Игра ка средство речи у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Магомедова Наида Огтаевна
 

      Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

      Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

      Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

      Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.

      К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

      Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:

  • обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста; постепенно расширять и обновлять их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи.
  • использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

      Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

      Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

      Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

      Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

      Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Именно поэтому необходимо делать пальчиковую гимнастику ( «Часики», «Мы писали», «Этот пальчик» и т.д.).

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.
  • Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  • У ребёнка развивается воображение и фантазия.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

        Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

      Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем, оформляющимся играм детей, В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

      Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним детям трудно.

      Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

      Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

      Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.

      Для  развития  продуктивного  общения,  способности к сопереживанию, взаимопомощи необходима система комплексной работы с детьми:  

  • Оборудование в группе игрового уголка, где  можно развернуть сюжетно - ролевые игры  "Семья", «Больница», "Парикмахерская»,  « Ателье», «Почта» и др. Для  совместных  игр мальчиков  создать   условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и др
  • Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные  для  них  личностные качества. Поэтому в течении  года пополняется театрально-игровая среда костюмами, разными атрибутами и видами театра. Также сюда включается работу перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения...), обыгрывание ситуаций и сказок.
  • .Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются различные дидактические игры. ( Н.: «Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках.  
  • Игры «Профессии», « Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно – ролевых играх  

      Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение».

Развитая игра – это коллектив в деятельности. В ней нужны контакты. Для развития формы речевых высказываний используются речевые игры: «Кукла сломалась», «Что делает?», «Жадина», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.

      Работа по развитию доброжелательности. Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема» «Коврик мира» ... Очень понравилось детям упражнение "Птенчики", которое помогло проявить и пережить чувство заботы. В работе на сближение детей, развитию доверия можно использовать игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».

          Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать. Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить: игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. Чтение произведений о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи

      В книжном уголке подбираются книги нравственного содержания, с яркими  иллюстрациями, на которых персонажи отображают в различные эмоции и настроение, подбираются картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Можно приобрести альбом с репродукциями сюжетных картин "Мы играем в детском саду", «Профессии».

      В музыкальном уголке подбирается фонотека детских песен, классической музыки, сказок и различных звуков природы для слушания. В течение года фонотека пополняется фонограммами песен и танцев, разученных на музыкальных занятиях. Организовывается прослушивание музыки с целью повышения эмоционального фона, а так же понимания детьми настроения музыки.

      Прослушивание сказок и других литературных произведений в исполнении артистов помогает детям лучше понять эмоции героев. Постановка воспитательных задач в разных видах деятельности помогает обогатить игру и общение детей:   Использование экскурсий, встреч с людьми разных профессий помогает раскрыть содержание труда взрослых с разных сторон, обогатить детей яркими впечатлениями об окружающем, а в дальнейшем разнообразить сюжет игры.   На музыкальных занятиях, занятиях по рисованию, лепке и аппликации наравне с обучающими задачами ставятся задачи на воспитание заботы, внимания доброжелательности, отзывчивости. Среди интересных тем можно выделить «Улыбнись другу», «Осеннее пальто для куклы», «Сапожки для Сережки"  Использование пальчиковых игр «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка.», «Нам здороваться не лень», «Мы делили апельсин», «Мамины помощницы», «Можно и нельзя», «Строим дом» так же формирует модель доброжелательных отношений   Создание условий в группе нацелено на развитие самостоятельной деятельности детей, на полноценное общение в игровой деятельности, на умение вести себя определенным образом с игрушкой. Дети стремятся к взаимодействию друг с другом. но не всегда точно знают и соблюдают требования, предъявляемые к тому или иному персонажу выбирают уместные способы общения со сверстником, проявляют доброжелательное отношение к нему   Организация работы с детьми по развитию навыков игрового общения со сверстниками строится согласно следующим подходам: - заинтересовать проблемой, ввести в игровую ситуацию. Для этого детям задаются вопросы: «Что происходит? Что случилось? Как возникла проблема? Кто участники событий? Почему возникли затруднения?» - вызвать сопереживание участникам ситуации и понимание их затруднений. Вопросы: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо?» - побудить детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации. Вопросы: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать?» - включить детей в конкретное практическое действие. Проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт. - помочь пережить чувство удовлетворения от успешно решенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. Все ли довольны? Как мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства вы пережили? Если мы вместе, мы решим все наши проблемы- проявить интерес к личному опыту детей, способствуя самоутверждению ребенка и проявлению 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

      Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

      Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

      Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

      Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.

      К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

      Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:

  • обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста; постепенно расширять и обновлять их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи.
  • использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

      Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

      Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

      Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

      Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

      Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Именно поэтому необходимо делать пальчиковую гимнастику ( «Часики», «Мы писали», «Этот пальчик» и т.д.).

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.
  • Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  • У ребёнка развивается воображение и фантазия.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

        Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

      Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем, оформляющимся играм детей, В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

      Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним детям трудно.

      Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

      Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

      Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.

      Для  развития  продуктивного  общения,  способности к сопереживанию, взаимопомощи необходима система комплексной работы с детьми:  

  • Оборудование в группе игрового уголка, где  можно развернуть сюжетно - ролевые игры  "Семья", «Больница», "Парикмахерская»,  « Ателье», «Почта» и др. Для  совместных  игр мальчиков  создать   условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и др
  • Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные  для  них  личностные качества. Поэтому в течении  года пополняется театрально-игровая среда костюмами, разными атрибутами и видами театра. Также сюда включается работу перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения...), обыгрывание ситуаций и сказок.
  • .Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются различные дидактические игры. ( Н.: «Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках.  
  • Игры «Профессии», « Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно – ролевых играх  

      Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение».

Развитая игра – это коллектив в деятельности. В ней нужны контакты. Для развития формы речевых высказываний используются речевые игры: «Кукла сломалась», «Что делает?», «Жадина», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.

      Работа по развитию доброжелательности. Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема» «Коврик мира» ... Очень понравилось детям упражнение "Птенчики", которое помогло проявить и пережить чувство заботы. В работе на сближение детей, развитию доверия можно использовать игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».

          Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать. Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить: игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. Чтение произведений о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи

      В книжном уголке подбираются книги нравственного содержания, с яркими  иллюстрациями, на которых персонажи отображают в различные эмоции и настроение, подбираются картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Можно приобрести альбом с репродукциями сюжетных картин "Мы играем в детском саду", «Профессии».

      В музыкальном уголке подбирается фонотека детских песен, классической музыки, сказок и различных звуков природы для слушания. В течение года фонотека пополняется фонограммами песен и танцев, разученных на музыкальных занятиях. Организовывается прослушивание музыки с целью повышения эмоционального фона, а так же понимания детьми настроения музыки.

      Прослушивание сказок и других литературных произведений в исполнении артистов помогает детям лучше понять эмоции героев. Постановка воспитательных задач в разных видах деятельности помогает обогатить игру и общение детей:   Использование экскурсий, встреч с людьми разных профессий помогает раскрыть содержание труда взрослых с разных сторон, обогатить детей яркими впечатлениями об окружающем, а в дальнейшем разнообразить сюжет игры.   На музыкальных занятиях, занятиях по рисованию, лепке и аппликации наравне с обучающими задачами ставятся задачи на воспитание заботы, внимания доброжелательности, отзывчивости. Среди интересных тем можно выделить «Улыбнись другу», «Осеннее пальто для куклы», «Сапожки для Сережки"  Использование пальчиковых игр «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка.», «Нам здороваться не лень», «Мы делили апельсин», «Мамины помощницы», «Можно и нельзя», «Строим дом» так же формирует модель доброжелательных отношений   Создание условий в группе нацелено на развитие самостоятельной деятельности детей, на полноценное общение в игровой деятельности, на умение вести себя определенным образом с игрушкой. Дети стремятся к взаимодействию друг с другом. но не всегда точно знают и соблюдают требования, предъявляемые к тому или иному персонажу выбирают уместные способы общения со сверстником, проявляют доброжелательное отношение к нему   Организация работы с детьми по развитию навыков игрового общения со сверстниками строится согласно следующим подходам: - заинтересовать проблемой, ввести в игровую ситуацию. Для этого детям задаются вопросы: «Что происходит? Что случилось? Как возникла проблема? Кто участники событий? Почему возникли затруднения?» - вызвать сопереживание участникам ситуации и понимание их затруднений. Вопросы: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо?» - побудить детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации. Вопросы: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать?» - включить детей в конкретное практическое действие. Проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт. - помочь пережить чувство удовлетворения от успешно решенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. Все ли довольны? Как мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства вы пережили? Если мы вместе, мы решим все наши проблемы- проявить интерес к личному опыту детей, способствуя самоутверждению ребенка и проявлению активности. Эти подходы учитываются  при  организации разных форм  работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социал...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения . Подвижные игры дошкольников и младших школьников...