Буклет для родителей старшей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

В буклете представлены особенности речевого развития воспитанников старшей группы компенсирующей направленности, основные задачи развития речи, речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_roditeley_razvitie_rechi_detey_5-6_let.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  5-6 лет

К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 – 3500 слов. Он начинает активно пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступным произношение слов сложной слоговой структуры (транспорт и т.д.).

Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.

Звукопроизношение приближается к норме. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки, звук Р может заменяться звуком Л. Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.

Дети 5-6 лет все чаще пользуются сложными предложениями, увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка.

При составлении развернутых суждений дети испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

Чтобы речь Вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов.

Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра фильма. Задавайте такие вопросы, на которые предполагается подробный, развернутый ответ. Анализируйте поступки героев литературных произведений. Стимулируйте к активному комментированию своих действий, когда он играет, выполняет какое-то задание.

Если малыш плохо запоминает прочитанное, не может пересказывать, предложите ему каждое прочитанное предложение проиллюстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.

На данном возрастном этапе необходимо продолжать развивать фонематический слух ребенка, учить различать звонкие и глухие согласные. Аналогично проводится работа на дифференциацию твердых и мягких звуков.

Задачи развития речи детей 5-6 лет

Развитие лексико-грамматических средств языка

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Развивать понимание речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Формировать умение различать и выделять в словосочетаниях названия признаков по назначению и вопросам: «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Формировать  представления о многозначных словах на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций - гаечный  ключ, ключ от замка.

Упражнять в образовании (по образцу) однокоренных слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

Расширять навык построения разных типов предложений.

Формировать умение детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Формировать умение составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Формировать умение составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать небольшие тексты.

С детьми играйте и речь развивайте!

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

 

 МБДОУ ДС №1 «Сказка» пгт. Джубга

   Памятка для родителей

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ

                                           Подготовил

                               учитель -логопед

                               Хрипунова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"

В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...