Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по рисованию "Путешествие в "Город Мастеров"
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) на тему

Гарипова Альбина Ильфатовна

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

Конспект образовательной ситуации

по рисованию

в подготовительной к школе группе

в структуре системно-деятельностного подхода

                               «Сказочное  путешествие в «Город мастеров»

 

                                                                                  

                                                  Воспитатель:

                                                                                     Гарипова Альбина Ильфатовна

 

 

 

2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора.

Задачи:

Обучающие: учить составлять узор на новой форме – кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям сеточки, веточки; использовать в работе нетрадиционные материалы для рисования (ватная палочка); познакомить с новым словом «кокошник».

Закрепляющие: закреплять умение дополнять узор мелкими деталями: завитками, тычинками, веточками, листочками;  край  кокошника оформлять каймой,  рисовать всей кистью, концом кисти, развивать творчество, воображение, художественный вкус. Обогащать словарный запас при помощи пословиц.

Воспитатывающие:  воспитывать уважение к народным мастерам, русским традициям в росписи.

Дидактические задачи:

Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи,  цвете росписи, изделиях.

Затруднение в ситуации:

Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Осмысление:

Провести рефлексию деятельности на занятии.

 

Планируемый результат деятельности:

*Дети создают индивидуальные, декора­тивные композиции.

*Используют разные материалы и способы создания изображения.

 

Материалы:

Демонстрационный: гжельские изделия, мнемотаблицы с последовательностью изображений элементов гжельской росписи, репродукция с картины М.Врубеля «Царевна Лебедь», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель», аудиопроигрываетль, мольберт.

Раздаточный: бумага белая в форме кокошников, гуашь синего  цвета, кисть № 2,5,  ватная палочка, подставка для кисти, салфетки, клеенки для рисования, банки с водой - по колличеству детей.

Ход занятия.

 

Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Звучит аудозапись. Воспитатель в образе сказительницы появляется перед детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Альбина Ильфатовна. Я пришла к вам со своей помощницей Настасьей. А теперь я хочу познакомиться с вами.

(Дети называют свои имена).

К вам пришла я в детский сад

Чудо-сказку рассказать.

Любите вы  сказки,

милые ребятки?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие сказки вам нравятся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Конспект образовательной ситуации

по рисованию

в подготовительной к школе группе

в структуре системно-деятельностного подхода

                               «Сказочное  путешествие в «Город мастеров»

                                                                                 

                                                  Воспитатель:

                                                                                     Гарипова Альбина Ильфатовна

2014 г.

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора.

Задачи:

Обучающие: учить составлять узор на новой форме – кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям сеточки, веточки; использовать в работе нетрадиционные материалы для рисования (ватная палочка); познакомить с новым словом «кокошник».

Закрепляющие: закреплять умение дополнять узор мелкими деталями: завитками, тычинками, веточками, листочками;  край  кокошника оформлять каймой,  рисовать всей кистью, концом кисти, развивать творчество, воображение, художественный вкус. Обогащать словарный запас при помощи пословиц.

Воспитатывающие:  воспитывать уважение к народным мастерам, русским традициям в росписи.

Дидактические задачи:

Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи,  цвете росписи, изделиях.

Затруднение в ситуации:

Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Осмысление:

Провести рефлексию деятельности на занятии.

Планируемый результат деятельности:

*Дети создают индивидуальные, декоративные композиции.

*Используют разные материалы и способы создания изображения.

Материалы:

Демонстрационный: гжельские изделия, мнемотаблицы с последовательностью изображений элементов гжельской росписи, репродукция с картины М.Врубеля «Царевна Лебедь», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель», аудиопроигрываетль, мольберт.

Раздаточный: бумага белая в форме кокошников, гуашь синего  цвета, кисть № 2,5,  ватная палочка, подставка для кисти, салфетки, клеенки для рисования, банки с водой - по колличеству детей.

Ход занятия.

Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Звучит аудозапись. Воспитатель в образе сказительницы появляется перед детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Альбина Ильфатовна. Я пришла к вам со своей помощницей Настасьей. А теперь я хочу познакомиться с вами.

(Дети называют свои имена).

К вам пришла я в детский сад

Чудо-сказку рассказать.

Любите вы  сказки,

милые ребятки?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие сказки вам нравятся?

(Дети называют)

Воспитатель: А хотите отправиться в сказочный город мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда, ступайте за мной.

 (Дети рассаживаются на стульях, стоящих полукругом на ковре). 

 В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от столицы  - Москвы, средь лесов и полей стоит городок. Издавна жили там умельцы: смелые и умные, веселые и красивые мастера. Расписывали они посуду синей краской разных оттенков. И сегодня живут там мастера и расписывают посуду. И славятся эти изделия на весь мир.

(Воспитатель демонстрирует расположенные на столе гжельские изделия: посуда, скульптуры малой формы.) 

Актуализация знаний: 

Воспитатель: - Какие изделия вы видите? (Посуда, игрушки)

                            -Как называется роспись, которой расписаны эти изделия?

                            - Из чего делают посуду гжельские мастера? (Из белой глины)

                           - Какой цвет используется  для росписи? (Синий)

                           - Какой основной элемент узора гжели? (Цветок)

                           - Какие еще элементы узора используется в гжельской росписи?( завитки, листики, тычинки).

 Воспитатель: Ребята, а посморите на Настасью, что на ней надето?

Ответы детей: на ней сарафан и головной убор.

 Воспитатель: Значит, что еще можно расписать гжельским узором?

Ответы детей: Одежду и головные уборы.

Воспитатель: Правильно, дети. Может кто-нибудь из вас слышал, каким словом называт головной убор, который надет на мою помощницу и на меня? А называется он таким интересным словом – кокошник. Повторите, пожалуйста.

Дети проговаривают вслух слово «кокошник».      

Воспитатель: Вот мы сегодня говорим о мастерах, а кто такой мастер?

Ответы детей: Это человек, который хорошо и правильно делает свое дело.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы стать хорошим мастером, про которого говорят: «Мастер своего дела», или еще есть пословица: «Дело мастера боиться»?

Ответы детей: Нужно учиться.

Воспитатель: Совершенно верно. Поэтому мы продолжим свое путешествие, и я приглашаю вас в «Школу будущих мастеров».

Дети садятся за столы. Дидактическая игра «Сложи узор».

Цель: актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи, цвете росписи, изделиях:

Воспитатель: Ученики в «Школе будущих мастеров» не успели доделать свою работу. Как вы думаете, почему. Давайте поможем им закончить начатое дело. Поможем? (Ответы детей). Вам нужно расставить на свои места элементы гжельской росписи.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что помогли ученикам доделать работу. А теперь я вас приглашаю в музей города мастеров.

Дети проходят к мольберту с репродукцией картины «Царевна Лебедь».

Это необычный музей, а «Музей одной картины». В нем представлена репродукция с картины русского художникаМ. А. Врубеля «Царевна Лебедь». Кто изображен на картине?
Ответы детей: Царевна.

Воспитатель: Каким цветом она нарисована?

Ответы детей: Белым.

Воспитатель: Какой головной убор на голове Царевны,  и каким цветом нарисовал художник Врубель?

Дети: Корона похожа на  кокшник. Белым цветом.

Воспитатель: Ребята, ответьте мне, а подйдет  ли для кокошника Царевны гжельский узор?

Ответы детей: (вариант ответа: кокошник белый и на нем синей краской хорошо будет виден гжельский узор)

Воспитатель: А хотите расписать кокшник для Царевны Лебедь гжельской росписью?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: А сможете?
Дети: Да, мы умеем рисовать гжельский узор.

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас в творческую мастрерскую «Города мастеров», где вы

будете расписывать кокшник для Царевны Лебедь.

Дети проходят за столы для рисования.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие материалы необходимы мастеру для работы?

Ответы детей: Синяя краска, кисти широкие и тонкие, вода.

Затруднение в ситуации:

Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель: Может быть,  есть что-то лишнее на столе?

Дети обращают вниманеи на ватную палочку.

Воспитатель: Интересно, для чего нам понадобится ватная палочка, как вы думаете, ребята?

Предполагаемые варианты ответов: для того, чтобы вытереть размазанную краску, для того, чтобы рисовать ею.

Воспитатель: Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования мелких, круглых элементов  росписи. Чтобы они получились красивее.

Далее воспитатель обговаривает сдетьми, как нужно держать кисть при рисовании, как рисовать тонкие линии (концом кисти), какой прием использовать при рисовании лепестков цветка (примакивания).

Воспитатель: Тогда выбирайте себе кокошник, который вам нравиться.

Дети рассматривают форму кокошника, определяют его цвет,  определяют последовательность рисования: находят место для большого цветка, по бокам рядом с ним узор в виде сеточек и веточек, по краю – кайма.

Воспитатель. Вам в помощь есть мнемотаблица с последовательностью рисования цветка. Давайте ее рассмотрим.

Воспитатель с детьми обсуждают последовательность рисования основного узора - цветка по мнемотаблице. Затем обсуждают этапы рисования веточек,  решетки, каймы.

Воспитатель. Прежде чем приступить к рисованию, разомнем наши пальчики: 

Пальчиковая гимнастика

Птички

Птички прилетали, крыльями махали,                     Пальцами обеих рук производят

Сели, посидели                                                           произвольные движения вверх-вниз

И дальше полетели.

Воспитатель: А теперь можете приступать к работе.

Все элементы росписи дети прорисовывают сначала в воздухе, а потом переносят на бумагу.

Звучит песня Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».  Воспитатель обращает внимание на правильную посадку детей, постановку ног, осанку. Во время рисования воспитатель координирует работу детей.

Воспитатель. Давайте немного пердохнем.

Физминутка

Над морями, над лесами                                               Взмахи обеими руками в стороны.

Гуси-лебеди летали.

Гуси-лебеди летали

На полянку нас позвали.

Прогнувшись над водой,                                            Руки отвести за спину, наклоны вперед.

качают головой.                                                         Повороты головы вправо-влево.

Прямо и гордо умеют держаться,                            Приседания с прямой спиной.                   

Очень бесшумно на воду садятся

Воспитатель: Творческая мастерская закончивает свою работу, несите свои изделия на стол.

Посмотрите, ребята, вы все рисовали одинаковые элементы гжельской росписи, для работы у вас у всех были одинаковые материалы, а работы у всех получились разные и очень красивые.

Осмысление: 

Рефлексия деятельности на занятии.

Воспитатель. Наше сказочное путешествие подошло  к концу.

- А где мы сегодня побывали?

-Для кого вы сегодня старались?

-Какой росписью рисовали кокошник?

-Какой необычный, нетрадиционный материал для рисования высегодня использовали?

-Как вы считаете, Царевне лебедь понравяться ваши работы? Почему?

Спасибо, ребята, за ваше старание. Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать. Мы с Настасьей прощаемся с вами. Всего вам доброго, ребята, до свидания.



Предварительный просмотр:

Самоанализ образовательной ситуации по рисованию

 «Сказочнное путешествие в «Город мастеров»

в подготовительной к школе группе.

Вашему вниманию было предложено занятие  с одной подгруппой детей подготовительной группы детского сада. В подгруппе ___________ человек.

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора.

Задачи:

Обучающие: учить составлять узор на новой форме – кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям сеточки, веточки; использовать в работе нетрадиционные материалы для рисования (ватная палочка); познакомить с новыми  словом «кокошник».

Закрепляющие: закреплять умение дополнять узор мелкими деталями: завитками, тычинками, веточками, листочками;  край  кокошника оформлять каймой,  рисовать всей кистью, кончиком кисти,  развивать творчество, воображение, художественный вкус.   Обогащать словарный запас при помощи пословиц.

Воспитатывающие:  воспитывать уважение к народным мастерам, русским традициям в росписи.

Дидактические задачи:

Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о приемах рисования и элементах гжельской росписи,  цвете росписи, изделиях.

Затруднение в ситуации:

Создать мотивационную ситуацию для использования нетрадиционных средств рисования, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Осмысление:

Провести рефлексию деятельности на занятии.

Планируемый результат деятельности:

*Дети создают индивидуальные, декоративные композиции.

*Используют разные материалы и способы создания изображения.

Технология занятия представлена в форме деятельностного метода. Продолжительность занятия 30 минут.

Структура представлена 4частями: введение в ситуацию, актуализация знаний,  затруднение в ситуации, осмысление.

Введение в ситуацию: (появление сказительницы, приглашение детей в путешествиев «Город мастеров») мотивировало детей на включение в игровую деятельность.

Взаимное  приветствие, эмоциональный настрой подготовили детей к предстоящему занятию,  и вызвало у детей эмоциональный отклик, определило смысловую завязку занятия.  Заданные воспитателем вопросы  в начале занятия («Хотитеотправится в путешествие?»),  способствовали осознанному принятию детьми «детской цели».

Актуализация знаний

Деятельность детей во время занятия в форме игры «Собери узор» способствовало эмоциональной насыщенности занятия, а так же актуализации ранее полученных знаний. Представление изделий гжельской росписи (выставка), обсуждение предметов выставки  так же позволило актуализировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.

Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия. Использование игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало подготовке к процессу рисования.

Для решения первой задачи использовался наглядный прием (демонстрация кокошников), ряд поисковых вопросов  («какой основной элемент гжельского узора?», «где будет располагаться основной узор?».  Использование мнемотаблицы способствовало практическому применению ранее полученных знаний.

Затруднение в ситуации  («Что лишнее на столе?)мотивировало детей на применение нетрадиционного материала для рисования (ватной палочки). Ответы на вопрос воспитателя «А как будем применять палочку?» позволили найти способ применения нетрадиционного материала для рисования элементов росписи.

С решением первой задачи дети справились

На высоком уровне ____________

На среднем уровне ____________

На низком уровне _____________

Решению второй задачи способствовал метод моделирования  (схема последовательности выполнения основного узора и элементов росписи.  Рассуждения о том, кто такой мастер позволило понять значение пословиц. Рассматривание и обсуждение росписи для наряда и головного убора Царевны Лебедь,  способствовали развитию художественного вкуса и мотивировали детей на практическую деятельность.

 Прослушивание сказки сказительницы способствовало  развитию воображения.  Предоставление выбора формы кокошника,  прорисовывание в воздухе элементов росписи способствовало развитию творчества.

 С решением этой задачи дети справились

На высоком уровне___________

На среднем уровне ___________

На низком уровне ____________

Желание детей стать поработать в творческой мастерской и стать гжельскими мастерами способствовало решению третьей задачи.

Осмысление  реализовывалось при помощи рефлексии деятельности на занятии, т.е. посредством вопросов воспитателя: «Кому вы сегодня помогли? «Какие знания вам помогли?» и проговаривания детьми условий, которые позволили достигнуть детской  цели.

В течение всего занятия были использована подгрупповая  форма детской деятельности.

Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование (работали сидя на ковре, у доски, за столом). Эстетично оформленные пособия, эффективное использование  пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.

Соблюдены дидактические принципы деятельностного метода.

Все это оказало положительное влияние на художественное творчество детей. Совершенствовало умение в изобразительной деятельности, обогатило  словарь детей.

Планируемый результат:

Таким образом, можно отметить, что дети:

1.Создают индивидуальные, декоративные композиции

На высоком уровне ________________

На среднем уровне ________________

На низком уровне _________________

2.Используют разные материалы и способы создания изображения.

На высоком уровне ________________

На среднем уровне ________________

На низком уровне _________________

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию.

 Самооценка результата итогового занятия на _________ уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему: «Знакомимся с числом пять»

Задачи: Образовательные:-- упражнять в количественном и порядковом счете, продолжать развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам;- учить ориентироваться на листе бумаги;-  ...

План-конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Спешим на помощь к Нолику».

Игровая  образовательная ситуация«Спешим на помощь к Нолику». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстет...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Рассказывание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Образовательная ситуация продолжит знакомство детей с произведениями живописи, дети будут совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, повторят признаки осени....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Весна"

Образовательная ситуация позволит уточнить и расширить представления детей о весне и её приметах, обогатит и активизирует словарь по теме, потренирует в звуковом и слоговом анализе и синтезе....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «В поисках Мудрой Совы»

Конспект  образовательной ситуации  в подготовительной к школе группе  «В поисках Мудрой Совы».Цель:Задачи:Образовательные: 1.Закреплять умение раскладывать число на два мен...