Программа театрального кружка "Вдохновение Мельпомены"
рабочая программа по развитию речи по теме

Канюкова Светлана Валерьевна

 

 

Примерная программа кружковой работы по театрализованной деятельности в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_.docx69.8 КБ

Предварительный просмотр:


Программа дополнительного образования

«Вдохновение Мельпомены»

для детей 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

Музыкальный руководитель:

Канюкова С. В.

2017 – 2018 учебный год

Воронеж


Содержание

1.Целевой раздел………………………………………………………..3

1.1Пояснительная записка………………………………………….…...3

1.2Цель и задачи программы……………………………………………6

1.3Планируемые результаты…………………………………………... 8

1.4Система оценки результатов освоения образовательной программы

……………………………………………………………………………10

2.Содержательный раздел………………………………………….....11

2.1Описание образовательной деятельности…………………………..11

2.2 Планирование образовательной деятельности…………………….12

2.3 Материально техническое обеспечение программы………………19

3.Организационный раздел…………………………………………. 21

3.1 Форма и режим занятий…………………………………………….21

3.2 Кадровые условия реализации программы………………………..21

3.4Перечень литературных источников……………………………….22


1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет .

Актуальность

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует.

Кроме того,  у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира.

Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность.

А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Новизна

В дошкольном возрасте дети хорошо умеют подражать, но они  не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Они повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ.

Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать и фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.

Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других, креативно мыслить.

Педагогическая направленность

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении –какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы – важные моменты этой программы.


 1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы:

Развитие творческих способностей и креативного мышления у детей средствами театрального искусства Данная цель конкретизирована рядом задач:

-Создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

-Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

-Обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

-Активизирование словаря, совершенствование звуковой культуры речи.

-Формирование опыта социальных навыков поведения.

-Развитие интереса к театральной игровой деятельности.

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Межпредметная связь

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, ми¬микой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарак¬терное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и по¬нять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрация¬ми, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать раз¬ными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использова¬нием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализо¬ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повсе¬дневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4. «Социально – коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об¬щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.


1.3 Планируемые результаты

В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

2 младшая  группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

1.4.Система оценки результатов освоения образовательной программы.

Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:

  • Выявления начального уровня развития творческих  способностей ребенка.

- Оценки эффекта педагогического воздействия.

Метод диагностики: Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом занятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.

  • Диагностика развития детей по сформированности творчесих способностей с использованием всех видов музыкально-театрализованной деятельности проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по театрализованной деятельности .

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Форма работы с детьми

  • игра

  • импровизация

  • инсценировки и драматизация

  • объяснение

  • рассказ  детей

  • чтение воспитателя

  • беседы

  • просмотр видеофильмов

  • разучивание произведений устного народного творчества

  • обсуждение

  • наблюдения

  • словесные, настольные и подвижные игры.

  • пантомимические этюды и упражнения.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Содержание рабочей программы включает семь основных блоков

Блок 1. Основы кукловождения.

Блок 2. Основы кукольного театра

Блок 3. Основы актерского мастерства

Блок 4. Основные принципы драматизации

Блок 5. Самостоятельная театральная деятельность

Блок 6. Театральная азбука

Блок 7. Проведение праздников


2.2.Планирование образовательной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительного образования        в рамках кружковой работы

для детей

по театрализованной деятельности

Возраст детей: 3 – 7 ЛЕТ

Программа для младшей  подгруппы ( сентябрь – май ) .

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

           1

             2

                         3

1 . Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь . Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой , пластмассовой , мягкой игрушки настольного театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Медведь и лиса» , «Встреча зайца и медведя»

Октябрь . Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «В гости к Маше» , «Собака и медведь» , «Пляска деда и бабы» .

Ноябрь .Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Встреча зайца и лисы» ,

«Пляска лисы и кота» , «Бабушка и внучка» .  

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра , театра верховых кукол .

Декабрь . Задачи : обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых , знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .

Этюды : «Встреча кошки с собакой» , «Пляска мышей» .

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , с приемами вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет»  , «Две мышки», «Дед и репа» .

Март – май . Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : « Встреча лисы и зайца» , «Встреча мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» .

2 . Основы кукольного театра .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке , развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля , вызывать сочувствие и желание помочь , обучать давать оценку поступкам действующих лиц .

Сказки : «Заюшкина избушка» , р.н.с. . «Репка» , р.н.с.  

Декабрь . Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей .

Сказки : «Маша и медведь» , р.н.с.

Январь – февраль . Задачи : познакомить детей с театральной ширмой , приемами вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Мама гуляет» , «Девочка гуляет» , «Две мышки» .

Март – май . Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру , вызывать желание участвовать в кукольном спектакле .

Сказки : «Курочка Ряба»

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать у детей характерные жесты отталкивания , притягивания , раскрытия , закрытия ; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое . Познакомить с пиктограммами (карточками – символами , изображающими разные эмоции человека – веселье , грусть ) ; воспитывать внимательность , развивать фантазию , воображение детей .

Этюды : М.Чистяковой на выразительность жеста : «Тише» , «Иди ко мне» , «Уходи» , «До свидания» ; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает» , «Вкусные конфеты» , «Новая кукла» , «Лисенок боится» , «Ваське стыдно» , «Молчок» ; М.Чехова на внимание , веру , наивность и фантазию .

Декабрь – февраль . Задачи : активизировать детей , развивать их память , внимание .

Игры : «Дружный хоровод» , «Кто спрятал клад» , «Запомни свое место» , «Запомни свою позу» , «Флажок» М.Чистяковой .

Март – май . Задачи : развивать у детей способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды : «Это я !» , «Это мое !» , «Отдай !» , «Сосульки» ,  «Петрушка прыгает» М.Чистяковой .

4 . Основные принципы драматизации .

Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам , используя при этом выразительные средства (интонацию , мимику , жест ) .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ; поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному желанию .

Сказки : «Теремок» , «Колобок» , р.н.с.

Сценка : «Лесовичок»

Декабрь – февраль . Задачи : формировать у детей эмоционально насыщенную речь , активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям , стремление участвовать в этом виде деятельности .

Сказки : «Рукавичка» , украинская народная сказка .

Сценки : «Бычок» (по стихотворению А. Барто ) .

Март – май . Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Курочка Ряба» р.н.с. ; «Аленушка и лиса » р.н.с. ; «Красная шапочка» французская сказка .

Сценки «В гостях у бабушки» (по стихотворению А. Милкиной) .

5 . Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки , стихотворения .

Декабрь – февраль . Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров ( магнитная доска ) и с театром верховых кукол .

Март – май . Задачи : поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать представления детей о театре ( артисты – волшебники театра , куклы – маленькие помощники артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре ; пополнять и активизировать словарь детей , вводя специальную терминологию , связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров ) ; названия театральных персонажей , предметов , декораций .

7 . Проведение праздников .

Воспитывать у детей чувство радости , желание выступать на утреннике : читать стихи , разыгрывать сценки . Поощрять участие детей в подготовке к праздникам , поддерживать радостное чувство от совместных действий , успешно выполненных заданий .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей ; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям , воспитателям детского сада , малышам .

Мероприятия : «Праздник осени» .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «Новогодний утренник» .

Март – май . Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями , сотрудниками детского сада , малышами .

Мероприятия : «Мамин праздник» (праздник посвященный 8 марта ) .

8 . Проведение досугов и развлечений .

Развивать у детей интерес к различным формам представлений , подготовленных старшими детьми и взрослыми , и желание участвовать в них .

Сентябрь .

1 . «1 сентября – День знаний» - Представление «Малыш и Карлсон» (исполняют педагоги детского сада ) .

2 . Кукольный спектакль «Машенька и медведь» ( исполняют педагоги ) .

Октябрь .

1 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги ) .

Ноябрь .

1 . «В гостях у хитрой Лисички» кукольный спектакль

Декабрь – февраль . Задачи : развивать умение понимать содержание сказок , инсценировок , оценивать поступки действующих лиц , давать им объективную оценку .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы .

2 . «Кто петух и лиса» - кукольные спектакли в исполнении детей старших групп .

Март – май . Задачи : обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания ; поддерживать интерес к происходящему на сцене .

1 .  «Красная шапочка » - сказка в исполнении детей старших групп.

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

5 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

 

  Программа для старшей подгруппы ( сентябрь – май ) .

        Блоки

Основной компонент

Компонент ДОУ

              1

               2      

                         3

1 . Основы кукловождения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : познакомить детей с приемами вождения кукол  .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Девочка и мальчик» , «Пляска кота и мыши» .

Декабрь – январь : Задачи : познакомить детей с различными приемами вождения кукол бибабо .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Веселая зарядка» , «Попугай умывается» , «Неожиданная встреча» .

Февраль . Задачи : познакомить детей с напольным видом театра – конусным , приемами вождения этих кукол .

Игра : «Театр двух актеров»

Этюды : «Прогулка в лес» , «Встреча друзей» , «Веселый перепляс» .

Март – май . Задачи : закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров .

Этюды : по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп .  

2 . Основы кукольного театра .

Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : формировать интерес к театру кукол, желание участвовать в кукольном спектакле .

Декабрь – февраль . Задачи : прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров : тростевых и напольных кукол , развивать творческую самостоятельность в передаче образа .

Сказки : «Мороз Иванович» .

В . Одоевский .

Март – май . Задачи : формировать устойчивый интерес к кукольному театру , желание управлять куклами различных систем .

Инсценировка «Карнавал кукол»

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость , горе , удивление , испуг ) ; обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера .

Этюды : М.Чехова «Потерялся» , «Котята» , «Маленький скульптор» , «Часовой» , «Робкий ребенок» , «Повар лгун» .

Игры с карточками – пиктограммами : «Передавалки» , «Нарисуй и скажи» .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека , события , места , времени года , дня и уметь вживаться в эту атмосферу ; развивать память и фантазию .

Этюды : М.Чехова : на внимание , веру , наивность , фантазию , атмосферу

Март . Задачи : развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей .

Этюды : М.Чистяковой : на выражение основных эмоций – «Любопытный» , «Круглые глаза» , «Старый гриб».

Коммуникативная игра «Воротца».

Апрель – май . Задачи : развивать у детей выразительность жеста , умение воспроизводить отдельные черты характера .

Этюды : М.Чистяковой : «Я не знаю» , «Дружная семья» , «Насос и мяч» , «Карабас – Барабас» , «Три характера» , «Вредное колечко» .

Коммуникативная игра «Кто спрятал клад?» .

4 . Основные принципы драматизации

Сентябрь – ноябрь . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля .

Сказки : «Сказка про храброго зайца» Д.Мамин – Сибиряк .

Инсценировки : по стихотворениям Ю.Копотова – «Волнушки» ; В.И.Митясова – «Осенний листок» ; Ю.Тувима – «Спор овощей» .

Декабрь – февраль . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей .

Сказки : «Морозко» , р.н.с.

Март – май . Задачи : совершенствовать импровизационные возможности детей , развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей .

Инсценировки : «Воробушки» (по стихотворению В.Берестова ) ; «Трусливая коза» по стихотворению А. Милкиной, «Ай, да мышки» по ст. А. Милкиной; «Три мамы» .

5 . Самостоятель-

Ная театральная деятельность  

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр : умение самостоятельно выбирать сказку , стихотворение , готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю , распределять между собой обязанности и роли . Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Сентябрь – ноябрь . Задачи : побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки.

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей придумывать небольшие сказки по мотивам знакомых детских стихотворений.

Март – май . Задачи : побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – февраль . Задачи :

1 . Углублять знания детей о театре как виде искусства . Формировать устойчивый интерес к театральному искусству , потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости , эмоциональных переживаний , творческого сочувствия .

2 . Уточнять сведения об основных средствах выразительности .

3 . Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера , балет , драматический театр , кукольный , детский , театр зверей ) .

4 . Расширять диапазон сведений о том , кто работает в театре (капельдинер , постановщик танцев ) .

5 . Закреплять навык поведения во время посещения театра , просмотра спектакля .

6 . Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный , стендовый , бибабо , верховых кукол , марионетки , кукол с «живой рукой» , пальчиковый ) .  

Март – май . Задачи : уточнять и обобщать знания детей о театре , его истории , разновидностях , устройстве , театральных профессиях , костюмах , атрибутах , правилах поведения в театре , видах кукольных театров , театральной терминологии , средствах художественной выразительности .

7 . Проведение праздников .

Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников . Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы . Развивать желание принимать активное участие в утренниках .

Сентябрь – февраль . Задачи : продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми , сверстниками и младшими детьми ; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках , используя импровизационные умения , приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности .

Мероприятия : праздник «Золотая осень» ;

«Морозко» - новогодний утренник .  

Март – май . Задачи : поощрять проявление творческой активности детей , желание доставить радость зрителям .

Мероприятия : весенний утренник посвященный 8 марта ; «Выпускной вечер»  - выпуск детей в школу .  

8 . Проведение досугов , развлечений .

Организовывать для детей представления кукольного театра , слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене .

1 . «1 сентября – День Знаний» - театрализованное представление в исполнении педагогов детского сада и дошкольников .

2 . «Морковкина свадьба» - спектакль в исполнении детей старших групп .

Декабрь – февраль . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене .

1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

2 . «Кот , петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы .

Март – май . Задачи : воспитывать доброе отношение к сверстникам , побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях .

1 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню Театра (последняя неделя марта ) .

2 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

3 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

2.3 Материально техническое обеспечение программы

При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные особенности.

Центр театра

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

3. Стенд-книжка.

4. Теневой театр.

5. Пальчиковый театр.

6. Театр Би-ба-бо.

7. Детские костюмы для спектаклей.

8. Взрослые костюмы для спектаклей.

9. Элементы костюмов для детей и взрослых.

10. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

11. Ширма для кукольного театра.

12. Мультимедиа-аппаратура

13. Медиотека (аудио- и флеш-накопители).

14. Декорации к спектаклям

15. Методическая литература

3.Организационный раздел

3.1. Формы и режим занятий.

Формой        осуществления        образовательного        процесса являются

две учебные  подгруппы (до 10 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (младшая подгруппа  - 3-4 года, старшая подгруппа – 5-7 лет ).

Набор детей в группы свободный.

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ  центра развития ребенка № 188 г. Воронежа.

Учебный план рассчитан на 1 год. Количество часов, отведѐнных на освоение обучающимися дополнительной образовательной программы:

Периодичность

Количество

Количество

Продолжительность

в неделю

часов в неделю

часов в год

Дети 3-4 лет:

1 раз

20 мин.

12 ч.

20 мин.

Дети 5-7 лет: 30 мин

1 раз

30 мин.

14 ч.

Содержание

Количество занятий

работы

в неделю

в месяц

в год

Занятия по

тематическому

1

4

28

плану

3.2. Кадровые условия реализации программы.

Педагог: музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР № 188 Канюкова Светлана Валерьевна. Образование – средне-специальное

Балашовское музыкальное училище. 1997 г.

специальность: артист хора, руководитель творческого объединения.

Квалификационная категория: высшая.

Стаж педагогической работы – 16 лет.

3.3. Перечень литературных источников.

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  7. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  9. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  11. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  12. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  13. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  14. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

Сорокина Н.Ф., Миланович  Л.Г.    Театр

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика
  2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  3. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
  4. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

План работы с родителями по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций по программе Театральные дорожки в подготовительной группе»

План работы с родителями  по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций  по программе Театральные дорожки в  подготовительной группе»...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...