самообразование
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Земскова Светлана Петровна

" Формирование познавательной активности  и речевого общение. через ознакомление с малыми формами фольклора (Колыбельными песнями) как создание условий для социализации  старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr14-15_sayt.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательной активности и речевого общения, через ознакомление с малыми формами фольклора

( колыбельными песнями) как создание условий  для  социализации  старшего дошкольного возраста в соответствии с  ФГОС ДОУ»

Воспитатель: Земскова С.П.

МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок»

1.Актуальность.

    В течении многих веков прибаутки,  потешки , приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

    Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с  пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

   Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

   Народный фольклор - колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

   С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

   Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые медведи", а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки...

    Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

    Колыбельные - это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

 2. Методическое  обеспечение:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред:  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васальевой;
  • Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»с.Ходынино»;
  • Истоки русской народной культуры в детском саду . И.Г. Гаврилова;
  • Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. И.А. Бойчук, Т.Н.Попушина;
  • Знакомство детей  с русским народным творчеством. Т.Н.Кударина и др;
  •  Приобщение детей к истокам  русской народной культуры. О.Н.князева,М.Д.Махаева.

3.Цели и задачи:

Цель:

   Продолжать  знакомство детей с  малыми формами фольклора, углублять знания детей о праздниках, продолжать знакомить с  традициями  и обычаями русского народа.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
  • воспитывать  интерес к народной игре, хороводам , колыбельным песням;
  • формировать умение отражать художественные традиции в детском творчестве, в рисунках, поделках и т д,
  • продолжать знакомить с традициями и обычаями русского народа.

4. Принцип организации  воспитательной работы:

  -полнота,

  -систпемность

  -возрастная адресованность,

  -интеграция,

- приемственность взаимодействия с ребенком.

5. Направление деятельности:

- ребенок – воспитатель;

-ребенок и родители;

-ребенок и ребенок  и др…

6. методы работы:

-игровой;

-словесный;

-наглядный;

-практический.

7. формы работы с детьми:

- традиционно – воспитательно- образовательная;

-тематические праздники;

- русские народные игры;

8 работа с родителями:

- собрания;

- открытые мероприятия с участием  родителей;

- анкетирование;

-экскурсии  с участием родителей.

9. результативность:

-дети проявляют интерес к русскому народному творчеству;

- у детей пополнился литературный запас   русских народных произведений( сказок . прибауток . загадок.  колыбельных песен и.т.д)

дети научились интонацией , мимикой жестами предавать свое отношение к содержанию  русских народных произведений.

Тематический план.

Сентябрь:

  1. «Красное летечко, дай грибов в берестечко».
  2. «То березка, то рябинка».
  3. «Зеленей, стебелек, наливайся колосок».

Октябрь:

  1.  «Труд человека кормит, а лень портит».
  2. «Щи да каша, пища наша».
  3. «Маленький черпачок, красный колпачок».

Ноябрь:

  1. «Мышка – норушка».
  2.  «Про лису».
  3. «Кладовавя сказок».

Декабрь:

  1. «Не всякий гость хозяевам в радость».
  2.  «Мы прядем, а нитка тянется».
  3.  «Будет платье на нашем брате».

Январь:

  1. « Коляда – коляда, прикатила молода».
  2.  «Святки».
  3. «Приданное Бабы Яги».

Февраль:

  1. «Славный богатырь Илья Муромец».
  2. «Материнская молитва со дна моря  вынимает».
  3. « «красные» да «добрые» ».

Март:

  1. «Плетеный ковер, хитрый ковер».
  2.  «Детям на потеху».
  3.  «Бабушкина кукла».

Апрель:

  1. «Первый на селе работник».
  2.  « Филимоновская радуга».
  3.  « Яичко ко святому дню».

Май:

  1. «Кому красно словцо, кому присказку».
  2. « Маленькое дело лучше большого безделья».
  3. «  Веселый разговор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...