Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Бутырская Галина Ивановна

Данное тематическое планирование предлагается для работы с детьми старшего возраста. Включает в себя различные технологии: игровая, диалоговая, здоровьесберегающая и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_5-6_let.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 5-6 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе парциальной программы под редакцией О.С.Ушаковой: «Развитие речи дошкольников».

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их  интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

- обогащение и активизация словаря,

- воспитание звуковой культуры речи;

-совершенствование грамматической правильности речи;

- развитие связной речи.

Целью  является - овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

Задачи обучения:

1. Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.

2.Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать  переход из пассивного словаря в активный.

3. Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка:

    фонетический, лексический, грамматический.

4. Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.

5. Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его коммуникативной функции.

7. Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых речевых    явлений.

8. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.

9.Развивать  умения: взаимодействовать в  коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.

10.Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Цикл тем на год

1-я неделя 01.09 -05.09

Тема недели: «День знаний», тема занятия « Сегодня -дошколята, завтра-школьники

Цель: познакомить детей с осенним праздником - Днём знаний; формировать представление о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как о ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога.

Чтение стихотворения З. Александровой « В школу»; Г.Ладонщикова «Про себя и про ребят» ОБЖ «Правила поведения в игровой комнате и на прогулке»;     беседа на тему «Мы теперь в старшей группе», « На чём ты приехал в детский сад»                                                                                           ЗКР: звук «А», познакомить с гласным звуком [а]  и буквой А, учить определять место звука в словах, делить слова на слоги.

2-я неделя 07.09 -11.09

Тема занятия: «Земля- планета, на которой мы живём»

Цель: расширение кругозора о земле, знаний об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе. Стране, городе, символика. Беседа о земле, стране, городе.   Рассматривание  глобуса, слайдов, фильмов, карты города. Герб, рассказ педагога. Развитие связной речи, составление предложений, описательных рассказов.                                                                                                                                                              ЗКР: звук «У» познакомить с гласным звуком[у] и буквой У, место звука в словах (начале, середине, конце слов…

З-я неделя 15.09-19.09    

 Тема недели  «Дорожная азбука»

Тема занятия: Безопасность на дороге»

Цель: закрепить и расширить знания детей по ПДД. Развитие словаря (обогащение, уточнение и активизация словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).Развитие грамматического строя (построение сложных предложений разных типов).Совершенствование диалогической формы речи, умение вступать в беседу).                                                                                                                                                  

ЗКР- звук «А», «У». Закрепление звуков и букв А и У(букв и слогов).

4-я неделя 22.09-26.09

 Тема недели: «Осень разноцветная»

Тема занятия: «Осенняя пора, очей очарованье»

Цель: учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о явлениях живой и неживой природы, воспитывать эстетическое отношение к природному миру.

Беседа- наблюдение «Осенняя пора»; рассматривание и сравнивание картин И. Левитана» Золотая осень», В. Волкова «Осень». Тематическая прогулка «Осень золотая в гости к нам пришла».Д/и «С какой ветки детки», «Сложи картинку», «Найди ошибку», «Вершки и корешки». Составление рассказов по стихотворениям об осени.

ЗКР: «И», «О». учить определять место звука в словах, делить слова на слоги

5-я неделя 28.09-02.1О

Тема недели : «Кладовая природы»                                                                  

Тема занятия: «Огород»

Цель: Расширять обобщённые представления детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания, методах ухода, пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах. Что из них можно приготовить.

Д/И «Профессии», «Овощехранилище», «Вершки и корешки», «Сварим борщ», «Сварим компот», « Как собирают урожай», «закончи предложение»

Развитие связной речи – составление описательных рассказов.

Развитие словаря- умение обобщать, противопоставлять, сравнивать.

ЗКР- «А, У, И,О»

6 неделя 05.10-09.10

 тема недели « Труд взрослых»

Тема занятия «Труд людей осенью»

Цель; Закрепить представления детей об осеннем урожае,о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях, (хлебороб, тракторист, комбайнёр) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

Беседа на тему « Хлеб всему голова», « Как трудились наши предки». «Береги хлеб»

Д/И  «Орудия труда земледельца», « Кому -что нужно для работы», «От зёрнышка до хлеба»

Рассматривание иллюстраций « Откуда хлеб пришёл?»; «Уборка урожая»

ЗКР –звук «Э»

7 неделя 12.10-16.10  тема недели «Деревья и дары леса»

Тема занятия

Цель: учить различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Дать представления о хвойных, плодовых  деревьях России. Закреплять названия основных грибов, лесных и садовых ягод. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды по их строению и характерным внешним признакам.

ЗКР звук «Ы»

Словарная работа. Слова связанные с осенним периодом (листопад, дождливая погода),
ознакомление с основными признаками деревьев и запоминание названий деревьев (рябина.
береза, клен, дуб).                                                                                                                                                                                                                              
Развитие связной речи - обучать детей описывать картинку по заданной схеме

д/и «Собери и назови», «Угадай по губам».                                          

8-я неделя 19.10-23.10  Тема недели: «Перелётные птицы»»

Тема занятия: «Птицы»

Цель: Закреплять названия перелётных птиц; строение птиц; их внешние признаки. Уточнить понятия перелётные и водоплавающие птицы. Употребление существительных. прилагательных, глаголов, наречий.

Игровые технологии: д/и «игра в слова»; «Кто где живёт», «Расскажи о птице», «мнемотехника», стихи, загадки, наблюдения.

ЗКР- «А,О,У,Ы,И,Э» . В словах игра «Хлопки»

9-я неделя 26.10-30.10

Тема недели «Путешествие по странам и континентам»

Тема занятия: « Наши соседи по планете»

Цель: знакомим детей с обитателями степей, пустынь, крайнего севера, тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков. Познакомить с некоторыми особенностями приспособляемости к конкретным условиям обитания.

ЗКР -  звук «М», познакомить с согласным звуком [М], [М*]. Учить определять место звука в начале, середине и конце слова. Читать-АМ, МА, УМ, МУ, МАМА

10-я неделя 02.11-06.11

Тема недели: «Мир техники. Путешествие в прошлое и будущее»

Тема занятий «Мир предметов и техники»

Цель: расширять знания детей о предметах и технике, способах их использования. Учить устанавливать связи меду назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет, поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов. Уточнить виды транспорта; наземный, подземный, водный, воздушный)

Беседы на тему: «Что помогает нам в работе», «

Рассматривание тематического альбома «Знаменитые люди- изобретатели», «Помощники человека»

Д/И «Из чего это сделано», «Вчера, сегодня, завтра (путешествие по реке времени)

Развивающая образовательная ситуация «Что общего у этих предметов»

ЗКР - звуки «б», «п»

Сравнительная характеристика звуков, игра «поймай звук», игра «повтори песенку», » собери слова», проговаривание чистоговорок с этими звуками

l1-я неделя 09.11-13.11

Тема недели: «Наш город»

Тема занятия: « Достопримечательности С - Пб»

Цель: Расширять знания детей о родном городе, формирование представлений о памятниках. Развитие связной речи, Умение составлять описательный рассказ.

Беседы на тему: «История моего города»; «Улицы моего города»; «Где ты живёшь?»; «Мой район»

Рассматривание иллюстраций о городе, тематического альбома.

Составление описательных рассказов на тему: «Как я шёл в детский сад»

Д/И «Узнай, где я нахожусь?»; «Улицы города».

ЗКР-дифференциация звуков «С» и «С’»

Сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай звук», игра «Песенки», «Подарки», повторение чистоговорок, стихотворных текстов.

Узнавание звука в словах, игра «хлопки»

12-я неделя 16.11-20.11

 Тема недели: «Неделя игры и игрушки»

Тема занятия: « Моя подружка- моя игрушка»

Цель деятельности педагога: обогащать игровой опыт детей, посредством участия в с/ролевых играх, строительно- конструктивных, режиссёрских, театральных играх- драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх- экспериментированиях, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Д/И «Магазин игрушек», «Игрушки играют в прятки»,

Беседы на тему:  «Какими игрушками играли наши бабушки и дедушки»,

Рассматривание тематического альбома « Игрушки разных стран»; рассматривание иллюстраций на тему «Народная игрушка» «Дымковские барышни"

ЗКР звук [З]; [З”]. Закреплять интонационное выделение звука в слове и умение называть этот звук изолированно. Закреплять дифференциацию твёрдых и мягких, ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.                                                                                                      

13 неделя 23.11- 27.11

Тема недели; « Семья и семейные традиции»

Тема занятия: « Моя семья»

Цель деятельности педагога: Расширять представления детей о семье и родственных связях, вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям.

Беседы на тему: « Моя семья»; « Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» , «Портрет дедушки»; «Бабушкин портрет»

Рассказ воспитателя на тему: « Что такое генеалогическое дерево».

ЗКР звук [c]; [з]; дифференциация звуков, сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай песенку»; «Будь внимательным»; «Собери слова»; «Доскажи словечко», словосочетаний, чистоговорок с заданными звуками.

14 неделя 30.11-04.12

Тема недели: «Зима. Приметы зимы, игры и развлечения».

Тема занятия: «Зимняя сказка»

Цель деятельности педагога: Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность. Обобщать игровой опыт. Игры в зимнее время года.

Беседы о зимнем времени года,

Чтение стихов о зиме С.Я. Маршак «Декабрь»; загадок, примет, пословиц и поговорок.

Рассматривание картин русского художника И. Шишкина: «Иней»; «Еловый лес»; «Зима».

Д/И «Правила безопасности зимой»; «Кто больше знает слов?»

Показ слайдов на тему «Зимняя сказка» под музыку П.И. Чайковского «Времена года»

ЗКР-звук [С];[Ц], артикуляционная гимнастика, Сравнительная характеристика звуков «Ц» и «С». Игра «Повтори со мной», «Добавь слоги»,                        « Четвёртый лишний» и т. д.                                                                                                                                                                                                                                    

15 неделя 07.12-11.12

Тема недели: « В мире русской литературы»

Тема занятия: « Кто много читает, тот много знает»

Цель деятельность педагога: Формирование интереса детей к познавательной литературе, красоте и выразительности русского языка произведения. Пополнение литературного багажа рассказами, стихами.

Беседа по вопросам: «Зачем нужны книги»; «Правила пользования книгой»

С/р игра «Библиотека»

Рассказ воспитателя об истории эволюции создания книг (древние способы пересказа событий)

Познакомить с некоторыми детскими писателями и поэтами. А. Барто; К.Я. Чуковский.

ЗКР звуки [С]; [З]; [Ц]. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов, учить называть слова с заданным звуком, составлять трёхбуквенные слова.

16неделя 14.12- 18.12

Тема недели: «Народная культура и традиции»

Тема занятия:  «Народная культура и традиции»

Цель деятельности педагога: Расширения представлений детей об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками,  приметами,  пословицами, поговорками, сказками. Воспитывать интерес к  народной культуре.

Рассматривание тематического альбома «Деревянное зодчество», иллюстраций к русским народным сказкам.

Беседа на тему: «Куклы из прошлого» ц. дать представление о народных игрушках-оберегах, тряпичных куклах; познакомить с их историей, способами изготовления.

«Как питались люди на Руси? А что теперь кушают люди?»

ЗКР- обучать детей звуковому анализу слова.

Закреплять умение называть слова по определённому фонематическому признаку. Стр. 7 Л. Е. Журова

17 неделя 21.12- 25.12

28.12- 31.12

Тема недели: «Зимние чудеса»; «Новый год»

Тема занятия: «Новый год – самый волшебный праздник"

Цель деятельность педагога: Формирование эмоционально –положительного отношения к празднику. Познакомить с основой праздничной культуры, традициями празднования Нового Года в различных странах.

Чтение и рассказ воспитателя о традициях разных народов.

Разучивание стихов.

Просмотр мультфильмов на новогоднюю тематику.

Развитие словаря (обогащение сущ.-праздник, хоровод, карнавал, гирлянда, хлопушка, т.д.

Прилагательными, глаголами.

Д/И «Что это такое?»; « Опиши Ёлочку»; « Кто больше увидит?»

ЗКР звуки [с’] и [з']. Дифференциация звуков. Игра «Оса и оска»; сравнительная характеристика звуков, игра «Песенки», «Добавь слог», « Доскажи словечко»

18 неделя 11.01- 15.01

Тема недели: « Неделя зимних игр и забав»

Тема занятия: «

Цель деятельность педагога: расширенное  представление о зимних играх и забавах,

Составление описательных рассказов о видах забав. Рассматривание иллюстраций.

Задание пересказ стр.86 И.Н. Шевченко. Упражнение для развития умения согласовывать

движения с речью.

Чтение рассказа С. Георгиева: «Я спас Деда Мороза»

ЗКР-дифференциация звуков «з» и «ж»- совершенствовать слуховое внимание детей с помощью упражнений на различение звуков. Игра «Хлопки»; ст.49 И.Н. Шевченко. Игра «Кто поёт?»; сравнительная характеристика [з] и [ж]. Игра « Собери слова»; «Песенки»;

«Помоги собрать вещи»

Повторение предложений, с чётким произношением звуков, чистоговорок.

19 неделя 18.01- 22.01

Тема недели: «Неделя творчества»

Тема занятия: «День волшебного магнита»

Цель деятельности педагога: поддержание и стимулирование попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, развитие эстетического восприятия, эмоции и чувств, отклик на проявление красоты в окружающем мире, расширение опыта в применении и сочетании разнообразных материалов и инструментов..

Беседа и рассказ воспитателя на выбранную тему, проведение опытов и экспериментов.

Опыты: « Испытание магнита»

Просмотр мультика  «Лунтик и его друзья»

Демонстрация слайдов презентации о магните.

Игры с магнитами в центре экспериментирования.

Беседа на тему «О дружбе и друзьях».

Учить составлять рассказы на темы личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов

20 занятие 25.01- 29.01

Тема недели: «Блокадный кусочек хлеба»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: знакомство с ВОВ. Воспитание любви и уважения к участникам войны и бережному отношению к хлебу. Развитие связной речи (умение формировать и задавать вопрос).

Рассказ воспитателя Ленинградском блокадном хлебе, «Дороге жизни». Обсуждение проблемы бережного отношения к хлебу.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, дневников блокадных детей.

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение « Что это?»

ЗКР звук «Ш». артикуляция звука, характеристика звука, автоматизация звука в звукоподражаниях . Придумывание слов со звуком «Ш». В начале, середине ,конце слова.

21 занятие 01.02- 05.02

Тема недели: « Мальчики и девочки»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: расширение гендерных представлений детей, формирование

культуры организации свободного времени, удовлетворяющие интересы девочек и мальчиков, воспитание культуры общения мальчиков и девочек.

Развитие связной речи, обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения.

Ситуации общения на данную тему, загадки, игры,

ЗКР звуки [с]-[ш]; артикуляционная  гимнастика, повторение артикуляции звуков, повторение характеристики звуков, упражнения на развитие слухового внимания и памяти (с опорой на картинки), развитие зрительного внимания. Д/И «Что изменилось?». Звуковой анализ слов типа – сок, шум, мышь, сушь.

22 занятие 08.02-12.02

Тема недели: «Для чего нужны инструменты»;

Тема занятия: «С кем или с чем работают люди разных профессий»

Цель деятельности педагога: Расширение знаний детей о различных инструментах и их их предназначением. Развитие словаря (введение в словарь слов, обозначающих материал из которого сделан предмет)

Рассказ об инструментах разных видов: плотницких, сельскохозяйственных, медицинских, строительных….

Отгадывание загадок об инструментах. Д/И «Кому что нужно?»

ЗКР-звук [ж], артикуляция звука, сравнивание со звуком [ш], выделение слов                                                                                                                            Со звуком «ж» из предложений, придумывание слов на заданный звук.

 23 занятие 15.02-19.02

Тема недели: «Наши защитники»

Тема занятия: «Кто защищает нашу родину»

Цель деятельности педагога: Расширять знания детей о Российской армии, о трудовой, но почётной обязанности защищать родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые, ракетные), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми- стать защитниками Родины. Воспитывать детей в духе патриотизма , любви к Родине.

Развитие связной речи(обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения)

Беседа на тему: «Что за праздник папин день? Почему папу поздравляют с праздником?»

Чтение стихотворения В. Руденко: «Мужской праздник»

ЗКР- звуки «Ж-З», сравнение артикуляции звуков, дифференциация звуков в словах, Д/И»4-ый лишний», автоматизация звуков. Игра «Пчёлы и комары»

                                                                                                                                                                                                                                                                       

24 занятие 22.02-26.02

Тема недели: «Будь осторожен!»

Тема занятия: «Правила и нормы безопасного поведения»

Цель деятельности педагога: формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении,  с незнакомыми людьми( развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальным способами( алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться к помощи взрослых, в случае возникновения, способствовать становлению устойчивого интереса к правилам нормам безопасного поведения.

Беседа на тему: «Как правильно обращаться с колющими и режущими предметами»; «Огонь друг или враг?»; «Как работает мой организм?»

Д/И «Раз, два, три что может быть опастно- найди»; «Собираемся на прогулку»                                                                                                                   Развитие словаря (продолжение работы над смысловой стороной слова).

Составление описательного рассказа по картинке.

25 занятие 29.02- 04.03

Тема недели: «Международный женский день»

Тема занятия: «Что за день 8 марта?»

Цель деятельности педагога: Формирование элементарных представлений о Международном женском дне, о роли женщины в обществе, семье. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброжелательное отношение к старшим.

Беседа на тему: « Наши мамы»; чтение стихотворения Е. Благиной: «Посидим в тишине»,А.Л.Барто»Перед сном»

Рассказы на тему «как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём» Д/И «Где мы были не расскажем, а что делали покажем»

 Стихи .загадки, про мам и бабушек…

ЗКР-дифференциация звуков [ч] и[ ц]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «шумный бабах»

26 занятие 07.03-11.03

Тема недели: « Ранняя весна»

Тема занятия: « Весна пришла»

Цель деятельности педагога: Расширять знания о том, когда наступает весна. Развитие представлений о характерных признаках весны

Развитие связной речи (обучение рассказыванию по серии картин)

Грамматический строй речи (построение  сложных предложений)

Д/И «Подбери действие»; «Путаница» ; «Скажи нооборот» (стр 89-92Лексические темы под редакцией И.В.Козиной)

27 занятие 14.03-18.03

Тема недели: « Вода и её свойства»

Тема занятия: « Путешествие капельки»

Цель деятельности педагога: Углубление и систематизация знаний детей о значении воды в жизни человечества, знакомство с разными состояниями воды

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Агрегатное состояние воды. Экосистема «Водоем». Опыты и эксперименты с водой»

Оснащение: емкости для опытов с водой, иллюстрации разного состояния воды

 ЗКР, грамота звуки [ч] и [c]. Сравнение артикуляции. Дифференциация звуков изолированно. Дифференциация в словах. Д/И 4-ый лишний с заданными звуками. Д/И «Хлопки»

28 занятие  21.03-25.03

Тема недели:« «Речные, озерные, морские и аквариумные рыбы»

Тема занятия:«Рыбка плавает в водице…»

Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей о разновидностях рыб. Проблемы экологии.

Развитие словаря (проведение  работы над смысловой стороной слова)

 Связная речь (обучение творческому рассказыванию)

Рассказ педагога о рыбах. Рассматривание иллюстраций по теме. Наблюдение за поведением рыб в аквариуме.

Дидактическая игра «Кто где живет?» ; «Рыбаки»; «Четвёртый лишний

29 занятие 28.03-01.04

Тема недели: Книжная неделя» (театральными тропами)

Тема занятия: «Откуда пришла современная книга?»

Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о книге. Знакомство с театрами.

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Знания о частях книги, о различных видах книг (словари, энциклопедии, альманахи), уметь ими пользоваться

Оснащение: использование разной литературы, афиши, билеты

ЗКР. Звуки «Ч-С-Ц-ТЬ». Артикуляционная гимнастика. Найти на картинке слова на заданный звук. Звуковой анализ слов: МЯЧ, ТОК,ТЮК, СУП. Развитие слухового и зрительного внимания с картинками на звуки. Д/И «Чего не стало?»; «Что изменилось?»

30 занятие 04.04-08.04

Тема недели: « Что нам стоит дом построить»

Тема занятия: « Я б в строители пошёл, пусть меня научат…»

Цель деятельности педагога: Знакомство детей с профессиям людей их жильем и быте. Отличие города и деревни.

Рассказ  педагога  с опорой на представление детей с использованием иллюстраций и карты


Обогащение активного и пассивного словаря

 грамота- Согласование существительных с числительными 2 и5 в именительном и родительном падежах. Д/И «У тебя есть- у меня нет….»

ЗКР: звук «Щ». Артикуляция звука. Характеристика звука из ряда других. Придумывание слов на заданный звук.

31 занятие 11.04-15.04

Тема недели: «Космические просторы»

Тема занятия: «Космос. Солнечная система».

Цель деятельности педагога: Формирование представлений о космосе, об освоении космоса людьми, планетах, галактике, путешествиях, космических кораблях, о происхождении луны, солнца, звезд.

Беседа по вопросам: «Кем вы хотите быть? Почему? Чем вам нравится эта профессия?»

«Кто такие космонавты?»

Разучивание стихотворения В. Степанова : «Ю. Гагарин»

Рассказ о полёте 1 ого космонавта.

развитие связной речи (совершенствование диалогической формы речи, высказывание своей точки зрения, рассуждение..)

Беседа о космосе, рассказ о полете первого космонавта,  космической технике , луне, Галактике. Конструктивная деятельность

История космонавтики от первого спутника до наших дней.

Оснащение: фотографии и иллюстрации, глобус. Презентация,

придумывание игр.

Обогащение словаря: «Кто больше «космических слов знает и объяснит» - активизация знаний детей о космосе, предметах, технике, связанной с космосом.

32 занятие 18.04-22.04

Тема недели: «Цветущая весна»

Тема занятия: «Весна пришла»

Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей об изменениях в природе

Развитие связной речи (Обучение рассказыванию по серии картин)

Грамматический строй речи (учить строить сложные предложения)

Беседа, загадки, составление описательных рассказов. Наблюдение в природе, природные явления.

Связная речь, обучение составлению вопросов: Д/И «Загадочная картина» (дети с помощью вопросов по представлению о весне, должны выяснить содержание картины, которой не видят).

ЗКР звуки «Щ»- «СЬ». Сравнение характеристики. Придумывание слов на заданный звук.

32 занятие 25.04-29.04

Тема недели: «Насекомые»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: Закрепление представления детей о насекомых их главные признаки. Умение сравнивать и выделять общие и отличительные признаки.

Рассказ педагога. Воспитание любознательности, использование дидактических игр, пособий.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Зрительное внимание: Д/И «Кто больше?» нахождение различий и сходств на картинках, с изображением жуков и бабочек.

ЗКР: Звук «Р». Артикуляция звука, характеристика звука. Игра на звукоподражание «Эхо»

33 занятие 02.05-06.05

Тема недели: «Юный гражданин»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: Раскрытие содержания прав человека, развитие толерантности, чувство свободы, справедливости.

Конвенция о правах ребёнка, подбор художественных произведений, сказок «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди»..

Рассказ воспитателя о Конвенции, о правах ребёнка

Дидактические игры.

34 занятие 10.05-13.05

Тема недели: «День победы»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: Расширение представления о ВОВ. Воспитание патриотизма, любви к Родине

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Великая отечественная война. Герои войны: взрослые, дети. Военная техника. Незабываемые страницы блокадного Ленинграда. Парад Победы. Наши ветераны. Подвиг в семье.

Оснащение иллюстрации, книги, фильмы.

Связная речь: Развивать умение правильно строить предложение.

ЗКР- звук «Р»- повторение артикуляции. Придумывание слов со звуком «р». Игра «Хлопки»; «Эхо».

35 занятие 16.05-20.05

Тема недели: Скоро в школу»

Тема занятия:

Цель деятельности педагога: Формирование представлений о школе, эмоционально-положительное отношение к школе, усвоению знаний, знакомство с трудом учителя, обязанностях учеников.

Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы), загадывать загадки и ребусы.

Знакомство со школой, правилами поведения на уроке. Экскурсия в школу.

Школьные принадлежности.

Оснащение иллюстрации, экскурсия в школу, школьные принадлежности.

ЗКР- звуки «Р-Л»,. Сравнение артикуляции . Придумывание слов.

36 занятие 23.05-27.05

Тема недели: «День города Санкт-Петербурга»

Тема занятия: « Пушкинские места в Санкт-Петербурге»

Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о городе

Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Символы нашего города. Они жили в Санкт-Петербурге- жизнь замечательных людей(А.С. Пушкин).. театры, музеи.

Санкт-Петербург будущего.

Оснащение: портреты великих людей, картины и панорамы города, достопримечательности.

Д/И «Экскурсия по городу»; «Строим город »; «Какой наш город?»

Загадки про Санкт-Петербург (логическое мышление)

ЗКР- звуки «Р» и «Л». Дифференциация звуков изолированно. Придумывание слов с заданным звуком. Определение места звука в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...

Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...

План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...