Конспект НОД по развитию речи на тему: " Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Макогонюк Ирина Николаевна

Конспект НОД включает использование  при пересказе  детьми литературного произведения приема мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod-razvite_rechi_charushin.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Развитие речи.

Тема

(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»).

Задачи: 

- Закрепить умение последовательно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники.

- Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительных с существительными (Д\и «Посчитай-ка»)

- Обогащать словарный запас фразиологизмами,  содержащими  название животных.

- Развивать   конструктивные навыки, мелкую моторику, умение работать по образцу.

 - Воспитывать у детей  память, способность воспроизводить услышанное.

Оборудование. Картинка к рассказу Е. Чарушина «Лисята», цифры (1,2, 5), картинки животных,  «зашифрованный рисунок», счетные палочки.

Ход. Мотивация. Загадка: 

1,2,3,4,5 -

Как животных нам назвать?

С людьми они не знаются,

В лесу живут они  скрываются? ( дикие животные)

- Ребята, злой волшебник заколдовал диких животных. Давайте их расколдуем.  Игра «Заколдованный рисунок». (Дети рассматривают рисунок -  называют диких животных).

 - В лесу обитает много разных  диких животных, и сейчас мы их посчитаем. Игра  «Посчитай-ка». Например: 1-лиса,2- лисы, 5- лис (волк, заяц, белка, ежик, медведь, лось, бобр).

- Ребята, сейчас послушайте литературное произведение,  которое называется «Лисята». Написал его Е. Чарушин. Мы его  уже с вами  читали, сейчас  вы его  еще раз послушаете, ответите на вопросы, а потом  мы будете пересказывать.

Чтение литературного произведения -  Е. Чарушина «Лисята».

Объяснение непонятных слов.

-Как вы понимаете слово: «шустрые», «таскают за шиворот», « ловкачи».

Вопросы по содержанию:

- Как называется это литературное произведение?

- Кто его написал?

- Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?

- Кто жили у охотника?

- Какими были эти зверьки?

- Что они делали днем?

- Когда лисята просыпались?

- Что они делали до самого утра?

- Что увидел охотник,  когда пришел со службы?

- Где охотник искал лисят?

- Где он нашел лисят?

 -Как вы думаете,  почему животные жили у охотника?

- Как можно охотиться, чтобы не убивать животных?

Физпауза.

 – Ребята в лесу обитает много разных животных. Я предлагаю поиграть с медвежатами.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Повторное чтение рассказа.

- А сейчас послушайте рассказ   еще раз, и  будете его пересказывать. Запомнить  вам  поможет карта-схема ( воспитатель расшифровывает картинки). Дети пересказывают по частям.

Физпауза . В лесу  обитает много разных животных и все они передвигаются по -  разному.

По лосинному красиво                  (Руки над головой, ладони скрещены,

Ходит лось в лесу густом.                  идти высоко поднимая ноги)

По мышиному пугливо                   (Руки на поясе, бег на носках)

 Семенит мышонок в дом.

 И по- заячьи  зайчишка        (Руки перед грудью, согнуты в кистях,

 Все спешит запутать след.         Прыжки на двух ногах вправо-влево)

По- медвежьи ходит мишка,         (Руки согнуты в локтях, кисти рук – «лапы»,

Косолап он с детских лет        идти в перевалочку).

Игра «Подбери картинку».

- В  старину люди смотрели на животных  и сравнивали поведение животных с поведением и характером людей. И придумывали разные выражения. Например: «Колюч как….( воспитатель  выбираю картинку – ежа -)  Получается выражение : «Колюч, как еж». Дальше мы объясняем,  что значит это выражение. (Человек злой на язык, насмешливый).  

1)Хитер как… лиса - хитрый человек, который постоянно изворачивается.

2)Труслив как… заяц - отсутствие смелости у человека.

3)Голоден как… волк - очень проголодался.

Выкладывание из счетных палочек «Лисичка»

- Дети, в рассказе Е. Чарушина  лисята потеряли свою маму, им без мамы очень грустно. Я предлагаю сейчас выложить маму-лису из счетных палочек. (дети выкладывают  из  счетных палочек лисичку).

Итог. 

-Чем мы занимались сегодня на занятии? (Отгадывали загадки, расколдовывали животных, пересказывали рассказ, играли в игру «Подбери картинку», «Посчитай-ка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе

занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным....

Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"

Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста...