Путешествие в Африку
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ткаченко Венера Рустамовна

Цель: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; развить способность анализировать, делать выводы; воспитать любознательность; познакомится с методом «монотипия», учить рисовать пальчиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_afriku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в Африку.

Цель: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; развить способность анализировать, делать выводы; воспитать любознательность; познакомится с методом «монотипия», учить рисовать пальчиком.

Материалы: Географическая карта, иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки; оборудование к опыту (лампа, песок, карандаши), краски (гуашь), чистые листы бумаги; игрушки — животные; аудиозапись (рык льва и т.д.), фен

Предварительная работа: работа по карте; рисование пальцем, строительство самолета из кубиков.

Ход:

I Айболит приглашает нас совершить еще одно путешествие. Куда же мы отправимся?

Айболит: Доплывем до Занзибара,

Поплутаем по Сахаре,

Поглядим Килиманджаро,

Погуляем с Гиппопо

По широкой Лимпопо.

  • Догадались, куда мы совершили путешествие? В Африку! Попробуйте сами найти ее на карте. Сделать это не сложно. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Нашли Африку.
  • Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?

Африка — царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка В Африке много пустынь.

  • Что такое ПУСТЫНЯ, как вы думаете? Пустыня от слова пусто, пустынно.

Посмотрите (иллюстрация), земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью. Там очень мало растений, почти нет животных.

  • Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до Африки? (можно лететь на самолете, а можно на пароходе через Средиземное море).

II Наш самолет приземлился в пустыне Сахара.

Сахара — самая большая пустыня мира, ее называют «Королевой пустынь». В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей (поток воздуха из фена надо сделать горячим).

  • Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? (Оказывается могут). Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома, то его корни достанут до земли.
  • Зачем растению такие длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землей)

Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное с большим горбом на спине. («Выходит» верблюд)

Верблюда называют «Кораблем пустыни».

  • Как вы думаете, почему? (Движения его такие плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные).

Почему не жарко им в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей)

Эксперимент: На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней.

Что надо сделать, чтобы не убирая руку, не чувствовать жара? Надо чем-то защитить руку, т. е. Поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок мела.

Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? Копытами. Какие они у верблюда? На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос надо провести Эксперимент.

В небольшую емкость насыпается песок (манная крупа). Необходим отточенный с одного конца карандаш. Представьте, что вы оказались в пустыне. Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша)

  • Что вы заметили? (Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы — нет. Поэтому мозоли у верблюда — широкие).
  • У кого еще природа создала подобное приспособление? (У Северного Оленя для ходьбы по снегу). Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри верблюда могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них: они маленькие и заросшие волосками.

Людей от песчаного ветра защищают белые плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног.

  • Почему одежда должна быть плотной? (Чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека)

Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне.

Продолжаем путь (слышен грозный рык) — кто это? (Лев-царь зверей). Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему важно льву быть незаметным?(он хищник — выслеживает добычу) На охоту выходят как правило львицы: они более подвижны, ловки, удачливы в охоте. Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы (иллюстрации).

В Саванне очень трудно спрятаться — там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? «Быстро бегают». Львы нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.

Представьте, что в каком-нибудь месте Земли вдруг исчезли бы все хищники. Что бы произошло? «Некому бы стало охотиться на травоядных, их становилось бы все больше и больше...Огромные стада травоядных съели бы всю растительность» . Львы не дают травоядным животным размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения.

В Саванне живет самое высокое животное на Земле. Кто это? (Жираф) У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой С 2-этажный дом и достает до самых верхушек высокий деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа — листья акаций. Рядом с жирафами часто пасутся зебры, антилопы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза , помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая голову, он видит все вокруг.

В Африки живет самая крупная птица в мире.О ней говорят:

И петь не поет

И летать не летает.

За что же народ

Его птицей считает? (Б.Заходер)

«Есть крылья, клюв». Страусы откладывают яйца, из которых вылупливаются птенцы. 3-4 самки откладывают яйца в одну неглубокую ямку, выкопанную в песке, и самец страус высиживает их. Яйца у страуса 15-17 см в длину и 13-15 см в диаметре.

Страус очень прожорлив. Его еда — растения, ягоды, зерна. А чтобы еда лучше переваривалась, страус иногда проглатывает кусочки железа и прочие предметы.

Люди разводят страусов из-за из великолепных перьев. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает также быстро, как лошади. Страус — птица сильная и задиристая. Заметив, опасного зверя, он порой сам бросается ему навстречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги у лошади.

А вот и африканские гиганты — Слоны!

  • Осмелится лев напасть на слона? Слон — могучее, очень сильное животное. Льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона — хобот. Что делает им слон? (Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи переносит довольно толстое дерево, защищается от врагов.

В Саванне есть, небольшое озеро. Это водопой.

  • Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны — напиться, искупаться. Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя.
  • Кто это? (Бегемот) Пасть его огромная,Э клыки достигают 65см в длину. Особенно большие клыки на нижней челюсти . Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора.

III Наше путешествие продолжается.

Куда дальше отправимся?

Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы.

Это Килиманджаро. Они возвышаются посреди открытого, ровного пространства. Килиманджаро — трехглавая гора. Все его 3 головы покрыты снегами и ледниками. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям.

На склонах горы растут бананы, апельсиновые и кофейные деревья.

IV Полюбовавшись горами, мы отправляемся к реке ЛИМПОПО.

Это широкая, очень красивая река. По берегам реки растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы. Давайте здесь отдохнем!

V Релаксация с психологом

VI Сейчас мы с вами отправимся в художественную студию, где сделаем для себя сувениры в память о нашем путешествии.

Рисовать будем необычным способом. На столах лежат шаблоны. Их необходимо хорошо закрасить гуашью и приложить к альбомному листу один раз. Такой метод называется «Монотипия» («моно» - один). Затем обведите контур тонкой кисточкой, остальное рисуем пальчиком. Девочки из жирафа дорисовывают точки, а мальчики у слона — ухо, глаз.

Каким цветом рисуем жирафа? Слона? Пятна у жирафа?

Какой кисточкой закрашиваем шаблоны?

Как удобнее расположить альбомный лист?

Приступим к выполнению задания (под музыку)

VII Заканчиваем наше путешествие. Покажите гостям сувениры. Сейчас занимайте свои места в самолете. Отправляемся домой!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Путешествие в Африку"

«Путешествие в Африку»Обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; упражнять в согласовании существительных с прилагательными; упражнят...

"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью  вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления  дошкольников ...

"Путешествие в Африку"

Познавательно-математическое занятие с использованием новационных технологий способствует развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления у дошкольников....

игра-путешествие "Путешествие в Африку"

Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в Африку....

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....