Конструкт НОД "Птицы весну принесли"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Киреева Надежда Леонидовна

Данное занятие было проведено в рамках комплексно-тематического занятия "Весна" с детьми 5 лет с ТНР, где были широко использованы элементы ИКТ, метод наглядного моделирования для обучения детей составлению коротких описательных рассказов и развития познавательных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_ptitsy_vesnu_prinesli.docx44.79 КБ
Файл publikatsiya_dyhanie_kireeva_v.l.docx832.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

ДОУ: МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 "Тополёк"

ФИО: учитель-логопед Киреева Надежда Леонидовна, I квалификационная категория

Методическая тема занятия: «Птицы весну принесли» (в рамках образовательного проекта по лексико-семантической теме «Весна»)

Тема, сообщаемая детям: «Приключения Сороки»

Цель: формирование  и закрепление у детей общих естественно- научные представлений о птицах, расширение кругозора посредством познавательной и элементарной  исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связных речевых высказываний, наглядных форм мышления и творческих способностей детей.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Длительность: до 35- 40 минут

Вид  НОД: интегрированная образовательная игровая ситуация.

Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка на основе комплексной коррекционно-образовательной программы развития детей 4-7 лет с ОНР (Н.В. Нищева), адаптированного методического комплекта Т.А. Ткаченко (использование зрительных схем и символов при обучении рассказыванию).
Реализация образовательных областей: "Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Основные задачи по интегрируемым областям:
социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам деятельности; формирование умения выполнять установки в соответствии с заданным игровым алгоритмом.

познавательное развитие: формирование первичных представлений об объектах (предметах) окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, части и целом); развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие пространственных представлений; формирование основ экологической культуры.

речевое развитие: актуализация и обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической форм речи; формирование начальных предпосылок к обучению грамоте.

художественно - эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательная, речевая, музыкальная, двигательная.
Методы (приёмы) инноватики: приемы моделирования (мнемотехники) при заучивании игровых упражнений и игр, при обучении составлению описательных рассказов; показ воспитателя и действия детей на интерактивной доске; ; использование интерактивных развивающих познавательно-речевых игр; интеграция приемов мнемотехники, бионергопластики.

Средства реализации:

  • наглядные :наборы картинок "Птицы"; игровые карточки для работы по составлению описательных рассказов о птицах, образец - схема составления описательного рассказа; карточки для выполнения заданий на развитие внимания и мышления; шапочки -ободки "Сорока", "Скворец", "Ласточка"; карточки "Как появляются птицы"; каучуковые шарики (ядра грецких орехов), пособия на развитие физиологического дыхания; кольца Луллия, большие бумажные конверты с марками "Птицы"; макет "Лес".
  • мультимедийные: компьютерная  презентация; игровые упражнения на интерактивной доске в программе SMART. литературные: стихи, загадки о весне и птицах; тексты игровых упражнений, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, упражнения на релаксацию; самомассажа; рассказ Н. Сладкова "Птицы весну принесли".
  • аудио-видео записи: "Голоса птиц"(МедиапроигрывательVLC)

Оборудование: столы с раздаточным материалом, интерактивная доска, мольберт, магнитная доска, доска-планшет.

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы:

используемые в ходе совместной познавательной, речевой деятельности методы и приёмы будут способствовать  развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • ребенок проявляет интерес к речевой, познавательной деятельности; инициативу и самостоятельность;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • ребенок  проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности; инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • ребенок постепенно овладевает учебными действиями (на основе ФГОС :умение анализировать и обобщать, сравнивать, участвовать в диалоге и монологе; овладение навыками моделирующей деятельности).
  • Предшествующая работа: Наблюдение за птицами на прогулках (как передвигаются по земле, летают, внешнее строение, чем питаются и т.д.); экскурсии (рассматривание гнезд на деревьях, скворечников); разучивание игр малой подвижности, организация игр в группе и на участке детского сада («Птицелов», «Десять птичек стайка», «Любопытные сороки», «Грачи» и т.д.); рассматривание комплектов карточек, картин и беседы по ним; чтение рассказов и беседы (Н. Сладков «Ранняя птичка», «Птицы весну принесли», «Все хотят петь», «Грачи прилетели»; В Бианки (Грачи открыли весну», "Наши птицы"; К. Ушинского «Смелая ласточка», «Ласточка»); чтение познавательной прозы (Л. Толстой «Воробей и ласточка», И. Соколов-Микитов «Трясогузки», Н. Сладков «Соловей поёт», «Соловей и лягушка», «Почему зяблик-зяблик?», «Кукушкины годы», «Скворцы-знахари»); заучивание загадок,  песенок - потешек, диалогов; заучивание игровых упражнений, пересказ коротких  фонетических рассказов и сказок о птицах с опорой на символические изображения (мнемодорожки, мнемотаблицы), знакомство с символическими изображениями при составлении описательных рассказов; продуктивная деятельность: конструирование из бумаги, сложенной "гармошкой"

( птички, крона деревьев), лепка из пластилина "Птичка"; интерактивная игра (CD-диск) "Перелетные птицы"; разучивание и выполнение артикуляционной гимнастики "Как Язычок спас Ворону от кошки".

Задачи

образовательной программы

Задачи

с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные: продолжать формировать у детей интерес к окружающему миру, миру природы;  обобщить и систематизировать полученные знания о перелетных птицах; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов, умение согласовывать существительные с числительными; закреплять умения составлять описательные рассказы, ориентируясь на зрительные опоры (символы); учить способам моделирования рассказов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое  и зрительное восприятие; закреплять навыки элементарного самомассажа.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию; расширять и актуализировать словарный запас по теме (название птиц: скворец, грач, ласточка, кукушка и т.д.; называние признаков: проталины, гнезда, ледокол и т.д. );развивать эстетический вкус, творческие способности; активизировать мыслительные процессы (зрительное внимание, целостное восприятие, мышление,  аналитико-синтетическую деятельность); творческое воображение; развивать качества творческой личности: инициативность, изобретательность.

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга; выполнять словесные инструкции; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, в паре, (группе);  формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий.

Воспитывать бережное отношение к птицам, птенцам;  к живой и неживой природе.

Активизировать речевую активность Ильи С., Семёна С., Вики Б., Егора Т.при выполнении игровых упражнений, составлении описательных рассказов (Маши З, Полины В., Данила К.)

Обратить внимание на правильное выполнение упражнений дыхательной гимнастики (Артем А., Саша Ж., Родион Т.)

Формировать умение внимательно слушать и осуществлять самоконтроль при выполнении индивидуальных заданий (Андрей Б., Ева Ф., Ева К., Вениамин С).

Технологическая карта хода занятия

Этапы (последовательность)

деятельности.

Содержание

деятельности

Действия

(деятельность) педагога

Действия (деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемый результат.

Мотивационно-побудительный

Создание мотивационного поля.

Эмоциональное погружение.

Основной

Актуализация знаний и словаря детей.

Беседа с опорой на опыт детей

Сюрпризный момент

Организационно-поисковый.

Создание проблемной ситуации, сообщение темы, постановка цели.

Выполнение упражнений, игровых заданий, отгадывание загадок в соответствии с заданным алгоритмом.

Игры малой подвижности (по выбору детей)

Упражнение на релаксацию.

Продуктивная деятельность

Игровые действия, создание ситуаций поиска правильного выполнения решения.

Работа в группах:

Дифференцированное выполнение упражнений, в соответствии с уровнем развития детей.

Рефлексивно -корригирующий

Итоговая мини-беседа.

Припоминание всех заданий.
Самоанализ полученных знаний.

Перспектива на дальнейшую деятельность

Создание интереса к последующей моделирующей деятельности.

Открытый конец занятия, информация для размышления.

Приветствие " Солнечный лучик": руки кверху мы поднимем,

Лучик солнечный возьмём.

Мы его к груди прижмём и гостям его пошлём.

Фонопедическое упражнение"Весной"

Воспитатель: Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:"Раз,2,3,4,5 - будем мы весну встречать!"

Вводная беседа "Что же такое птицы"

Диалог "Скворец и Воробушек".

"Зашифрованное письмо" от Сороки.

"Прилет Сороки".

Выполнение упражнения "Где живет сорока?" (самомассаж биологически активных точек)

Выполнение заданий по ходу решения созданной проблемной ситуации:

1. Письмо от Грача (пальчиковая гимнастика "Мы лепили куличи..."; последовательное раскладывание картинок во время чтения рассказа Н. Сладкова "Птицы весну принесли".

2. Письмо от Трясогузки (И/у "Не ворона, не сорока и не чайка, что за птица? Отвечай-ка!);

3. Письмо от Сороки (Игра малой подвижности "Любопытные сороки";

4. Письмо от Кукушки (выполнение упражнения на развитие дыхания "Яйца в гнездышках); упражнение на релаксацию "Полет птиц"; работа за столами на листах бумаги "Лабиринт" (найди путь кукушки до гнезд).

5. Письмо от Ласточки (Диалог "Ласточка, ласточка...; и/у "Знаешь ли ты..?);

6. Письмо от Соловья (И/У "Вот дала мне птичка хрупкое яичко..." Игровой самомассаж;

задания по выбору детей: "сосчитай птиц и расставь цифры", "Чьё гнездо?", "Составление птиц из набора геометрических фигур и вспомогательного материала по схемам".

7. Письмо от Дятла (определение последовательности : кольцо превращения "От яйца до птицы"; ассоциативная цепочка)

Игра "Птицелов", звукоподражание голосам птиц "Птичий базар" с включением аудиозаписи "Звуки леса".

"Оживление" макета "Лес".

Составление "Карты памяти" занятия.

Педагог начинает приветствие, настраивающее

детей на радостное содержательное

общение.

Выполняет движения вместе с детьми.

Активизирует детей по ходу проведения беседы вопросами с опорой на личный опыт.

Предлагает детям угадать, от кого пришло письмо, обращая внимание на значки-символы.

Предлагает детям рассмотреть карту (алгоритм путешествия) на интерактивной доске и отправиться вместе с Сорокой в путешествие по лесу в поисках гнезда.

Организовывает деятельность детей в ходе выполнения игровых ситуаций, упражнений.

Предлагает рассмотреть мнемодорожку, отдельные условные знаки и схемы.

Активизирует детей на дальнейшую деятельность.

Организует детей на игру, напоминает правила.

Чтение по ходу выполнения стихотворения "Кукушка

Помогает детям распределить роли при чтении диалога.

По ходу чтения текста вкладывает в детские ладошки, сложенные "гнездышком", каучуковые мячики

Предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц, их гнезд-домиков и соединить птицу с её гнездом.

Предлагает рассмотреть картинки и переставить их в определенной последовательности.

Включаются в совместную деятельность, стоя по кругу.

Выполняют движения в сочетании со звукоподражанием.

Эмоционально

выразительно произносят слова диалога.

Рассматривают символическое изображение, помогающее узнать описание основных признаков внешнего вида и повадок птицы.

Выполняют упражнения самомассажа с текстовым сопровождением.

Определяют по значкам (символам) на каждом конверте название птицы.

По очереди говорят слова: "Не сорока, не ворона, и не чайка, какая птица, угадай-ка", показывают картинку  -основной  отличительный признак описания птицы и угадывают птицу (кукушка, грач, скворец, соловей, трясогузка, и т.д.)

Активно включаются в игровую проблемную ситуацию, предлагают свои варианты ответов, участвуют в коллективной и индивидуально-подгрупповой работе.

Производят круговые массажные движения ладоней, используя активный нажим на середину ладоней, по окончании складывают "яички" в гнездышко.

Участвуют в беседе и слушают рассказ  в сопровождении слайд- показа.

Создается положительный

Настрой к занятию, восприятию игрового материала.

Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков.

Развитие психических процессов.

Актуализируется словарь по теме.

Закрепляются знания о разном по времени прилете птиц.

Развитие мелкой моторики и стимуляция мозговой деятельности.

Развитие психических процессов.

Развитие умения соотносить текст с выполнением действий, координация движений, развитие общей и мелкой моторики.

Обогащение словаря детей.

Формирование умений сравнивать, делать выводы (обобщения);

Формирование объяснительной монологической и диалогической форм речи.

Развитие умения сопоставлять, размышлять, устанавливать связи и ассоциативные цепочки.

Развитие умения составлять описательные рассказы, формирование связных речевых высказываний.

Формирование навыков моделирования.

Примечание: возможно изменение содержания игр и игровых упражнений, их количество и последовательность в структуре технологической карты.

Литература

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2011.

Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И., М., Просвещение, 1979

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М., Гном и Д, 2002.

Новикова И.М. Комплексный подход у изучению темы: Птицы в детском саду. М., Гном и Д, 2005

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. М., ТЦ Сфера, 2013

Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть III. СПб., Детство - Пресс, 2015.



Предварительный просмотр:

Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, с общим недоразвитием речи.

В.Л. Киреева,

Воспитатель МАДОУ №16 «Тополек»

Н.Л. Киреева,

Учитель-логопед МАДОУ №16 "Тополёк"

г. Серов, Свердловская область.

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей. А. Рождественской; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что положительно влияет на работу организма.

Не секрет, что источником образования звуков является целенаправленная и сильная воздушная струя, которая выходит из легких через гортань, глотку, полость рта, носа наружу. Правильное речевое дыхание – основа правильной речи. Несовершенства речевого дыхания, неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Физиологическое дыхание детей с ОВЗ (ОНР) имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений, игровых заданий.

 Для чего это нужно? Прежде всего правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, а также поможет правильно произносить те или иные звуки.

В своей практике мы стараемся сохранять этап оздоровительных моментов в коррекционном процессе.

Установлено, что на протяжении дошкольного детства дети с ОВЗ отстают от сверстников по показателям среднесуточной двигательной активности. Поэтому, одним из этапов в организации любого, в том числе и логопедического занятия с ребенком ОВЗ, считается систематическое использование не только дыхательных, но и циклических упражнений в ходьбе, беге, танцевальных элементах и др.

 Прежде чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

     Многие игровые дыхательно-гимнастические комплексы и упражнения для развития правильного речевого дыхания мы используем как самостоятельно, так и в структуре занятий.

В логопедической работе воспитателя и учителя-логопеда в раздел «дыхательная гимнастика» включены упражнения:

  • Для развития продолжительности речевого выдоха;
  • Дыхательные упражнения с движением и речью;
  • Дыхательные упражнения с активизацией воображения;
  • Дыхание в контрастном режиме;
  • Дыхание с добором воздуха;
  • Упражнения на развитие обоняния.

Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

  • На музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;
  • На занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;
  • На индивидуальных логопедических занятиях при выполнении дыхательной гимнастики;
  • На логопедических занятиях по вызыванию и уточнению изолированных звуков.

Работу по формированию правильного (рационального) дыхания мы проводим в следующей последовательности:

  • Развитие груднобрюшного типа дыхания.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

- добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («звуковые дорожки»: спиральки, волнистые и ломаные линии; «гимнастика гласных звуков»;

- на одном выдохе произносить 3-4 слога;

- правильно произносить фразу из 2-3, и далее из 3-4, 5-6 слов

Например, игровое упражнение «Паровозик»:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка (подбор слов-признаков (Какой? Какая? Какое? Какие?) и развитие правильного речевого дыхания.

Дети выкладывают картинки-схемы в каждый «вагончик», постепенно добавляя по одной картинке, и на выдохе произносят фразы, сначала короткие, а затем –более длинные.

Это яблоко.

Это красное яблоко.

 Это красное, вкусное яблоко.

Это красное, вкусное, сладкое яблоко.

Это красное, вкусное, сладкое, ароматное яблоко.

  • Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы или скороговорку;
  • Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов. (Например, фонопедическое упражнение «Весной» (Авторская разработка: метод В. Емельянова, М. Лазарева)

Существует определённая система, которой мы по возможности, придерживаемся при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое(жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Физиологическое(жизненное) дыхание.

Речевое дыхание.

Фазы: вдох-выдох-пауза.

Фазы: вдох -пауза-выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот

Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое(4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха(1:2 или 1:3).Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Начинаем занятия с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые включаем в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в тёплое время года- в прогулки.

Наиболее важным при развитии физиологического дыхания являются, так называемые, классические упражнения. Их цель координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

  1. Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

        Варианты. Вдох обычный -выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.

        2.. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

3.Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

        4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается зажать нос пальцами.

        5. Комбинированный вдох

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

6.Послушаем своё дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания.

        И.П.- стоя, сидя, лёжа. Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя, и откуда выходит;

* какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

* какое дыхание: поверхностное(лёгкое) или глубокое.

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

        Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки.

        7 Подыши одной ноздрёй.

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

        И.П. – сидя, стоя,

* правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй сделать тихий продолжительный вдох.

* как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть – через правую ноздрю сделать тихий продолжительный – выдох, чтобы в животе образовалась «ямка».

.        8. Погладить крылья носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами 5-6 раз.

9.Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону-вдох, возврат в исходное положение -продолжительный выдох. То же в другую сторону.

Используем широко игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи (например, «Одуванчик», «Костер», «Свеча», «Погреем ладошки», «Сдуй птичку», «Листья летят» и др.). Используем в повседневной работе простой в оформлении и эффективный в постановке правильного дыхания тренажер –вертушку, приспособление с бельевыми прищепками для сушки носков. В зависимости от сезона на прозрачные тонкие ленточки прикрепляем с помощью прищепок снежинки, листочки разного цвета, облака, тучки с капельками, птичек, насекомых и т.д.

После того как у детей будет сформирован длительный выдох, постепенно вводим голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр, голос:

  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и, затем, согласных звуков: [Ш]- «Гуси шипят», «Каша кипит», «Шар лопнул»; [Ж] – «Жук», «Пчела»; [С, З]- «Насос», «Ветерок», Мельница». «Комарик» и др.).
  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: «Часики» (тик-так), «Петушок» (ку-ка-ре-ку), «Дровосек» (Ух-х-х), «Аромат цветов» (Ах! Ах, как вкусно! Ах, какой аромат! Ах, как вкусно пахнет) и т.д.

Используем игры-соревнования, направленные на совершенствование функций дыхания (правильного носового дыхания, выдоха без надувания щек, плавного короткого и длительного выдоха): «Фасолиевые гонки», «Футбол», «По тропинке», «Посади картошку в каждую лунку», «Колобок», «Лети, бабочка» и т.д.

  Таким образом, хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. И наша задача как можно эффективнее использовать любые приемы, пособия, виды деятельности для более быстрой коррекции всех речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Список литературы.

  1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб., Детство-Пресс, 2012
  2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2012.
  3. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - С.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 128с. - (Учебно- методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников").
  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., АСТ, 2016.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию познавательных способностей и речи "Птицы Весну принесли!" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Птицы Весну принесли!" для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и речи....

Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!

Конспект комплексного занятия по формированию экологического сознания с элементами аппликации для детей среднего возраста....

Экологический проект "Птицы , весну принесли "

У детей совершенствуется речь. И они задают много вопросов, познавательной направленности. Ребёнок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинст...

Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме " Весна. Птицы прилетели - весну принесли".

Календарно - тематическое планирование подробно раскрывает работу по теме на неделю....

Календарно-тематическое планирование по теме недели «Весна. Птицы прилетели – весну принесли» средняя группа

Программное содержание: Закрепление и        расширение   знаний детей о перелетных птицах и представлений детей о весенних изменениях в живой и неживой природе...

Конструкт НОД "Птицы весну принесли"

Данное занятие было проведено в рамках комплексно-тематического занятия "Весна" с детьми 5 лет с ТНР, где были широко использованы элементы ИКТ, метод наглядного моделирования для обучения д...