

Незнайка:(говорит очень быстро) Надеюсь, я не ошибся и попал в детский сад? Надоела мне эта школа, уроки, задания. А сегодня вообще придумали какую-то А_НА_ТО_МИ_Ю. Будто, я глупый какой-то и не знаю, зачем нам глаза, нос, уши и тем более язык!!!

А я-то все знаю! Глаза-слышат, ухи-видят, язык-дышит, а нос чувствует предмет, а руки узнают вкус!!!

Воспитатель: Незнайка, что ты такое говоришь, чему учишь наших деток?

Незнайка: А я что? Я ни чего!

Воспитатель: ну во-первых, ты залетел в группу и даже не поздоровался.

Незнайка: ой, извините, я и не знал, что вы такие ранимые… здравствуйте, Вам!

Воспитатель и дети: Здравствуй, Незнайка! А во-вторых, ты все перепутал про органы чувств.

Незнайка: ничего я не путал!!!

Воспитатель: Путал, путал!!! И мы с детками докажем тебе это. Ты вовремя попал к нам в группу, я как раз хотела предложить ребятам поговорить о наших помощниках, органах чувств: глазах, ушах, язычке, носике, ручках.

Незнайка: оооо, опять учиться… пожалуй, мне пора

Воспитатель: не торопись, Незнайка, мы не будем учиться, мы будем играть!!!

Незнайка: Играть я люблю!!!

Игра «Чудесный мешочек»

Вот и первая игра. Сейчас вы по очереди будете трогать предметы в мешочке и на ощупь называть, что вам попалось.

( Дети по очереди определяют на ощупь,что находится в мешочке, достают предмет ,называют его)

А сейчас давайте потрогаем предметы которые лежат  на столе: чашка с водой- горячая  холодная, тряпки мокрые ,сухие.

Воспитатель: С помощью чего мы определили, что лежит в мешочке? А что нам помогло узнать температуру воды в стакане и какие тряпочки?

        Для чего человеку нужны руки? ( с помощью рук мы одеваемся, держим предметы рисуем)

Правильно! Наши руки помогают нам во всех делах,и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать если:

-на улице холодная, ветреная погода

-руки испачкались

-как обращаться с острыми предметами

-можно ли трогать электрическую розетку

-руки устали( проводится пальчиковая гимнастика)

Давайте поможем нашим ручкам отдохнуть:

1,2,3,4,5! Будем пальчики считать, крепкие дружные все такие нужные

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно предметы ,которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? А с помощью чего вы определили цвет предмета? Для чего человеку нужны глаза? Правильно ,глазами мы видим мир. Что бы глаза хорошо видели ,о чём мы должны всегда помнить?

- меньше сидеть перед телевизором, компьютером

- когда пишем, рисуем, читаем- сидеть прямо, сильно не наклонятся

Воспитатель: А ещё что бы глаза хорошо видели, надо делать специальную зрительную гимнастику, и сейчас мы проведём её .

  1. На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть ( повтор 5-6 раз)
  2. Быстро моргать в течении 10-15 секунд( повтор упражнения 3 раза с интервалом 10 секунд)
  3. Потереть ладони друг о друга  и легко без усилий положить их на закрытые глаза на 30 секунд. Затем опустить руки  и открыть глаза.

Незнайка: Кажется, я что то вспомнил ,вставайте все

Это глазки . Вот, Вот. Это ушки  Вот. Вот Это нос. Это рот. Тут спина а там живот .Это руки Хлоп, хлоп. Это ножки топ, топ. Ой устали.  Вытрем  лоб.

Незнайка: Ох, уморили вы меня ,но в моём чемоданчике есть кое что съедобное.

Воспитатель: Незнайка даже перекусить можно с пользой. Я предлагаю тебе с детьми завязать глаза и попробовать угадать что вы кушаете.

Воспитатель: Но в сухомятку есть нельзя ,нужно обязательно запивать. С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? Значит язык- ещё один наш помощник.

 Поверхность языка имеет участки ,каждый из которых воспринимает определённый вкус. А каким может быть вкус?

Воспитатель:  Итак язык помогает ощутить вкус пищи. Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу ,например, можно, можно ли пробовать на вкус грибы  или незнакомые и годы? А что ещё нельзя пробовать?

Язычок, ребята тоже нужно беречь, нельзя пить или есть слишком горячее, кислое и острое. Иначе наш помощник перестанет определять вкус.

Ребята а для чего нам ещё нужен язык? Разговаривать! И что бы мы хорошо разговаривали ,нужно делать гимнастику для языка. Давайте все вместе разомнём наш язычок. 

Воспитатель:  Незнайка, я краем глаза увидела, что у тебя в рюкзачке есть ещё кое-что, можно я буду доставать, а ты с ребятами отгадывать по звуку, что вместо учебников ты носишь в школу.

Игра « Какой инструмент звучит»

Молодцы все инструменты узнали а сейчас давайте все встанем и поиграем «Узнай по голосу» . Все дети встают в круг, водящий ребёнок в центре. Дети взявшись за руку, идут по кругу и говорят слова: Ты стоишь в кругу мы зовём тебя ау. Ты глаза закрывай. Кто позвал тебя узнай.

Воспитатель: А чем вы услышали (ушами)

- Какие правила надо соблюдать, что бы уши хорошо слышали и не болели?

  Воспитатель: Ребята я совсем забыла , что принесла с собой эти загадочные баночки  с запахом. Попробуйте угадать, что за запах спрятался в каждой баночке? Игра отгадай по запаху.

 Воспитатель: С помощью чего вы угадали что за запах находится в баночке? А для чего человеку нужен нос? А ещё он нужен для того что бы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на . Что получилось? А теперь скажите ма-ма.

 Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он нам так помогает.

 Дыхательная гимнастика:

  1. Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт.
  2. Вдох через нос, выдох через рот.

Воспитатель: Вот мы и узнали, какие незаменимые помощники есть у человека, поэтому берегите и охраняйте их.

Незнайка: Спасибо, вам, большое теперь  я всё знаю про органы чувств, которые помогают всё чувствовать. И буду чаще заходить к вам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе "Большое путешествие в космос"

Пояснительная записка с указанием программы детского сада, конспект ООД с целями, задачами, оборудованием, разнообразные методы и приемы работы, а также элементы использования средств ИКТ....

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста...

Конспект игрового занятия на развитие воображения «Сказочное животное» Старшая логопедическая группа

Педагоги: воспитатель, учитель — логопед. Цель: развивать у детей воображение, творчество, путем изображения сказочного образа и рассказа о нем с помощью речевых и не речевых ср...

Конспект занятия (познавательное развитие - органы чувств)

Конспект занятия для старей группы - знакомство с ухом...