"Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе ДОУ"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

"Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_gotovyy_rechevoe_razvitie_56ch_starshaya_2024-2025g.docx51.68 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Тема, литература

Программное содержание

Материалы  и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1

 Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.30 - 31

Вспомнить с детьми названия знакомых детям народных сказок. Познакомить с новым произведением: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы), присказкой «Начинаются наши сказки…»

Продолжать учить составлять описательные рассказы об игрушках.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, закреплять правила поведения в группе.

Текст сказки «Заяц - хвастун»  с иллюстрациями, игрушки, корзина.

Беседа, чтение произведения, анализ пословиц, рассматривание игрушек, составление рассказов по ним, дидактическая игра «Каждой игрушке свое место».

Рассматр. Иллюстр в уголке книги, беседы о книгах, рассматривание игрушек в игровых уголках. Напоминание правил пользования книгами и игрушками в группе.

Рекомендации к чтению детям сказок.

2

Пересказ сказки «Заяц – хвастун».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.30 - 32

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, закреплять правила поведения в группе.

Текст сказки с иллюстрациями, игрушки, корзина.

Беседа, пересказ произведения, рассматривание игрушек, составление рассказов по ним.

Рассматривание иллюстраций в уголке книги, беседы о книгах, рассматривание игрушек в игровых уголках. Напоминание правил пользования книгами и игрушками в группе

Рекомендации к чтению детям сказок.

3.

«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков з-с»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 32 - 34

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух, познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками

 з-с.

Раб тетрадь. «Уроки грамоты»

 Стр. 3 (Задание 1)

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика

Упражнения детей в проговаривании слов со звуками з-с.

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

4.

Составление рассказа  

«Осень наступила»

Чтение стихотворений о ранней осени».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.34 - 36

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Картина «Осенний день» из серии О. Соловьевой «Четыре времени года», аудиозапись «Сентябрь»

 П. И. Чайковского, план рассказа (модель).

Р.т «Прописи» Стр7

Худ  слово, рассматривание картины, беседа, составление рассказа по плану-модели. Слушание муз. произведения и беседа по его содержанию

физминутка

Рассматривание картин и чтение рассказов об осени. Повторение стихов об осени. Индивидуальная работа с детьми по обучению рассказыванию по плану-модели

Прогулка в осенний лес

5

Заучивания стихотворения И. Белоусова «Осень».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.36 - 37

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Произведение И.Белоусов «Осень»

аудиозапись «Сентябрь»

 П. И. Чайковского

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр.2

Выразительное чтение стихотворения воспитателем, беседа, словарн работа, заучивание стихотв детьми и выразительное его чтение, физминутка

Словарная работа.

Заучивание стихотворения.

Беседа с родителями о развитии речи детей.

6.

Рассказывание по сюжетной картине «Осень»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 38 -39

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Картина «Осень», «Прогулка в лесу». (Наглядно – дидактическое пособие «Осень» (серия «Рассказы по картинкам» - М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ))

Аудиозапись «Сентябрь»  П. И. Чайковского, план рассказа (модель).

Художественное слово, рассматривание картины, чтение стихотворения.

Словарная работа.

Чтение еще двух отрывков из стихотворения И. Белоусова «Осень».

Обсуждение синтаксического строя стихотворения.

Д/и «Когда это бывает».

Октябрь

1

Лексические  упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.39 -40

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем.

Книга с иллюстрацией

Книга с иллюстрацией

Рабочая тетрадь

 «Прописи» Стр.4

Беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа.

Д/и «Имена существительные».

Д/и «Подбери прилагательное».

Заочное путешествие по лесу.

Чтение стихотворения «Пудель».

Беседа по стихотворению.

Рисование по содержанию стихотворения.

Д/и «Подбери прилагательное к существительному

2

Обучение рассказыванию: описание кукол.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.42 - 43

Помочь детям составить план описания куклы; учить, пользуясь планом, самостоятельно составлять описание куклы.  Обогащать словарь детей. Воспитывать доброе отношение к игрушкам.

Две куклы, различные по внешности и одежде.

Рассматривание кукол,, Рассказ воспитателя, объяснение, составление рассказов –описаний я.

Рассматривание и игры с куклами в группе, беседы о любимых куклах

Д/и «Опиши куклу».

3

«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков с-ц».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 43 - 44

Закреплять правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах , выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесение слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Фишки, три  одноцветные и одна двухцветная пирамидка.

Произведение  Я. Щоголев  «Ранним утром»

Картинки с изображением предметов со звуком С-Ц

Р.Т «Уроки грамоты» Стр.4(2)

Беседа, Художественное . слово, чистоговорки, артикуляционная гимнастика

Д/упр. «Слушай внимательно», «Кто больше назовет слова»,

Д/и «Найди слово»

Упражнения детей в проговаривании слов и чистоговорок  со звуками с-ц., индивидуальная работа.

 Д/и «Дифферинцируй звуки правильно».

4

Рассказывание по сюжетной картине «Ежи»

 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 45 - 46

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину, учить самостоятельно составлять по ней рассказ, придерживаясь плана. Продолжать формировать знания о животных родного края, их среде обитания, питании и т.п. Обогащать словарный запас детей, побуждать использовать в речи прилагательные, характеризующие персонажей картины. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы товарищей, оценивать их, аргументируя свой выбор.

Картина «Ежи». (Из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М..: Просвещение) или другая подходящая по теме картина

Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр.1

Художественное . слово, рассматривание картины, беседа, составление плана рассказа. составление рассказов детьми.

Чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций к ним, индивидуальное составление рассказов с дет

5

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 46 - 47

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр.10

Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Назови по картинке»

 Предложить родителям д/и «Что к чему»

6

Учимся

вежливости.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 47- 48

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Воспитывать культуру поведения. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его

 Произведение Р.Сефа. «Совет»

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр.15

Беседа, художественное слово, дидактическая игра.

Беседа «Вежливые поступки».

Игровая ситуация «Вежливое поведение».

Д/и «Хорошие поступки».

Беседа «Правила поведения».

Беседа  с родителями «Учите детей нравственности»

7

«Литературный калейдоскоп»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 49.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Книги с иллюстрациями.

 Организационный. момент,  

 вопросно-ответная беседа,

отгадывание загадок.

Чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций к ним, индивидуальное составление рассказов с детьми.

Рекомендации по домашнему чтению.

8

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 52

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от  реальных.

Книга с иллюстрацией

Картинка с изображением яблони

Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание книг в уголке, напоминание правил пользования книгами. Беседа с детьми о любимых книгах.

Беседа с родителями о развитии речи детей.

Ноябрь

1

Чтение стихов о поздней осени

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 50 - 51

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Книга с иллюстрацией

Орг. момент,  

вопросно-ответная беседа,

 Д/упр. «Заверши предложение»,

чтение стихотворений

Рассматривание иллюстрированные сборники стихотворений

Д/и «Придумай конец».

2

Составление рассказов по картине

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 51 - 52

Учить детей с помощью раздаточных карточек основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Фланелеграф, 3-4 Предметные картинки «Лес», «Африка», «Подводный мир»

Р.Т «Прописи»

Стр.8 (2)

Художественное слово, рассматривание картинок, беседа, составление рассказа по плану-модели.

Рассматривание картинок  об осени. Повторение стихов об осени. Индивидуальная работа с детьми по обучению рассказыванию по плану-модели

Беседа с родителями о развитии речи детей.

3

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков ж-ш.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 54 56

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух, познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками ж-ш.

Три красные и одна синяя пирамидки, игрушечный ослик или картинка с его изображением.

Произведение  Р.Фархади «Про ослика», «Пошел котик на Торжок»

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика

Упражнения детей в проговаривании слов и чистоговорок  со звуками ж-ш., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом».

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

4

Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 56 - 57

Познакомить с новым произведением. Учить детей творческому рассказыванию

Книга Нанайская народная сказка «Айога»

(обр. Д.Нагишкина)

Орг. Момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций

Рассматривание книг и картин о жизни северных народов.

 

Просмотр мультфильма «Айога»

5

«Продолжение работы над сказкой «Айога».

 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 57

Продолжать учить творческому рассказыванию.

Приучать ответственно  относиться к заданиям воспитателя.

Книга Нанайская народная сказка «Айога»

(обр. Д.Нагишкина)

Организационный момент, беседа, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание книг и картин о жизни северных народов. Рисование на тему сказки «Айога».

Выставка рисунков детей.

6

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 58 - 59

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Книга рассказов В. Бианки, портрет писателя.

Чтение произведения, беседа, словарная работа.

Беседа, чтение рассказа, дидактические игры.

Чтение рассказов о животных.

Декабрь

1

«Чтение стихотворений о зиме».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 60 -63

 Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Приобщать их к высокой поэзии.

 Предметные картинки.

Художественное слово, рассматривание картины,. Словарная работа.

Пересказ текста частями несколькими воспитанниками.

Чтение стихотворений И. Сурикова «Зима»;

Я. Акима «Первый снег».

Рекомендации по домашнему чтению.

2

Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 60 -63

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

Цветной картон, бумага А4, фишки.

Организационный . момент,  

вопросно-ответная беседа

Д/игра «Кафе».

Анализ.

Проговаривание   фраз, звуков, звукосочетаний;

- воображаемая ситуация.

Проговаривание скороговорки.

Консультация  «Учите детей рассказывать»

3

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр. 64- 66

Помочь детям  понять и запомнить содержание  сказки «Как лисичка бычка обидела»  ( обр. В.Глоцера  и Г. Снегирёва )

Учить пересказывать  произведение

Развивать представления детей о многообразии окружающего мир драматизациях.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Карта России.

Произведение. Эскимосская сказка

«Как лисичка бычка обидела»  ( обр. В.Глоцера  и Г. Снегирёва )

Организационный момент, беседа, выразительное чтение воспитателя, рассматривание иллюстраций

Беседа – целеполагание.

Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела».

Обсуждение сказки.

Д/и «Составь рассказ - описание».

Пение «Дразнилка».

Пересказ сказки.

/и «Узнай сказку по отрывку».

4

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч-Щ.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 66 - 68

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками ч-щ.

Три пирамидки, фишки, карандаши, листы бумаги (по количеству детей)

Произведение Э.Мошковская «Жадина, Э. Успенский «Страшная история», решетка из трех ячеек, цветные кружки, листы бумаги.

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для дошкольников(М,: МОЗАИКА - СИНТЕЗ)»

Р.т «Уроки грамоты»

Стр.8 (2)

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  со звуками ч-щ

Д/упр «Хлопни в ладоши»

Д/У «Найди слово».

Д/У «Определи место звука в слове», индивидуальная работа

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

5

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 69 -70

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «тает месяц молодой»

Произведение «Тает месяц молодой».

Выставка произведений С. Маршака ( «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете» и т.д

Картинки из  серии «Временна года. Зима»

Выразительное чтение стихотворения воспитателем, беседа, словарная  работа, заучивание стихотворение детьми и выразительное его чтение

Рассматривание иллюстраций в книгах С. Маршака

Беседа с родителями о развитии речи детей.

6

«Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 69 -70

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Сказка «Серебряное копытце» с иллюстрациями.

Портрет П. Бажова.

Организационный . момент., вопросно – ответная  беседа, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение стихотворений.

Беседа с детьми о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к ним.

Рассказ воспитателя о необходимости беречь живую природу.

 Рекомендации к чтению детям сказок.

Январь

1

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 73 - 75

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Учить подбирать рифмы

Книга иллюстрациями

Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 12

Организационный . момент., вопросно – ответная  беседа, Д/и «» рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений.

Дидактическая игра «Подбери рифму».

Предложить родителям д/и «Что к чему».

2

Рассказывание по сюжетной картине

 «Зима. Игры на свежем воздухе»

В.В. Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр. 76 – 77

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ

.

Картина «Зима. Игры на свежем воздухе»

  Книга иллюстрациями

Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 8

Художественное слово, рассматривание картинок, беседа

Словарная работа (картина написана или нарисована).

 составление рассказа по плану-модели

Чтение стихотворения С. Черного «Волк»..

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Назови по картинке»

Беседа с родителями о развитии речи детей.

3

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж.

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр. 79 - 81

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками з-ж.

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты»

Стр.8 (2)

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  со звуками з-ж., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом».

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

4

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 79 - 81

Познакомить со сказкой писателя Э. Шима, учить детей пересказывать текст целиком и по ролям. Обогащать словарь детей. Учить понимать образные выражения («золотой носок», «серебряное горлышко»). Развивать интонационную выразительность речи, воспитывать интерес к литературе.

Картинка с изображением соловья, запись «Голоса птиц».

Беседа, рассматривание картинки, чтение сказки, пересказ сказки детьми, подвижная игра «Совушка».

Рассматривание альбома «Птицы», слушание голосов птиц, игры «Зимующие или перелетные», Лото «Птицы».

Наблюдение за птицами

5

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр. 82 -84

Познакомить с творчеством И. З. Сурикова, развивать память, умение выразительно читать стихотворение. Развивать интерес к поэзии, воображение. Воспитывать желание учить и выразительно читать стихи.

Произведение

А. Пушкин «Зимний вечер»  И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимой А. Фет «Кот поет, глаза прищура» С. Есенин  «Поет зима аукает»    

(по выбору педагога)

И. Суриков «Детство»

Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра.

Вспомнить и выразительно читать знакомые стихи.

Рекомендации к заучиванию стихов с детьми.

6

Рассказывание  по картине

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 84 - 85

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова

Предметные картинки с изображением подводных  обитателей, листы бумаги, карандаши.

Художественное слово, рассматривание картинок, беседа, составление рассказа по плану-модели.

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Что это?»

Предложить родителям Д/и «Что к чему»

Февраль

1

Обучение рассказыванию:  «Моя любимая игрушка». 

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 87 - 88

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов.

Игрушки, книга иллюстрациями.

Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 3

Художественное слово, рассматривание игрушек, беседа, составление рассказа по плану-модели.

Д/упр. «Подскажи слово»

Создание проблемных ситуаций. Беседы с детьми.

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Назови по картинке»

2

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч-Щ.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 89- 90

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками Ч-Щ.

Листы бумаги с нарисованными решетками  для определения  места звука в слове.

Произведение К. Чуковского «Федорино горе»

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты»

Стр.9 (2)

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  со звуками ч-щ., индивидуальная работа с «Логопедическим альбомом».

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

3

 Чтение и пересказ сказки А.Н. Толстого «Еж».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.91 -92

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, обогащать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к  игре-драматизации.

Текст сказки А. Толстого «Еж», картинка с изображением ежа.

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 4

Рассматривание картинки «Еж», выразительное чтение сказки.

Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра.

Оформление с детьми в уголке выставки книг о животных.

индивидуальное упражнение детей в пересказе сказки

Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных

4

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

В.В.Гербовая «Развитие речи в детском саду».

Стр.92 -94

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Три монеты  по 5 рублей

Произведение Ю. Владимиров «Чудаки»

Рабочая тетрадь «Развитие речи» Стр. 13

Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра.

Д/У «Подбери слово»

Рассматривание книг в уголке книги, ремонт книг.

Рекомендации к заучиванию стихов с детьми

5

Рассказывание по сюжетной картине

«Зайцы»

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр.94 - 95

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, придерживаясь плана. Упражнять в использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий, побуждать использовать сравнения. Придумывать слова, родственные к словам «заяц», «волк». Обогащать словарь детей. Развивать наблюдательность, воспитывать интерес к природе.

Сюжетная картинка с изображением зайцев.

 «Заяц зимой» (Николаева С. картины из жизни диких животных. Заяц – беляк – М.МОЗАИКА _СИНТЕЗ)»

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 5

Рассматривание картины, художественное слово, составление рассказа по плану, подвижная игра, дидактическая игра

Разучивание подвижных игр «Волк и зайцы», «Охотники и зайцы».

Рассматривание иллюстраций в книгах, сравнение зайцев в разное время года.

Выставка книг о животных

6

Составление рассказа по картинкам

 «Мы для милой мамочки…».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.95 - 96

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи

Картина «Мы для милой мамочки…».

Рассматривание картины, художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра.

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Назови по картинке»

Д/игра «Назови ласково»

Март

1

Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.97 - 100

Помочь детям понять , как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Текст стихотворения Е. Благининой «посидим в тишине»; А. Барто «Перед сном».

Организационный . момент., чтение стихотворений, вопросно – ответная  беседа, рассматривание иллюстраций.

Повторение знакомых стихов. Дидактические игры «Назови автора», «Из какого стихотворения эти строки».

Индивидуально побеседовать с родителями об отношениях с друзьями детей в группе.

2

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

В.В.Гербовая

«Развитие речи в детском саду».

Стр.100 - 101

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

Картинки с изображением животных.

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 6

Худ. слово, выставка картин на доске,

рассматривание картин,

Д/и «Придумай название каждой картинке».

Составление рассказов детьми. Рефлексия.

Составление альбома «Наши любимые животные» и записывание рассказов, составленных детьми.

Знакомство родителей с альбомом «Наши любимые животные».

3

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским

51

днем». Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 101 - 102

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Книга с иллюстрациями. Фотоальбом.

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 7

Организационный .момент., рассматривание фотографий, беседа, составление плана рассказа. Составление рассказов детьми

Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем».

Беседа «Воспитание нравственных чувств в семье».

4

Чтение книги Г.Снегирева «Про пингвинов»

Дидактическая игра «Закончи предложение».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.102

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Текст рассказа Г. Снегирева «Про пингвинов».

Загадывание загадки о пингвине.

Рассматривание иллюстрации с пингвинами.

Беседа о пингвинах.

Чтение глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж»,

«Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки».

Обсуждение по прочитанным главам.

Д/и «Закончи предложение».

Рисование иллюстраций к рассказу.

Рекомендации к чтению детям.

5

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.103

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

Текст рассказа Г. Снегирева «Про пингвинов».

Выразительное чтение рассказа.

Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра.

Рисование иллюстраций к рассказу.

Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных.

6

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц - ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.104 - 106

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч;

Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (пер. М. Боровицкой).

Картинки с изображениями предметов со звуками

Ц-Ч

Листы бумаги, карандаши, фишки.

Произведение ДЖ. Ривз

«Шумный Ба - бах»

(перевод с англ. М.Бородицкой)

Н. Крандиевская «Колыбельная»

Беседа, заучивание скороговорки, артикуляционная гимнастика.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  со звуками ц-ч., индивидуальная работа

Рекомендации родителями к проведению артикуляционной гимнастики.

Апрель

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.104 - 106

Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков изолированно и в словах, фразах, развивать фонематический слух. Учить различать место данных звуков в словах. Познакомить со скороговоркой, разучить ее, развивать артикуляционный аппарат, воспитывать интерес к речи.

Картинки с изображениями предметов со звуками л-р.

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты»

Стр.14 (2)

 Беседа «Очень сложный звук «р».

заучивание скороговорки, Д/у «Слушай внимательно», артикуляционная гимнастика.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  со звуками л-р., индивидуальная работа

Д/и «Определи звук».

2

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.108 -110

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логопедической задачи

Книга иллюстрациями

Ивана Белоусова «Осень».

Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», С. Есенин «Черемуха».

Выразительное чтение стихотворения, беседа по его содержанию, подвижная игра.

Д/и «Угадай слово».

Рассматривание книг в уголке книги,

Рекомендации к заучиванию стихов с детьми

3

Обучению рассказыванию: «Мой любимый мультфильм».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.110

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Книга иллюстрациями

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 14

Художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра.

Рассматривание иллюстраций. Рисование любимых героев мультфильма.

Совместный просмотр мультфильмов.

4

Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.110 – 112

Помочь детям вспомнить и выразительно читать знакомые программные стихотворения. Познакомить и помочь выучить новое стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи,  воспитывать интерес к художественному слову.

Текст стихотворения, картина, с изображением лесной речки

Беседа, выразительное чтение стихов детьми и воспитателем, упражнения на артикуляцию.

Повторение знакомых стихов. Дидактические игры «Назови автора», «Из какого стихотворения эти строки».

Мини-концерт для родителей «Наши любимые стихи».

5

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову).

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.112 - 113

Продолжать учить детей пересказывать.

Произведение

И. .Сладков «Красный снег, «Волосатое дерево» Загадочные истории)

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 16

Выразительное чтение рассказа.

Пересказ ее по лицам детьми, дидактическая игра.

Беседа, чтение рассказа, дидактические игры

.

Рекомендации к чтению рассказов и  сказок.

6

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.114

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Текст стихотворений с иллюстрациями

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 10

Д/и «Что получиться, то и получится».

Беседа «Что такое небылицы?»

Чтение небылиц.

Д/и «Составь небылицу».

Д/и «Угадай слово».

И/у «Чепуха».

Чтение «Мирной считалки» В. Берестова.

Д/и «Угадай слово».

Май

1

Литературный калейдоскоп.

В.В. Гербова

«Развитие речи в детском саду».

Стр.115

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети.

Познакомить с новой считалкой.

Текст стихотворений с иллюстрациями

Произведения

.Т. Белозеров «День Победы»,

В. Берестов « Мирная считалка»

Выразительное чтение стихотворений, вопросно-ответная беседа, чтение считалки, дидактическая игра.

Чтение

«Мирной считалки» В. Берестова

.

Предложить родителям

Д/и «Что к чему»

2

Обучение рассказыванию по картинкам.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.117

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Картинки из пособия  В,В,Гербовой  «Учусь говорить, книги  Н. Радлова  «рассказы в картинках»

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 9

Художественное слово, составление рассказа по плану, дидактическая игра.

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций,

Д/и «Назови по картинке»

3

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Лексические упражнения.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.117 - 118

Познакомить детей с творчеством В. Драгунского. Уточнить, что такое рассказ. Познакомить детей с юмористическим рассказом. Обогащать словарь детей. Развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к чтению.

Книга рассказов В. Драгунского, портрет писателя.

Беседа, чтение рассказа, дидактические игры.

Чтение других рассказов В. Драгунского.

Рекомендации к чтению детям.

4

Лексические упражнения.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.118- 119

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Иллюстрации

Произведения

 С. «Черемуха», А. Фет «Что за вечер» А. Плещеев «Весна»

Рабочая тетрадь

«Развитие речи» Стр. 11

Организационный  момент., вопросно-ответная  беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения.

Чтение стихотворений И. Белоусова «Весенняя гостья»; С. Есенин «Черёмуха».

Предложить д/и «Назови по картинке»

5

Звуковая культура речи (проверочное)

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.119- 120

Выявить, умеют ли дети различать на слух звуки и четко и правильно произносить их.

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Картинки с изображениями предметов с различными звуками, пословицы, скороговорки, чистоговорки на различные звуки.

Карточки с тремя  ил четырьмя геометрическими фигурами , листы бумаги с  нарисованными  на них решетками  из  тех ячеек

Д/и «Назови звуки».

Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки».

Д/и «Назови слово».

И/у «Сосчитай звуки»

Д/У «Определи место  звука в слове»

Чтение и заучивание скороговорок.

Упражнения детей в проговаривании слов, скороговорок и  чистоговорок  с

 различными  звуками, индивидуальная работа

 

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы.

6

Рассказывание на тему «Забавные  истории из моей жизни»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.121

Выявить, умеют ли дети последовательно составлять подробный рассказ из личного опыта. Закреплять умение объективно и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Развивать память, воображение, чувство юмора.

Воспитывать навыки учебной деятельности.

Иллюстрации.

Беседа, составление и обсуждение придуманных рассказов

Индивидуальная работа с детьми.

Книжка-малышка «Смешные истории из нашей жизни».

Литература:

  1. Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 78 комбинированного вида»
  2. В.В. Гербова  « Развитие речи в детском саду» Конспекты занятий с детьми 5-6 лет.-2 –е изд., испр. И доп. – М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 136с.
  3. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы».
  4. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

Перспективный план работы по театрализованным играм в старшей группе

ИсемеПрограмма эчтәлегеМатериалларCЕНТЯБРЬ“Авыру һәм табиб” уен-ситуация Театральләштерелгән уеннарга  кызыксыну уяту,ишетеп кабул итүне активлаштыру. Әлеге һөнәр   белән якы...

Перспективный план работы по краеведению с детьми старшей группы 5-6 лет.

Перспективный план по краеведению разбит на три блока:1 блок «Наша Родина – Россия!»,  2 блок «Малая Родина – Власиха» и 3 блок «Моя семья».               ...

Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"

Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....

Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...