Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Рассказывание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Образовательная ситуация продолжит знакомство детей с произведениями живописи, дети будут совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, повторят признаки осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

«Рассказывание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Подготовила и провела воспитатель ОАНО Школа «НИКА» Зиганшина А.А.

11.10.2017

Программное содержание:

- продолжить знакомство детей с произведениями живописи: И.И.Левитан «Золотая осень»;

- совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины;

- формировать представления о признаках осени;

- развивать эстетическое восприятие;

- формировать интерес к классическому искусству;

        Ход образовательной ситуации:

Ребята, вам интересно отгадывать загадки? Я приготовила для вас одну:

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?

Да, это осень. Какая она бывает? (ответы детей) При необходимости воспитатель помогает:

Если идёт часто дождь, то осень называют - ……

Если на улице холодно -……

Если на улице сыро - …….

Если стоит тёплая погода -……

Если дует ветер -……

Если на улице сухо - ……

Если много жёлтых листочков -……

 Она бывает веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы любим осень за щедрость и красоту, за редкие, но славные теплые денечки.

 Красоту осени музыканты воспевают в музыке: 

Звучит фонограмма произведения П. И. Чайковского «Времена года» 

Поэты пишут стихи об осени (ребенок читает стихотворение):

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)

А художники пишут картины. Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин об осени. На всех этих картинах изображена природа, поэтому картина называется …(пейзаж).

Одна из картин нам уже известна. Что это за картина, как называется, кто ее написал? (И. Левитан «Золотая осень») 

Можно ли по картине догадаться о настроении автора, о его чувствах? (Настроение хорошее, веселое, радостное и немного грустное, светлое, вдохновенное, восторженное)

Исаак Ильич Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня…)

Это период осени, когда листья на деревьях пожелтели, но еще не опали. Иногда в такой осенний день выглядывает солнце, и тогда весь лес будто горит, как костер. Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода реки, золотые березы. И все-таки немножко... грустно. Мы знаем, что эта красота недолговечна. День-два — и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут яркие цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день.

Какие приметы осени вы видите на этой картине? Что вы видите на переднем плане картины слева? (Слева — небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца).

-      Какие деревья написал художник?

-     А как вы узнали, что это берёзки? (по белым стволам и листве)

-      Что можно о них рассказать? Какие они? (На первых двух березках листочки уже почти осыпались, но оставшиеся похожи круглые золотые монетки. Эти ближние березки достают своими вершинками до края полотна картины).

-     А что мы видим справа от берёзок?

-    Что можно сказать о речке? (Небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится все уже и уже. Кажется, что ее темно-синяя вода медленно движется, становясь вдали все светлее и светлее).

-     А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе (излучине) реки?

-     Что можно сказать об этой берёзке? Какая она?

-     Напротив нее — дубовая роща.

-     Какого цвета листва дубовой рощи?

-       А вы обратили внимание на траву? Какого она цвета? (Буро-зеленая, оливково-желтая, оранжево-зеленая.)

-       Что вы видите на дальнем плане картины? Какие дома? (Вдали, на косогоре — маленькая деревенька, чуть видны домики и лес. У подножия склона желтыми пятнами сияют березки).

-       Как художник изобразил небо? (Небо голубое - голубое с легким белым облачком).

-       Есть ли солнышко на картине? Как вы узнали? (Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит, картина

 очень светлая).

-       Нравится ли вам эта картина? Почему?

Послушайте, как можно все сказанное объединить в рассказ.

Примерный рассказ.

«Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. По лугу протекает темно-синяя река. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная. А напротив дубовая роща, еще зеленая и яркая.

Вдалеке на пригорке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое, с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: горит и переливается золотая листва в солнечных лучах, а от деревьев на траву падает тень. Спокойно, тихо вокруг. Природа словно уснула».  

Дети составляют рассказ по мнемотаблице.

Каждую осень в лесах, парках и садах происходит замечательное явление природы, отгадайте – какое?

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ...(листопад)

Это листопад, такое мудрое решение выбрала природа для защиты растений от холодов. Предлагаю отправиться в парк, где налетел ветер и начался листопад!

Динамическая пауза:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна
.

Взмахи руками

Прямые руки наверху, махи вправо-влево

Повороты туловища вправо-влево, руки разведены в стороны

Рисуем круг руками

Повороты туловища вправо-влево, руки разведены в стороны

Хлопки

Руки разводим перед собой

 

Посмотрите, что за птица пролетает на юг? (Появляется ребенок, переодетый в аиста). Интересно, а какую картину он видит с высоты птичьего полета? (Ребенок рассказывает по картине)

Итог занятия.

Ребята, по какой картине мы сегодня составляли рассказ? Кто автор этого произведения? Эта картина еще будет находиться в нашей группе, мы будем ей любоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по рисованию "Путешествие в "Город Мастеров"

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»   Конспект образовательной ситуациипо рисованиюв подготовительной к школе групп...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе. «Скоро в школу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Программные задачи:-      закреплять у детей навыки прямого и обратного счета;-      закреплят...

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Весна"

Образовательная ситуация позволит уточнить и расширить представления детей о весне и её приметах, обогатит и активизирует словарь по теме, потренирует в звуковом и слоговом анализе и синтезе....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «В поисках Мудрой Совы»

Конспект  образовательной ситуации  в подготовительной к школе группе  «В поисках Мудрой Совы».Цель:Задачи:Образовательные: 1.Закреплять умение раскладывать число на два мен...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе МКДОУ№4г.Сим Инструктора по физической культуре Мухачевой Дарьи Алексеевны "Быть здоровыми хотим"

Цель: обеспечить в ходе занятия развитие и закрепление физических качеств и формирование ответственности за себя и других ребят. Укрепление и сохранение здоровья детей через физкультурное занятие....