Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мартынова Ольга Владимировна

   Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»

Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.

Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организационного поведения.

Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_suhomlinskomu.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»

Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.

Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организационного поведения.

Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные картинки, картинно-графический план рассказа , цветные карандаши, тетради, трафареты листьев.

                                                Ход занятия.

Первая часть занятия проводится на улице.

1.ОМ

Чтение произведения В.А. Сухомлинского

                            Осенний клен

Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Оста-

новились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась

перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки

и не задрожат, и не зашепчут.

— Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел

от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуван-

чика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчико-

вого цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуван-

чик, — листочек и пожелтел.

— А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый

и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.

— Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый,

будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас

приснилось ее крыло клену.

Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали,

будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.

Ответы на вопросы :

- О чем этот рассказ?

- О каком времени года идет речь?

- Какое дерево увидели дети?

- Что снилось клену?

- Какие листочки были у клена?

- Что сделали дети, чтобы не тревожить сон клена?

2. Упражнение « Покажи и назови»

-  Давайте сейчас вместе посмотрим вокруг и назовем, какие еще есть деревья, ветки, семена.

  • Кленовую ветку, кленовый лист, кленовые семена.
  • Еловую ветку, еловую шишку, еловые иголки.
  • Рябиновую ветку, рябиновые ягоды, рябиновый лист.
  • Дубовую ветку, дубовый лист, дубовые семена (желуди).
  • Сосновую ветку, сосновую шишку, сосновые иголки.
  • Березовые сережки, березовый лист, березовую ветку.
  • Липовый лист, липовые цветы, липовую ветку.

(Это кленовая ветка. Это кленовый лист. Это кленовые семена И т.д.)

  1. Упражнение «Придумай сон»(психогимнастика)

- Представьте, что вы деревья. Закройте глаза и подумайте, какой сон снится вам вспоминая лето. Как грело ваши листики солнышко, как обдувал нежно ветерок. Как птички пели песенки. И т.п.

- Что вам приснилось? (ответы детей)

4. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся

Дети кружатся.

И на дорожки плавно ложатся.

Садятся на корточки.

Под ногами шуршат, шелестят,

Топают ногами.

Будто опять покружиться хотят.

Кружатся и садятся на корточки.

 Вторая часть занятия в группе.

В гости пришел Незнайка.

5. Игра «Помоги Незнайке».

-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.

-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнайка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленового листьев желтого цвета.)

-Я в лесу нашел осенний листик.

-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)

Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.

Логопед составляет картинно-графический

-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.

Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по цепочке).

-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.

6.Пальчиковая гимнастика.

Один-два-три-четыре-пять!

Дети загибают пальцы по одному

Будем листья собирать:

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Березовый, дубовый,

Рябиновый, кленовый, липовый.

Загибают пальцы по одному на другой руке.

Мы листья соберем,

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Своей маме отнесем!

На ладошках «подносят» маме букет

7. Игра «Поправь Незнайку».

  • Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.
  • Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.
  • Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.

8. Работа в тетрадях « Обведи по контуру»

Дети обводят по контуру листик и раскрашивают его.

9. Итог занятия.

Что мы сегодня видели на занятии?

Что мы делали на занятии?

Какой рассказ слушали?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "Веселый поезд" НОД "Осенний клен".

Конспект НОД по обучению детей общению."Весёлый поезд".Коллективная работа.Младшая группа.Конспект НОД по обучению детей общению."Осенний клён".Коллективная работа.Средняя группа....

Беседа по произведениям В.А.Сухомлинского

Занятие по художественной литературе в старшей группе.Итоговая беседа по прочитанным произведениям В.А. Сухомлинского....

Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка".

Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка"...

Мнемотаблица к произведению В.А. Сухомлинского "Как Белочка Дятла спасла".

Мнемотаблица к произведению "Как Белочка Дятла спасла" поможет быстро запомнить рассказ....

Конспект НОД "Весенний ветер" (по произведению В.А. Сухомлинского)

Формирование у детей представлений о прекрасном в жизни и искусстве в разных видах деятельности: слушании музыки, чтении  рассказов, рисовании....