Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» в старшей группе
материал по развитию речи (старшая группа)

Долгая Анна Николаевна

перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» в старшей группе №5 "Аленькие цветочки"

Воспитатель: Долгая Анна Николаевна

Литература:

1. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 272с. - (Развиваем речь)

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского  сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004, - 112 с.

3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 432 с.

4. О.Н. Сомкова «Образовательная область «Коммуникация» Методический комплект программы «Детство»

Сентябрь

Тема: «Наш детский сад»

Цель: обеспечить условия для психологически комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Задачи: воспитывать уверенность, чувство хозяина в своей группе, ответственность за предлагаемые преобразования в группе; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в коллективе сверстников; развивать внимательное отношение друг к другу, обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь

Сомкова О.Н.  стр. 134

Тема: «Рассказ о личном впечатлении «Наши игрушки»

Цель: обеспечить психологический комфорт ребёнку в детском саду.

Задачи: Закреплять умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; произносить слова отчетливо и внятно, выделять звуки из слов, регулировать силу голоса.

Ушакова О.С.  стр.  32-33

Тема: Пересказ художественного произведения Л.Толстого «Пожарные собаки» ; игровая ситуация: "Узнай по описанию»

Цель: создать благоприятные условия для игр,  развивать умение узнавать предмет на картинке по некоторым внешним признакам.  

Задачи: закреплять умение детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; подбирать определения , синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений – путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; обогащать словарь детей.

Ушакова О.С.  стр.97-9; Сомкова О.Н.  стр. 110

Тема: Чтение художественных произведений. "Как аукнется, так и откликнется" (по произведениям Е.Благиной "Посидим в тишине", Л. Квитко "Лемеле хозяйничает", нанайской сказке "Айога").

Цель:  учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Волчкова В.Н.  стр. 76-81

Октябрь

Тема: Чтение художественных произведений. "У природы нет плохой погоды".(По произведениям Е.Трутневой "Осень", А.Плещева "Осень наступила", А.Пушкин "Унылая пора...", "Уж небо осенью дышало...").

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, , понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический сслух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детейкоординацию движений с речью.

Волчкова В.Н   стр. 21-25

Тема: рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана "Золотая осень".

Задачи: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Волчкова В.Н.   стр. 25-27

Тема: Пересказ художественного произведения. Я. Тайц "По грибы".

Цель: продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интлнацией характеры персонажей, своё отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ поролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Волчкова В.Н.   стр. 19-21

Тема: Творческое рассказывание."Интервью у осеннего леса"

Цель: познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Волчкова В.Н.   стр. 18-19

Ноябрь

Тема: Придумывание сказки «Приключение зайца»

Цель: формировать умение придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжеты товарищей; подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добиваться внятного и четкого произношения слов и фраз, выделять слова с данными звуками из фраз, закрепит представления об ударных и безударных слогах.

Ушакова О.С.   стр 101-103

Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ по картине, используя точные слова для обозначения цвета; закреплять умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; уметь отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса

Ушакова О.С.   стр 90-92

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Цель: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя ,выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения.

Ушакова О.С.   стр. 74-76

Тема:  Игровая ситуация «Подбор действий»

Цель: обогащать словарь детей; развивать умение соотносить объект с его действиями.

Сомкова О.Н.  стр. 111

Тема : «Составление рассказа на заданную тему»

Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Ушакова О.С.   стр.48-50

        Декабрь

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Цель: закреплять умение при описывании событий указывать время действий, используя разные типы предложений, подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»; добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки /ц/ /ч/, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Ушакова О.С.   стр .79-84

Тема: «Ознакомление с предложением».

Цель: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложения»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Ушакова О.С.  стр.84-88

Тема: Творческое рассказывание. "Сочиняем сказку про Деда Мороза".

Цель: активизация детского воображения; подготовка к литературно-словесному творчеству; использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

Волчкова В.Н.   стр. 39-41

Тема: «К нам приходит Новый год»

Цель: углублять представление о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы, зимних праздниках. Развивать формы монологической речи – составление описательных рассказов по представлению, повествовательных рассказов из личного опыта. Развивать творчество детей – составление писем, описание новогодних подарков, сочинение сказок о животных. Воспитывать желание и умение поддерживать праздничное настроение.

Сомкова стр 137

Январь

Тема: Рассказывание об игрушках. "Подарки от Деда Мороза".

Цель: продолжить учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развёрнутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Волчкова В.Н.   стр. 45-46

Тема: Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (по произведениям Э.Мошковской "Обида"; А.Кузнецовой "Поссорились"; Н.Дуровой "Две подружки").

Цель: создать атмосферы гуманного и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:  учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к  близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

Волчкова В.Н.  стр. 11-15

Февраль

Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Цель: закреплять умение связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; понимать и объяснять смысл поговорок. Ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования

Ушакова О.С.  стр 111-112

Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Игры зимой»

Цель: закреплять умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от темы; употреблять предлоги с пространственным значением; произносить фразы, насыщенные словами со звуками 
с/ и /ш/, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, обратить внимание, что слоги в слове звучат по-разному.

Ушакова О.С.   стр 67-70

Тема: «Сильны и могучи Защитники России»

Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества, интерес к русской военной истории; воспитывать чувство гордости, сопереживания, симпатии к воинам и воинской службе; расширять представление детей о военной истории, о нравственных качествах, присущих воинам.

Сомкова стр 138

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Цель: закреплять умение передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; подбирать подходящие по смыслу определения; закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множ. числа; обратить внимание на формы изменения глагола /хотеть/; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов

Ушакова О.С.   стр 61-64

Март

Тема: «Самая красивая мамочка моя»

Цель: воспитывать уважение и любовь к матери, желание помогать ей, оберегать о волнений и лишних забот; обогащать представление детей о профессии мамы, особенностях ее трудовой деятельности; познакомить детей с произведениями искусства, посвященными женщине

Сомкова стр 140

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова "Грачи прилетели"

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения. сравнения, метафоры.

Волчкова В.Н.   стр. 81-83

Апрель

Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Цель: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам ,назначению, употребляя названия качеств, активизировать употребление слов противоположного значения, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству; учить образовывать по аналогии названия предметов посуды.

Ушакова О.С.   стр. 58-61

Тема: Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик»

Цель: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует –взрослый записывает);

Подвести к образованию название профессий исходя из занятий; активизировать в речи названий профессий исходя из занятий профессий и действий ; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

Ушакова О.С.   стр. 106-107

Тема: Составление рассказа по предложенному плану на тему «Как Сережа нашел щенка»

Цель: формировать умение составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; закрепить умение строить сложные предложения в ситуации письменной речи; давать задания на образования слов – названий профессий

Ушакова О.С.   стр. 110-111

Тема: Дидактическая игра «Волшебные слова»

Цель: развивать у детей умение сравнивать предметы, выделяя признаки различия и сходства. Упражнять детей в выполнение обследовательских действий для определения признаков предмета. Обогащать словарь детей, развивать умение сознательного использовать в речи многозначные слова. Развивать диалогическую речь: умение доброжелательно возражать собеседнику, убеждать его.

Сомкова   стр. 79

Май

Тема: Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

Учить придумывать загадки;

Подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе.

Ушакова стр. 47-49

Тема: Чтение художественных произведений. "Старый друг лучше новых двух" (по произведениям В.Драгунского "Друг детства" и А.Барто "Игрушки").

Цель: учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать своё отношение к персонажам,  поддерживать диалог.

Волчкова В.Н.  стр. 104-107

Тема: «Напиши письмо»

Цель: формировать умение составлять письмо, используя традиционные для эпистолярного жанра структурные и стилистические особенности; закреплять умение выражать свое отношение к герою сказки, описывать свои чувства, переживания, давать советы.

Сомкова стр 102

Тема: Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Цель: закреплять умение самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении

Ушакова О.С.   стр. 92-94

Тема: Игровая ситуация: Узнай по описанию»

Цель: развивать умение узнавать предмет на картинке по некоторым внешним признакам; обогащать словарь детей.

Сомкова стр 110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе, подготовительной(ЗПР, нарушение речи системного характера)...

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе (ЗПР, нарушение речи системного характера)

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе для детей с задержкой психического развития, нарушением речи....

Календарно-тематическое планирование по разделу речевое развитие в старшей группе

Представлено тематическое планирование по разделу "Речевое развитие" в старшей группе детского сада...

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе (ЗПР, нарушение речи системного характера)

1 занятие в неделю, всего — 31 занятие месяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя5 неделяСентябрьДиагностика ДиагностикаДиагностикаЗнакомство. Овощи. Фрукты. Цвет, форма, величи...

Перспективное планирование по Художественно-Эстетическому Развитию (аппликация) старшая группа 2022-2023 учебный год

Аппликация - это важная часть в Художественно-Эстетическом развитии детей дошкольного возраста, дети развивают творческое воображение, умение создавать композиции, развивать мелкую моторику, владение ...