Конспект совместной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Колесова Ольга Петровна

По теме: «Рассказывание сказки Л.Н. Толстого  «Три медведя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_kolesova_o.p.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский край, город Рубцовск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

Конспект

совместной  деятельности по образовательной области
«Речевое развитие»

  1. по теме: Рассказывание сказки Л.Н. Толстого  «Три медведя».

воспитателя Колесовой О.П.

 2015 год


Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: средняя группа;

  1. ТЕМА: Рассказывание сказки Л.Н. Толстого  «Три медведя».

  2. Цель: создание условий для побуждения к появлению желания у детей с помощью педагога пересказывать знакомую  сказку.

  3. ЗАДАЧИ:

  4. Коррекционно – образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно пересказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации.
  2. Содействовать усвоению знаний детей о содержании сказки «Три медведя»

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать связную речь, отвечая на вопросы полным предложением.
  2. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию сказки.
  3. Развивать воображение и эмоциональную сферу.
  4.  Развивать рече-двигательный  аппарат.
  5.  Развивать мышление, внимание, память, усидчивость.

Коррекционно – речевые:

1. Обогащать и активизировать словарь.

2. Развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания главных героев.
  3. Воспитывать основы безопасной жизнедеятельности.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка; похлебка, похлебал, изба, большой, меньше, средний, маленький, как раз в пору;

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Двигательная: физ. минутка «Три медведя шли домой»

Игровая: игра - загадка «Подари улыбку», «Наведи порядок в доме трех медведей», артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»,

Коммуникативная: беседа, рассказывание сказки;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:   Просмотр мультфильма «Три медведя», речевая игра  «У медведей в горнице»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ: изготовление шапочек медвежат для физкультминутки

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ноутбук, проектор, слайдовая презентация, музыка Г.Грига «В лесу», портрет писателя,   костюм сказительницы, сундучок с ключом, театр на конусах «Три медведя», ширма, дорожки здоровья, шишки, шапочки медведей, зеркала по количеству детей, 6 подушечек, две корзинки;

Организационный момент:

Цель: создание мотивации на совместную деятельность;

Задачи:

  1. 1. психологический настрой на совместную деятельность.
  2. 2. поддерживать интерес к дальнейшей  совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы, художественное слово), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети образуют круг. Далее вместе с воспитателем выполняют задание в соответствии с текстом.

Дети сидят на стульчиках

Хоровой ответ

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети помогают педагогу открыть сундучок

Это герои из  сказки «Три медведя»

Рассказывать сказку

- Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

Отгадайте мою загадку!

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

Что это? (Улыбка)

-Правильно. Давайте подарим друг другу улыбку.

- Какие молодцы, кто желает отправиться со мной в  страну сказок, пройдемте со мной.

- Как вы думаете, кто я такая?

Я – Сказительница. Называют меня так потому, что я знаю много – много сказок и очень люблю их рассказывать детям. А вы, дети, любите сказки

-Я пришла не одна, сундучок волшебный с собой я принесла.

-Кто из вас желает заглянуть в мой сундучок?

-Сундучок волшебный, открыть его можно только с помощью волшебных слов, повторяйте за мной:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой.

-Ребята, посмотрите, у меня там какие-то предметы.

- Кто это такие?

-Вспомните, кто написал эту сказку?

-Какие молодцы, все-то вы знаете.

-Может, кто-то догадался, чем мы сегодня будем заниматься? Недаром меня называют сказительницей.

- Сейчас, я расскажу вам сказку «Три медведя»

Игра - загадка «Поймай улыбку»

Обращаю внимание на сундучок, в котором находятся три медведя (настольный театр)

Показываю портрет писателя

Основная часть

Цель:        создание условий для усвоения знаний детей о содержании сказки «Три медведя»;

Задачи:

  1. 1. Развивать воображение и эмоциональную сферу;
  2. 2.  Развивать мышление, внимание, память, усидчивость;
  1. 3.Обогащать словарный запас детей;
  2. 4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания главных героев;

Методы и приемы: словесный (поощрения, вопросы, беседа, уточнение), игровой (физкультминутка, игра), наглядный (демонстрация театра).

Рассказывание сказки с использование театра

Цель: ознакомление с сюжетом сказки;

Дети сидят на стульчиках и слушают внимательно педагога

-  Сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать!

-Понравилась вам сказка?

-Как она называется?

Рассказывание сказки воспитателем с использованием настольного театра

Словарная работа

Цель: объяснение трудных для понимания детей слов;

Дети объясняют значения трудных слов

-Ребята, скажите, встретились ли вам в сказке какие-то незнакомые или непонятные слова?

 - В доме было две комнаты: одна столовая (Что делали медведи в столовой?), (ответы детей), другая спальня (Что делали медведи в спальне?), (ответы детей).

- Чашка с похлебкой – похлебка - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы, который можно похлебать.

- Горница-комната.

- Пришлась как раз в пору (подошла по размеру)

Воспитатель побуждает к полным ответам.

Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка;

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

-Немножечко устали, а теперь мы отдохнем. Хотите поиграть в игру? Тогда я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, надевайте шапочки.

Вот  медведи шли домой. Папа был большой, большой (идут на носочках, руки вверх)

Мама чуть пониже ростом (идут, расставив руки в стороны) А малыш Мишутка просто очень маленький он был, с погремушками дружил (идут в полуприсяде, бьют по коленям ладонями) Динь - динь - динь.

Педагог раздает шапочки медвежат каждому ребенку

Включается спокойная музыка Г. Грига «В лесу»

Артикуляционное упражнение

Цель: активизация мышц речевого аппарата;

Дети проходят на полянку, садятся на подушечки и берут зеркала для выполнения артикуляционного упражнения

-Ребята, а что любят есть маленькие медвежата?

-Давайте  пройдем на полянку и  покажем, как медвежата облизываются после вкусного варенья, берите зеркала.

-Вот какие молодцы!

Педагог раздает каждому ребенку зеркало

Упражнение повторяется 2 раза

Игра «Наведи порядок в домике трех медведей»

Цель: закрепление понятий «Большой – маленький»;

Дети проходят к домику медведей и выполняют задание педагога

Отработка правильного звукопроизношения

-Ребята, а помните, что Маша убежала, а в домике медведей остался такой беспорядок.

- Я предлагаю вам поиграть в игру, давайте пройдем и наведем порядок в домике медведей.

Ой-ой-ой, какой же тут беспорядок. Столовые приборы перемешаны, мишуткин стульчик перевернут, шишки разбросаны.

-Шишки в руки взяли, покатали и скорей в корзинку их убрали

-Как зарычал Михайло Иваныч?

-Как зарычала Настасья Петровна?

-как зарычал Мишутка?

-Какие вы молодцы, все убрали, вот медведи обрадуются, когда увидят такой порядок в своем домике.

-А сейчас скорее возвращаемся на стульчики, пока медведи не вернулись.

-Ребята, я вам сказку рассказала, а теперь и вас послушать хочу, давайте и вы мне сказку расскажите, а я буду вам помогать.

Педагог побуждает к самостоятельному выполнению задания

Дети по очереди пробегают по мостикам здоровья

Рассказывание сказки детьми с использование презентации

Цель: закрепление сказки детьми, развитие логического мышления;

В жизни медведи живут в берлоге, у них нет ни стола, ни стульев, ни кроватей, они не умеют разговаривать. И имена у медведей, как у людей

- Чем закончилась сказка?
- Ребята, эта история о девочке и трех медведях могла быть на самом деле, или эта выдумка?

- Это сказка, а в сказках все может случиться то, чего на самом деле не может быть.

Педагог побуждает детей к самостоятельному пониманию главной мысли

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов совместной деятельности;

Задачи:

  1. 1. Сохранять и поддерживать интерес к художественной литературе;

Методы и приемы: словесный (поощрение), практический (раскрашивание).

Дети сидят на стульчиках и отвечают на вопросы педагога.

Дети берут задания и уходят

-Молодцы!

-Ребята, вам понравилась сказка. Как она называется? Кто ее написал?

- Можно ли уходить в лес одному?

- А вести себя так,  как вела девочка в избушке медведей, вошла без приглашения, везде сидела, пробовала похлебку из всех чашек, сидела на всех стульях и даже сломала один лежала на всех кроватях?

-Дети должны вести себя воспитанно, спрашивать разрешения.

-Вы сегодня хорошо потрудились, у меня для вас еще кое-что есть в моем волшебном сундучке. Вот, держите. Эти задания можно выполнить и с остальными ребятами.

Задания на каждого ребенка на закрепление понятий «Большой-маленький»

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ: Речевая игра «Слова  - друзья».

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:        Рисование и лепка героев сказки«Три медведя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" для детей средней группы

конспект предназначен для проведения НОД с детьми в возрасте от 4-х до 5 лет по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие", с использованием мнемотаблиц ...

конспект НОД по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" для детей младшего возраста от 2 до 3 лет

Конспект  НОД предназначен для проведения образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста по ОО "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие", с использованием мнемо...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...