«Использование игр для развития речи детей»
статья по развитию речи на тему

Яруллина Гузэл Наиловна

Проблема развития речи является одной из актуальных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 011.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68»

Выступление на региональном семинаре на тему «Использование игр для развития речи детей»

                                    Составила:

                                                                   воспитатель логопедической

                                                         группы №12  Яруллина

                                            Гузэл Наиловна

                                      г.Нижнекамска 2016 год.

Использование игр для развития речи детей.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому  определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

 На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. 

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

 1.Овладение речью как средством общения и культуры.

 2.Обогащение активного словаря.

 3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 4.Развитие речевого творчества.

 5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип  развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

 В логопедической группе вся работа направлена на развитие речи детей.

     В своей группе мы постарались учитывать требования ФГОС и создать оптимальные условия для развития речи детей. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.

   Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, мы стремимся  создать единый подход в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания, составление совместного плана работы.

     Задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы,  тесно связаны с задачами логопеда. Это:

         развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

         совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

         закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

         закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;

         закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

         закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;

         закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

         закрепление навыка чтения;

         подготовка детей к письму, формирование графических навыков

         развитие памяти, внимания, мышления.

    Активное участие в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.

    Присутствуя на занятиях логопеда, делаю записи; отдельные элементы логопедического занятия  включаю в свою работу с детьми. Создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

         организую и поддерживаю речевое общение детей на занятиях, вне занятий;

         побуждаю внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

         создаю ситуацию общения;

         формирую навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

         организуют игры на развитие звуковой культуры речи;

         привлекаю внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

         провожу работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

         привлекаю внимание к интонационной стороне речи.

В процессе индивидуальной коррекционной работы   выбираю разные по уровню сложности упражнения, в соответствии с речевым нарушением данного ребенка. В основном в вечерний отрезок времени, закрепляю умение детей с помощью  следующих дидактических игр.

Игры для детей старшего возраста:

1.        « Где звук?», самодельная игра.

Цель:  Определить место звуков в слове.

Ход:  Можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Раздаются карточки, ребенок, обдумав ответ, кладет квадратик на свое место. Воспитатель анализирует правильность выполнения задания.

2.        «Слоги», самодельная игра.

Цель: определение количества слогов в слове.

Ход: Ребенок определяет количество слогов в слове и кладет на карточку, соответствующую цифру. Воспитатель дает оценку.

3.         «Звонкий, глухой», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать звонкие и глухие звуки.

Ход: Ребенку дается большая карточка, он берет маленькую карточку, определяет, какай звук, находится в начале слова и решает , подходит она или нет. Если подходит, то кладет на большую карточку.

4.        «Стану отличником», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать буквы.

Ход: Вариантов игры очень много, на данном этапе, предлагаю ребенку найти лишнею букву и продолжить ряд.

Игры для детей подготовительной группы:   «Буквоежка»,  «Расшифруй слова».

Использование игр способствуют улучшить мотивационно-занимательную сторону обучения,  применять индивидуально-дифференцированную форму работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала. Практическая значимость подобных игровых упражнений по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, улучшении качества результатов работы по развитию речи в целом, что имеет большое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....