"Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе ДОУ"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
"Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе ДОУ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.68 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.30 - 31 | Вспомнить с детьми названия знакомых детям народных сказок. Познакомить с новым произведением: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы), присказкой «Начинаются наши сказки…» Продолжать учить составлять описательные рассказы об игрушках. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, закреплять правила поведения в группе. | Текст сказки «Заяц - хвастун» с иллюстрациями, игрушки, корзина. | Беседа, чтение произведения, анализ пословиц, рассматривание игрушек, составление рассказов по ним, дидактическая игра «Каждой игрушке свое место». | Рассматр. Иллюстр в уголке книги, беседы о книгах, рассматривание игрушек в игровых уголках. Напоминание правил пользования книгами и игрушками в группе. | Рекомендации к чтению детям сказок. |
2 | Пересказ сказки «Заяц – хвастун». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.30 - 32 | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, закреплять правила поведения в группе. | Текст сказки с иллюстрациями, игрушки, корзина. | Беседа, пересказ произведения, рассматривание игрушек, составление рассказов по ним. | Рассматривание иллюстраций в уголке книги, беседы о книгах, рассматривание игрушек в игровых уголках. Напоминание правил пользования книгами и игрушками в группе | Рекомендации к чтению детям сказок. |
3. | «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков з-с» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 32 - 34 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух, познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками з-с. Раб тетрадь. «Уроки грамоты» Стр. 3 (Задание 1) | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика | Упражнения детей в проговаривании слов со звуками з-с. | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
4. | Составление рассказа «Осень наступила» Чтение стихотворений о ранней осени». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.34 - 36 | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Картина «Осенний день» из серии О. Соловьевой «Четыре времени года», аудиозапись «Сентябрь» П. И. Чайковского, план рассказа (модель). Р.т «Прописи» Стр7 | Худ слово, рассматривание картины, беседа, составление рассказа по плану-модели. Слушание муз. произведения и беседа по его содержанию физминутка | Рассматривание картин и чтение рассказов об осени. Повторение стихов об осени. Индивидуальная работа с детьми по обучению рассказыванию по плану-модели | Прогулка в осенний лес |
5 | Заучивания стихотворения И. Белоусова «Осень». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.36 - 37 | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Произведение И.Белоусов «Осень» аудиозапись «Сентябрь» П. И. Чайковского Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр.2 | Выразительное чтение стихотворения воспитателем, беседа, словарн работа, заучивание стихотв детьми и выразительное его чтение, физминутка | Словарная работа. Заучивание стихотворения. | Беседа с родителями о развитии речи детей. |
6. | Рассказывание по сюжетной картине «Осень» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 38 -39 | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Картина «Осень», «Прогулка в лесу». (Наглядно – дидактическое пособие «Осень» (серия «Рассказы по картинкам» - М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ)) Аудиозапись «Сентябрь» П. И. Чайковского, план рассказа (модель). | Художественное слово, рассматривание картины, чтение стихотворения. | Словарная работа. Чтение еще двух отрывков из стихотворения И. Белоусова «Осень». Обсуждение синтаксического строя стихотворения. | Д/и «Когда это бывает». |
Октябрь | ||||||
1 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.39 -40 | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем. | Книга с иллюстрацией Книга с иллюстрацией Рабочая тетрадь «Прописи» Стр.4 | Беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций. | Словарная работа. Д/и «Имена существительные». Д/и «Подбери прилагательное». Заочное путешествие по лесу. Чтение стихотворения «Пудель». Беседа по стихотворению. Рисование по содержанию стихотворения. | Д/и «Подбери прилагательное к существительному |
2 | Обучение рассказыванию: описание кукол. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.42 - 43 | Помочь детям составить план описания куклы; учить, пользуясь планом, самостоятельно составлять описание куклы. Обогащать словарь детей. Воспитывать доброе отношение к игрушкам. | Две куклы, различные по внешности и одежде. | Рассматривание кукол,, Рассказ воспитателя, объяснение, составление рассказов –описаний я. | Рассматривание и игры с куклами в группе, беседы о любимых куклах | Д/и «Опиши куклу». |
3 | «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков с-ц». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 43 - 44 | Закреплять правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах , выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесение слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | Фишки, три одноцветные и одна двухцветная пирамидка. Произведение Я. Щоголев «Ранним утром» Картинки с изображением предметов со звуком С-Ц Р.Т «Уроки грамоты» Стр.4(2) | Беседа, Художественное . слово, чистоговорки, артикуляционная гимнастика | Д/упр. «Слушай внимательно», «Кто больше назовет слова», Д/и «Найди слово» Упражнения детей в проговаривании слов и чистоговорок со звуками с-ц., индивидуальная работа. | Д/и «Дифферинцируй звуки правильно». |
4 | Рассказывание по сюжетной картине «Ежи» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 45 - 46 | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину, учить самостоятельно составлять по ней рассказ, придерживаясь плана. Продолжать формировать знания о животных родного края, их среде обитания, питании и т.п. Обогащать словарный запас детей, побуждать использовать в речи прилагательные, характеризующие персонажей картины. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы товарищей, оценивать их, аргументируя свой выбор. | Картина «Ежи». (Из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М..: Просвещение) или другая подходящая по теме картина Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр.1 | Художественное . слово, рассматривание картины, беседа, составление плана рассказа. составление рассказов детьми. | Чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций к ним, индивидуальное составление рассказов с дет | |
5 | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 46 - 47 | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр.10 | Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Назови по картинке» | Предложить родителям д/и «Что к чему» |
6 | Учимся вежливости. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 47- 48 | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Воспитывать культуру поведения. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его | Произведение Р.Сефа. «Совет» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр.15 | Беседа, художественное слово, дидактическая игра. | Беседа «Вежливые поступки». Игровая ситуация «Вежливое поведение». Д/и «Хорошие поступки». Беседа «Правила поведения». | Беседа с родителями «Учите детей нравственности» |
7 | «Литературный калейдоскоп» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 49. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | Книги с иллюстрациями. | Организационный. момент, вопросно-ответная беседа, отгадывание загадок. | Чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций к ним, индивидуальное составление рассказов с детьми. | Рекомендации по домашнему чтению. |
8 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 52 | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Книга с иллюстрацией Картинка с изображением яблони | Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций. | Рассматривание книг в уголке, напоминание правил пользования книгами. Беседа с детьми о любимых книгах. | Беседа с родителями о развитии речи детей. |
Ноябрь | ||||||
1 | Чтение стихов о поздней осени В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 50 - 51 | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | Книга с иллюстрацией | Орг. момент, вопросно-ответная беседа, Д/упр. «Заверши предложение», чтение стихотворений | Рассматривание иллюстрированные сборники стихотворений | Д/и «Придумай конец». |
2 | Составление рассказов по картине В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 51 - 52 | Учить детей с помощью раздаточных карточек основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | Фланелеграф, 3-4 Предметные картинки «Лес», «Африка», «Подводный мир» Р.Т «Прописи» Стр.8 (2) | Художественное слово, рассматривание картинок, беседа, составление рассказа по плану-модели. | Рассматривание картинок об осени. Повторение стихов об осени. Индивидуальная работа с детьми по обучению рассказыванию по плану-модели | Беседа с родителями о развитии речи детей. |
3 | Звуковая культура речи. Дифференциация звуков ж-ш. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 54 56 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух, познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками ж-ш. Три красные и одна синяя пирамидки, игрушечный ослик или картинка с его изображением. Произведение Р.Фархади «Про ослика», «Пошел котик на Торжок» | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика | Упражнения детей в проговаривании слов и чистоговорок со звуками ж-ш., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом». | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
4 | Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 56 - 57 | Познакомить с новым произведением. Учить детей творческому рассказыванию | Книга Нанайская народная сказка «Айога» (обр. Д.Нагишкина) | Орг. Момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций | Рассматривание книг и картин о жизни северных народов.
| Просмотр мультфильма «Айога» |
5 | «Продолжение работы над сказкой «Айога». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 57 | Продолжать учить творческому рассказыванию. Приучать ответственно относиться к заданиям воспитателя. | Книга Нанайская народная сказка «Айога» (обр. Д.Нагишкина) | Организационный момент, беседа, рассматривание иллюстраций. | Рассматривание книг и картин о жизни северных народов. Рисование на тему сказки «Айога». | Выставка рисунков детей. |
6 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 58 - 59 | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Книга рассказов В. Бианки, портрет писателя. | Чтение произведения, беседа, словарная работа. | Беседа, чтение рассказа, дидактические игры. | Чтение рассказов о животных. |
Декабрь | ||||||
1 | «Чтение стихотворений о зиме». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 60 -63 | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Приобщать их к высокой поэзии. | Предметные картинки. | Художественное слово, рассматривание картины,. Словарная работа. Пересказ текста частями несколькими воспитанниками. | Чтение стихотворений И. Сурикова «Зима»; Я. Акима «Первый снег». | Рекомендации по домашнему чтению. |
2 | Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 60 -63 | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | Цветной картон, бумага А4, фишки. | Организационный . момент, вопросно-ответная беседа Д/игра «Кафе». Анализ. | Проговаривание фраз, звуков, звукосочетаний; - воображаемая ситуация. | Проговаривание скороговорки. Консультация «Учите детей рассказывать» |
3 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 64- 66 | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» ( обр. В.Глоцера и Г. Снегирёва ) Учить пересказывать произведение Развивать представления детей о многообразии окружающего мир драматизациях. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Карта России. Произведение. Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела» ( обр. В.Глоцера и Г. Снегирёва ) | Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций | Беседа – целеполагание. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела». Обсуждение сказки. Д/и «Составь рассказ - описание». Пение «Дразнилка». Пересказ сказки. | /и «Узнай сказку по отрывку». |
4 | Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч-Щ. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 66 - 68 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками ч-щ. Три пирамидки, фишки, карандаши, листы бумаги (по количеству детей) Произведение Э.Мошковская «Жадина, Э. Успенский «Страшная история», решетка из трех ячеек, цветные кружки, листы бумаги. Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для дошкольников(М,: МОЗАИКА - СИНТЕЗ)» Р.т «Уроки грамоты» Стр.8 (2) | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок со звуками ч-щ Д/упр «Хлопни в ладоши» Д/У «Найди слово». Д/У «Определи место звука в слове», индивидуальная работа | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
5 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 69 -70 | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «тает месяц молодой» | Произведение «Тает месяц молодой». Выставка произведений С. Маршака ( «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете» и т.д Картинки из серии «Временна года. Зима» | Выразительное чтение стихотворения воспитателем, беседа, словарная работа, заучивание стихотворение детьми и выразительное его чтение | Рассматривание иллюстраций в книгах С. Маршака | Беседа с родителями о развитии речи детей. |
6 | «Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 69 -70 | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | Сказка «Серебряное копытце» с иллюстрациями. Портрет П. Бажова. | Организационный . момент., вопросно – ответная беседа, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение стихотворений. | Беседа с детьми о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к ним. Рассказ воспитателя о необходимости беречь живую природу. | Рекомендации к чтению детям сказок. |
Январь | ||||||
1 | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 73 - 75 | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Учить подбирать рифмы | Книга иллюстрациями Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 12 | Организационный . момент., вопросно – ответная беседа, Д/и «» рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений. | Дидактическая игра «Подбери рифму». | Предложить родителям д/и «Что к чему». |
2 | Рассказывание по сюжетной картине «Зима. Игры на свежем воздухе» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 76 – 77 | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ . | Картина «Зима. Игры на свежем воздухе» Книга иллюстрациями Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 8 | Художественное слово, рассматривание картинок, беседа Словарная работа (картина написана или нарисована). составление рассказа по плану-модели Чтение стихотворения С. Черного «Волк».. | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Назови по картинке» | Беседа с родителями о развитии речи детей. |
3 | Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 79 - 81 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками з-ж. Рабочая тетрадь «Уроки грамоты» Стр.8 (2) | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок со звуками з-ж., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом». | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
4 | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 79 - 81 | Познакомить со сказкой писателя Э. Шима, учить детей пересказывать текст целиком и по ролям. Обогащать словарь детей. Учить понимать образные выражения («золотой носок», «серебряное горлышко»). Развивать интонационную выразительность речи, воспитывать интерес к литературе. | Картинка с изображением соловья, запись «Голоса птиц». | Беседа, рассматривание картинки, чтение сказки, пересказ сказки детьми, подвижная игра «Совушка». | Рассматривание альбома «Птицы», слушание голосов птиц, игры «Зимующие или перелетные», Лото «Птицы». | Наблюдение за птицами |
5 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 82 -84 | Познакомить с творчеством И. З. Сурикова, развивать память, умение выразительно читать стихотворение. Развивать интерес к поэзии, воображение. Воспитывать желание учить и выразительно читать стихи. | Произведение А. Пушкин «Зимний вечер» И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимой А. Фет «Кот поет, глаза прищура» С. Есенин «Поет зима аукает» (по выбору педагога) И. Суриков «Детство» | Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра. | Вспомнить и выразительно читать знакомые стихи. | Рекомендации к заучиванию стихов с детьми. |
6 | Рассказывание по картине В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 84 - 85 | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова | Предметные картинки с изображением подводных обитателей, листы бумаги, карандаши. | Художественное слово, рассматривание картинок, беседа, составление рассказа по плану-модели. | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Что это?» | Предложить родителям Д/и «Что к чему» |
Февраль | ||||||
1 | Обучение рассказыванию: «Моя любимая игрушка». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 87 - 88 | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов. | Игрушки, книга иллюстрациями. Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 3 | Художественное слово, рассматривание игрушек, беседа, составление рассказа по плану-модели. Д/упр. «Подскажи слово» | Создание проблемных ситуаций. Беседы с детьми. | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Назови по картинке» |
2 | Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч-Щ. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 89- 90 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками Ч-Щ. Листы бумаги с нарисованными решетками для определения места звука в слове. Произведение К. Чуковского «Федорино горе» Рабочая тетрадь «Уроки грамоты» Стр.9 (2) | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок со звуками ч-щ., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом». | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
3 | Чтение и пересказ сказки А.Н. Толстого «Еж». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.91 -92 | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, обогащать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к игре-драматизации. | Текст сказки А. Толстого «Еж», картинка с изображением ежа. Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 4 | Рассматривание картинки «Еж», выразительное чтение сказки. Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра. | Оформление с детьми в уголке выставки книг о животных. индивидуальное упражнение детей в пересказе сказки | Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных |
4 | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». В.В.Гербовая «Развитие речи в детском саду». Стр.92 -94 | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | Три монеты по 5 рублей Произведение Ю. Владимиров «Чудаки» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 13 | Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра. Д/У «Подбери слово» | Рассматривание книг в уголке книги, ремонт книг. | Рекомендации к заучиванию стихов с детьми |
5 | Рассказывание по сюжетной картине «Зайцы» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.94 - 95 | Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, придерживаясь плана. Упражнять в использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий, побуждать использовать сравнения. Придумывать слова, родственные к словам «заяц», «волк». Обогащать словарь детей. Развивать наблюдательность, воспитывать интерес к природе. | Сюжетная картинка с изображением зайцев. «Заяц зимой» (Николаева С. картины из жизни диких животных. Заяц – беляк – М.МОЗАИКА _СИНТЕЗ)» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 5 | Рассматривание картины, художественное слово, составление рассказа по плану, подвижная игра, дидактическая игра | Разучивание подвижных игр «Волк и зайцы», «Охотники и зайцы». Рассматривание иллюстраций в книгах, сравнение зайцев в разное время года. | Выставка книг о животных |
6 | Составление рассказа по картинкам «Мы для милой мамочки…». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.95 - 96 | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи | Картина «Мы для милой мамочки…». | Рассматривание картины, художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Назови по картинке» | Д/игра «Назови ласково» |
Март | ||||||
1 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.97 - 100 | Помочь детям понять , как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Текст стихотворения Е. Благининой «посидим в тишине»; А. Барто «Перед сном». | Организационный . момент., чтение стихотворений, вопросно – ответная беседа, рассматривание иллюстраций. | Повторение знакомых стихов. Дидактические игры «Назови автора», «Из какого стихотворения эти строки». | Индивидуально побеседовать с родителями об отношениях с друзьями детей в группе. |
2 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». В.В.Гербовая «Развитие речи в детском саду». Стр.100 - 101 | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | Картинки с изображением животных. Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 6 | Худ. слово, выставка картин на доске, рассматривание картин, Д/и «Придумай название каждой картинке». Составление рассказов детьми. Рефлексия. | Составление альбома «Наши любимые животные» и записывание рассказов, составленных детьми. | Знакомство родителей с альбомом «Наши любимые животные». |
3 | Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским 51 днем». Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 101 - 102 | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Книга с иллюстрациями. Фотоальбом. Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 7 | Организационный .момент., рассматривание фотографий, беседа, составление плана рассказа. Составление рассказов детьми | Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем». | Беседа «Воспитание нравственных чувств в семье». |
4 | Чтение книги Г.Снегирева «Про пингвинов» Дидактическая игра «Закончи предложение». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.102 | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Текст рассказа Г. Снегирева «Про пингвинов». | Загадывание загадки о пингвине. Рассматривание иллюстрации с пингвинами. Беседа о пингвинах. Чтение глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж», «Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки». Обсуждение по прочитанным главам. Д/и «Закончи предложение». | Рисование иллюстраций к рассказу. | Рекомендации к чтению детям. |
5 | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.103 | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | Текст рассказа Г. Снегирева «Про пингвинов». | Выразительное чтение рассказа. Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра. | Рисование иллюстраций к рассказу. | Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных. |
6 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц - ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 - 106 | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (пер. М. Боровицкой). | Картинки с изображениями предметов со звуками Ц-Ч Листы бумаги, карандаши, фишки. Произведение ДЖ. Ривз «Шумный Ба - бах» (перевод с англ. М.Бородицкой) Н. Крандиевская «Колыбельная» | Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок со звуками ц-ч., индивидуальная работа | Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики. |
Апрель | ||||||
1 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 - 106 | Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи. | Картинки с изображениями предметов со звуками л-р. Рабочая тетрадь «Уроки грамоты» Стр.14 (2) | Беседа «Очень сложный звук «р». заучивание скороговорки, Д/у «Слушай внимательно», артикуляционная гимнастика. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок со звуками л-р., индивидуальная работа | Д/и «Определи звук». |
2 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.108 -110 | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логопедической задачи | Книга иллюстрациями Ивана Белоусова «Осень». Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», С. Есенин «Черемуха». | Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра. Д/и «Угадай слово». | Рассматривание книг в уголке книги, | Рекомендации к заучиванию стихов с детьми |
3 | Обучению рассказыванию: «Мой любимый мультфильм». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.110 | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | Книга иллюстрациями Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 14 | Художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций. Рисование любимых героев мультфильма. | Совместный просмотр мультфильмов. |
4 | Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.110 – 112 | Помочь детям вспомнить и выразительно читать знакомые программные стихотворения. Познакомить и помочь выучить новое стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать интерес к художественному слову. | Текст стихотворения, картина, с изображением лесной речки | Беседа, выразительное чтение стихов детьми и воспитателем, упражнения на артикуляцию. | Повторение знакомых стихов. Дидактические игры «Назови автора», «Из какого стихотворения эти строки». | Мини-концерт для родителей «Наши любимые стихи». |
5 | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову). В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.112 - 113 | Продолжать учить детей пересказывать. | Произведение И. .Сладков «Красный снег, «Волосатое дерево» Загадочные истории) Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 16 | Выразительное чтение рассказа. Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра. | Беседа, чтение рассказа, дидактические игры . | Рекомендации к чтению рассказов и сказок. |
6 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.114 | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Текст стихотворений с иллюстрациями Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 10 | Д/и «Что получиться, то и получится». Беседа «Что такое небылицы?» Чтение небылиц. Д/и «Составь небылицу». Д/и «Угадай слово». И/у «Чепуха». | Чтение «Мирной считалки» В. Берестова. | Д/и «Угадай слово». |
Май | ||||||
1 | Литературный калейдоскоп. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.115 | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Текст стихотворений с иллюстрациями Произведения .Т. Белозеров «День Победы», В. Берестов « Мирная считалка» | Выразительное чтение стихотворений, вопросно-ответная беседа, чтение считалки, дидактическая игра. | Чтение «Мирной считалки» В. Берестова . | Предложить родителям Д/и «Что к чему» |
2 | Обучение рассказыванию по картинкам. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.117 | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Картинки из пособия В,В,Гербовой «Учусь говорить, книги Н. Радлова «рассказы в картинках» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 9 | Художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций. | Рассматривание иллюстраций, Д/и «Назови по картинке» |
3 | Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.117 - 118 | Познакомить детей с творчеством В. Драгунского. Уточнить, что такое рассказ. Познакомить детей с юмористическим рассказом. Обогащать словарь детей. Развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к чтению. | Книга рассказов В. Драгунского, портрет писателя. | Беседа, чтение рассказа, дидактические игры. | Чтение других рассказов В. Драгунского. | Рекомендации к чтению детям. |
4 | Лексические упражнения. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.118- 119 | Проверить, насколько богат словарный запас детей. | Иллюстрации Произведения С. «Черемуха», А. Фет «Что за вечер» А. Плещеев «Весна» Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 11 | Организационный момент., вопросно-ответная беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения. | Чтение стихотворений И. Белоусова «Весенняя гостья»; С. Есенин «Черёмуха». | Предложить д/и «Назови по картинке» |
5 | Звуковая культура речи (проверочное) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.119- 120 | Выявить, умеют ли дети различать на слух звуки и четко и правильно произносить их. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, воспитывать интерес к малым формам фольклора. | Картинки с изображениями предметов с различными звуками, пословицы, скороговорки, чистоговорки на различные звуки. Карточки с тремя ил четырьмя геометрическими фигурами , листы бумаги с нарисованными на них решетками из тех ячеек | Д/и «Назови звуки». Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки». Д/и «Назови слово». И/у «Сосчитай звуки» Д/У «Определи место звука в слове» Чтение и заучивание скороговорок. | Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и чистоговорок с различными звуками, индивидуальная работа
| Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы. |
6 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.121 | Выявить, умеют ли дети последовательно составлять подробный рассказ из личного опыта. Закреплять умение объективно и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Развивать память, воображение, чувство юмора. Воспитывать навыки учебной деятельности. | Иллюстрации. | Беседа, составление и обсуждение придуманных рассказов | Индивидуальная работа с детьми. | Книжка-малышка «Смешные истории из нашей жизни». |
Литература:
- Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 78 комбинированного вида»
- В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду» Конспекты занятий с детьми 5-6 лет.-2 –е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 136с.
- Развитие речи у дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы».
- Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

Перспективный план работы по театрализованным играм в старшей группе
ИсемеПрограмма эчтәлегеМатериалларCЕНТЯБРЬ“Авыру һәм табиб” уен-ситуация Театральләштерелгән уеннарга кызыксыну уяту,ишетеп кабул итүне активлаштыру. Әлеге һөнәр белән якы...
Перспективный план работы по краеведению с детьми старшей группы 5-6 лет.
Перспективный план по краеведению разбит на три блока:1 блок «Наша Родина – Россия!», 2 блок «Малая Родина – Власиха» и 3 блок «Моя семья». ...

Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"
В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"
Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....
Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...