Конспект занятия для подготовительной группы "Весь мир кормлю, а сама не ем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михеева Галина Алексеевна

О. о. "Речевое развитие". Знакомство детей с трудом людей, работающих на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_podg._gruppe_ves_mir_kormlyu_a_sama_ne_em.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной группе

на тему

«Весь мир кормлю, а сама не ем»

Программное содержание:

  • воспитывать любовь детей к родной земле, уважение к людям, работающим на земле; познакомить детей с трудом крестьян-земледельцев по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришёл»;
  • подобрать действия к каждой сюжетной картинке и составлять предложения с подобранными действиями;
  • упражнять детей в словообразовании: учить образовывать слова, обозначающие профессии крестьян, работающих на земле,  сложные слова и отглагольные существительные;
  • подобрать признаки (эпитеты) к слову «земля»;
  • познакомить детей с гласными буквами  А, О, У, Ы, Э и звуками «а», «о», «у», «ы», «э».
  • Продолжить учить детей дифференцировать понятия «буква», «звук».
  • Учить детей определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  • Учить детей писать печатные буквы А, О, У, Ы, Э заглавные и строчные.
  • Обратить внимание детей на особенности буквы Ы. (Она никогда не стоит в начале слова, поэтому не имеет заглавной формы).
  • Скандирование двух-, трёхсложных слов, деление слов на слоги, составление простейшей схемы слова.

Предварительная работа: отгадывание и заучивание загадок о земле: «Весь мир кормлю, а сама не ем», «Кто в году четыре раза переодевается?», «И топчут её, и режут её, а она не серчает – добром отвечает».

        Материалы и оборудование: серия сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл» (пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, приготовление муки, хлебопечение); азбука в картинках, предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданные звуки, предметные картинки с изображением предметов, обозначаемых двухсложными и трёхсложными словами, тетради, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности

Педагог напоминает детям загадки о земле:

                Весь мир кормлю, а сама не ем  (Земля)

                Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

                И топчут ее, и режут её,

                А она не серчает –

                Добром отвечает.

                                (Земля)

Педагог предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл?».

Педагог. Мы с вами живём на земле. С древним времён люди говорят, что земля кормит человека, и ласково называют её «земля-матушка», «земля-кормилица».

Давайте внимательно рассмотрим картины и расставим их по порядку  (в логической последовательности).

Далее педагог предлагает детям назвать действия на каждой картине:

Боронить – рыхлить землю, разбивать комья.

Сеять – бросать зерно в приготовленную боронованную землю.

Подкармливать – вносить удобрения.

 Убирать урожай – косить (при помощи комбайна срезать колосья); молотить – (сбивать зёрна с колосьев при помощи молотилки).

Хранить – везти собранное зерно на элеватор – место, где хранят зерно.

Молоть – везти на мельницу, где зерно превращают в муку.

Выпекать – везти на хлебозавод, в пекарню, где выпекают хлеб.

        Педагог предлагает детям придумать название к каждой из картин (упражнение в образовании отглагольных существительных):

Пашут – вспашка, пахота.

Боронят – боронование.

Сеют – сев.

Подкармливают – подкормка.

Убирают (урожай) – уборка (урожая).

Хранят (зерно) – хранение (зерна).

Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба).

Словесная игра «Кто работает на земле?»

Работает на тракторе – тракторист.

Пашет землю – пахарь, землепашец.

Работает на комбайне – комбайнёр.

Разводит овощи – овощевод.

Разводит сады – садовод.

Выращивает свёклу – свекловод.

Выращивает хлеб – хлебороб.

Вопросы педагога к детям по содержанию серии сюжетных картин:

- Без чего не может прожить и дня человек?

- Какой главный продукт питания человека?

- Почему люди называют землю кормилицей? (Земля кормит людей и животных, она добра и щедра к людям, работающим на ней.)

- Как люди должны обращаться с землёй-кормилицей? (Любить, ухаживать за ней, обрабатывать её.)

Педагог. Давайте, ребята, найдём самые нежные, самые красивые слова-признаки к слову «земля». (Русская, родная, любимая, богатая, щедрая, плодовитая, добрая, святая.)

Стихи о Земле – кормилице

Чудесная наша родная земля,                        Она не разделит: кто мал, кто велик,

Дубравы, чащобы, леса и поля.          Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Мне милы дороги, луга, берега,

И каждому сердцу земля дорога.        Бескрайняя ты, сложно всю обойти,

        Но, как хорошо – есть дороги, пути.

Родная земля всех накормит, вспоит,        Для русского пахаря – в сердце одна.

Обует, оденет, тепло подарит.        А всем ты на добрую участь дана.

                                                                                                (И. Ревю)

Педагог. Добрая кормилица, матушка-земля – это общий дом для людей, животных, растений…Земля и жизнь неразделимы, они «идут» бок о бок. Мать сыра земля растит хлеб на благо людское, воспринимает удары стихии, унимает ветры вольные, «поглощает силы в бездны кипучие». «До скончания веков остается земля всё той же матерью для живущего на ней народа». Всякому человеку – и щедрому и не  очень – земля даёт приют. А человек ей – почтение.

Поклон земле

Земля в апреле пахнет хлебом.        Копая, сея, поливая,

Для земледельца – это знак.        Как будто заново живём.

К едва расставшейся со снегом        Ветхозаветные сказанья

Земле уже стремится злак.        О нашей матушке-земле

И мы, хоть вовсе не крестьяне,        Встают из глубины сознанья

Так жаждем преуспеть во всём!        Как родовой завет семье.

                                (М. Черных)

Педагог обращает внимание на магнитную доску, на которой развешены буквы из азбуки в картинках Аа,  Оо, Уу, ы, Ээ.

Педагог просит детей прочитать буквы.

Затем спрашивает:

- Что написано на картинках? (Буквы)

- Что такое буква? (Буква – это то, что мы пишем, видим, читаем.)

- Какой звук издают эти буквы? (Гласный)

- Почему он гласный? (Потому что он произносится долго, поётся.)

Затем педагог обращает внимание детей на букву «ы».

Педагог. Посмотрите, ребята, все буквы вышли гулять парами: мама с дочкой (заглавная буква – мама и строчная буква – дочка). Только одна буква гуляет без мамы. Это буква «ы».

- Почему она одна? (Потому что эта буква сердитая.)

- Почему она сердитая?  (Потому что она никогда не стоит в начале слова. Из-за этого она очень рассердилась и осталась одна, без мамы.)

Словесная игра «Доскажи слово»

Педагог загадывает детям загадки, дети их отгадывают и в слове-отгадке называют первый звук:

                                                         Всех на свете он добрей,

                                                         Лечит он больных зверей,

                                                         И однажды бегемота

                                                         Вытащил он из болота.

                                                          Он известен, знаменит

                                                         Это доктор… (Айболит)

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [а])

Выставляется предметная картинка с изображением доктора Айболита.

                                                          Летом в огороде – свежие, зелёные,

                                                          А зимой в бочке – жёлтые, солёные.

                                                          Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

        (Огурцы)

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [о])

Выставляется предметная картинка с изображением огурцов.

                                                          Он плывёт по простыне,

                                                          Как кораблик по волне.

                                                          Он хозяйкам добрый друг –

                                                          Электрический… (утюг).

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [у])

Выставляется предметная картинка с изображением утюга.

                                                           На лучинке, в бумажке,

                                                           В шоколадной рубашке,

                                                           В руки просится само.

                                                           Что же это?  (Эскимо)

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [э])

Выставляется предметная картинка и изображением эскимо.

                                                           Мы услыхали от совы,

                                                           Что нету слов на букву Ы.

Педагог ещё раз напоминает детям про особенности буквы Ы.

Затем педагог размещает на магнитной доске картинки с изображением предметов, обозначаемых двусложными и трёхсложными словами, дети скандируют эти слова, делят на слоги, выделяют ударный слог голосом, составляют простейшую схему слов (работают в тетрадях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Забота о своём здоровье» с использованием кондуктивной игры «Самое дорогое на свете»

Данное  интегрированное   занятие формирует у детей понятия  о здоровом образе жизни.Зная основы здорового образа жизни, дети будут сознательно относиться к собственному здор...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Самый нежный цветок подснежник" (рисование методом тычка)

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники: «Пуантилизм» (рисование методом тычка).Тема: « Самый нежный цветок- подснежник»-  позволяет развивать спе...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе "Самый нежный цветок подснежник" (рисование методом тычка)

- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму.-формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования ( ребёнок успокаивается от ритма р...

Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Моя мама – самая лучшая на свете»

Мама много сил, здоровья, отдает всем нам.Значит, правда нет на свете лучше наших мам.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18595936","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ТНР по теме «Моя Армия – самая сильная!»

Приоритетная область: познавательное  развитиеИнтеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие познавательное развитие физическое развитиеречевое развитиеПедагогич...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город самый красивый, мой город самый родной»

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город самый красивый, мой город самый родной»Задачи:- познакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, историческим прош...