Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы Рассказывание по картине «Звери в зимнем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рукавишникова Нина Семеновна

Цель: Учить самостоятельно, составлять небольшие рассказы о жизни животных, используя предметно-схематическую модель и предметные картинки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_rukavishnikova_n.s.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 непосредственно образовательной деятельности

 с детьми средней группы

                                                                         Рукавишникова Н.С., воспитатель

                                                                        Первой  квалификационной категории                          

                                                            МБДОУ №3 «Огонек» пгт.  Камские Поляны

Тема:

Рассказывание по картине «Звери в зимнем лесу»

Образовательные области:

Познание, социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, труд.

Вид:

Развитие речи при составлении рассказов по картине

Тип:

Интегрированное.

Программное содержание:

Цель: Учить самостоятельно, составлять небольшие рассказы о жизни животных, используя предметно-схематическую модель и предметные картинки.

Задачи:

Познание – Расширять представления детей диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме.

Коммуникация – Формировать умения составлять небольшие рассказы творческого характера, передавая содержание картины,  упражнять в использовании средств выразительного раскрытия образа (описание природы, места действия). 

Социализация – Формировать желание помочь лесовичку разобрать разрезные картинки диких животных и рассказать о них; научить рассказывать о красоте леса и его обитателях. Воспитывать доброе отношение к животным.

Безопасность – Знакомить с явлениями неживой природы (снегопад, дождь, сильный ветер).

Здоровье – Поддерживать интерес к физкультминуткам. 

Труд – Формировать умение бережно относиться к раздаточному материалу (разрезным картинкам).

Методические приемы:

Создание мотивации, вопросы, показ слайдов, рассказ.

Словарная работа:

Хищное животное; новая, белая, пушистая, густая шубка, мех.

Оборудование и материалы:

Предметно-схематические модели, иллюстрации диких животных, почтовый ящик, альбом (от Лесовичка), картина «Звери в зимнем лесу», дидактическая игра «Собери картинку».

Предварительная работа:

Структура:

Вводная часть – 2 мин:

  1. Получение посылки от Лесовичка.

Чтение письма и рассматривание картины и схем.

Основная часть –  мин:

  1. Рассматривание схем о животных.
  2. Составление рассказов о животных по схемам.
  3. Физкультминутка.
  4. Составление   рассказа по картине «Звери взимнем лесу».

Заключительная часть – 3  мин:

  1. Дети раскрашивают животных для Лесовичка

Ход непосредственной организованной образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас посмотреть от кого же нам пришла посылка и что в ней. Посмотрим? А вот и обратный адрес:

Куда: Сказочный лес, волшебный замок хозяина леса.

Кому: Лесовичку.

         Лес – это большой дом, где по соседству живут разнообразные животные, насекомые, растения. За порядком в этом лесу следит лесник. А в сказочном лесу за порядком следит – Лесовичок. Он и прислал нам посылку.

Воспитатель: Ребята, здесь лежит письмо от Лесовичка, послушайте.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам с просьбой: помогите мне собрать из частей картинки животных, они все перепутались. Посылаю вам альбом из сказочного леса, расскажите о животных, и свои рассказы запишите в него. Я тоже хочу о них все знать.

Воспитатель: Назовите, какие животные живут в лесу?

Дети: Лиса, заяц, белка, волк, медведь, ёж.

Воспитатель: Давайте по одной  соберем из частей картинки с животными и расскажем о них, а я запишу в альбом ваши рассказы, и потом мы отправим его лесовичку.

        2. Основная часть.

         1   ребенок собирает картинку зайца, а затем с опорой на схему составляет рассказ о нем.

         Заяц – дикое животное. У него длинные уши и маленький хвостик. Шуба у него теплая, густая. Два раза в год он меняет цвет своей шубки. Зимой он белый, а летом – серый. Зимой бегает около жилья человека. Кушает морковку, капусту, траву, пшеницу, горох, а зимой – веточки молодых деревьев, грызет кору деревьев. Заяц – ночное животное. Днем зайцы отдыхают. Для этого в снегу, а летом в земле выкапывают ямку и ложатся в неё. Заяц хорошо слышит, но плохо видит. Он боится лису, волка, охотников, медведя.   

        2  ребенок собирает картинку медведя и потом рассказывает о нем по схеме.

         Медведь – крупное, дикое  животное. Голова большая с маленькими глазками и маленькими ушами. Хвост очень короткий. Шуба у него густая, длинная. Живет медведь в лесу, где много кустарников и травы, и где есть водоемы. Кушает медведь ягоды, мед, грибы,  рыбу, орехи, мышей, лягушек. Крупные медведи нападают на оленей, кабанов, лосей. Медведь боится холода, и когда наступает зима ложится в берлогу и спит там до самой весны. Зимой ничего не ест, живет за счет жира, скопленного летом, осенью. Летом медведь бродит по лесу, спит на земле среди травы. Медведи хорошо бегают, плавают, слышат, а видят плохо.

         3 ребенок собирает картинку ежа, а затем с опорой на схему составляет рассказ о нем.

       Ежик – дикое животное с очень короткими ножками, он весь покрыт острыми иголками. Живет ёж на опушках леса, на полянах, по оврагам, часто я  около жилья человека. Питается насекомыми, червями, лягушками, мышами, грибами, яблоками, змеями. Осенью у ежей мало добычи. Трудно находить жуков и лягушек, он готовит себе теплое гнездо для зимовки. Зимой он ничего не ест, и не двигается. Ёж ночное животное, охотится он по ночам. На охоте он проворен и ловок. Ёж плохо видит, но почуяв опасность, он сворачивается  в клубок и выставляет свои острые иглы.

        4 ребенок собирает картинку лисы  и потом рассказывает о ней  по схеме.

         Лиса – дикое животное, туловище её покрыто густым мехом. Мордочка у неё острая, ноги тонкие и короткие, хвост длинный и очень пушистый. Живет лисица в редких лесах и рощах, около полей, в норе. Очень часто пользуется норой барсука. Основное меню лисицы: лесные мыши, суслики, зайцы, ежи, жуки, бабочки, ящерицы, рыба, птицы. Иногда нападает на домашних птиц. Охотится в любое время суток, если хорошая погода, а во время морозов, дождей, во время жары лежит в норе. Лиса бойкий зверь. Быстро бегает, плавает, хорошо видит и слышит.

         5 ребенок собирает картинку белки, а затем с опорой на схему составляет рассказ о ней.

        Белка – дикое животное с пушистым хвостом, уши длинные. Шуба летом темно-бурая с белым брюшком, а зимой серая. Кушают белки почки деревьев, грибы, орехи, рябину, семена, яблоки, а также насекомых, яйца и небольших птиц, лягушек. Белки очень умные животные – они кушают  из птичьих кормушек. Живут белки в дупле или в теплом гнезде на ветке большого дерева. Белки запасают на зиму орехи, но у них плохая память и они забывают, где они закопаны. У белок ценный мех.

        6 ребенок собирает картинку волка  и потом рассказывает о нем  по схеме.

        Волк – хищное животное. Шуба у него серая, цвет своей шубы волк не меняет, просто к зиме она становится гуще и пышнее. У волка большой хвост. Волки живут в лесу, они строят себе логово прямо на земле среди кустарников, в оврагах, где много травы. Волк – санитар леса, он съедает слабых и больных животных (зайцев, мышей, птиц, лисиц, кабанов, лосей) и может напасть на домашних животных. Общаются волки между собой звуками – воют, фыркают. Отдыхают волки в разных местах. В теплую погоду ложатся на поляне, на опушке леса, а когда холодно, ветер, выбирают защищенные  места, там где нет ветра и теплее. Спят, свернувшись кольцом.

    Ну что же молодцы, ребята! Просьбу Лесовичка мы выполнили.

Мы сидели и устали, а теперь все дружно встали и немножко отдохнем, свои ножки разомнем.

                               Физкультминутка «Зверобика»

Как у наших  у зверят лапки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки – хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом вприсядочку пляшут звери рядышком:

Один-два-три, один-два-три.

А как пустятся бежать, никому их не догнать.

Топают ногами

Хлопают руками

Бег на месте

Воспитатель: Почитаем, что пишет Лесовичок дальше.

- Ребята, я каждый день любуюсь красотой моего леса, но рассказать об этом у меня не получается.

Давайте поможем Лесовичку составить рассказ по картине  «Звери в зимнем лесу».

1. Что  вы видите на картине?

Дети: На этой картине я вижу ежика.

          На этой картине я вижу зимний лес.

          На этой картине я вижу зайца.

          На этой картине я вижу медведицу с медвежонком.

          Я вижу много снега.

2. Что делают звери?

Дети:Заяц грызет веточку, он спрятался за берлогой медведя.

          Ёжик спит в своей норе.

          Медведи спят в берлоге.

          Лиса вышла на охоту.

          На деревьях сидят снегири.

3. Как вы узнали, что на картине нарисована зима?

Дети: Лежит снег.

           На деревьях нет листьев.

           Прилетели снегири.

           Медведь и еж спят зимой.

Воспитатель: А теперь давайте послушаем ваши рассказы.

1 ребенок: Был зимний, тихий морозный день. На земле и на деревьях лежал снег. Медведица с медвежонком спят в своей берлоге под теплым и пушистым одеялом. Ёж тоже спит у себя в норке. А заяц не спит, он спрятался за берлогой и грызет веточку. Ему зима подарила белую, пушистую, теплую шубку. Зайке не холодно. Лисица рыжая, хитрая, ловкая с длинным пушистым хвостом вышла на охоту, она ищет мышей под снегом. На деревьях сидят снегири с красными грудками.

2 ребенок: На картине нарисована зима. Везде лежит снег. Спрятала зима от мороза медведя и ежа под белым, пушистым, снежным покрывалом.  Заяц в белой шубке прячется от лисы, которая вышла на охоту. Птички сидят на веточках рябины и наблюдают за лисичкой.

 3 . Заключительная часть. Лесовичок в подарок нам прислал новую игру. Я предлагаю раскрасить  животных и отправить их вместе с альбомом рассказов Лесовичку в лес.

         Дети берут карандаши и листочки и раскрашивают животных для Лесовичка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы "Как зимуют звери в лесу"

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы"Как зимуют звери в лесу" Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное тво...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.

Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию целостной картины мира Тема: «Мамочка моя»

Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его. Данное занятие помо...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по театрализованной деятельности тема: «Зимовье зверей»

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельностиЗадачи:1. Учить детей четко  произносить текст ,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)2. Разв...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по театрализованной деятельности тема: «Зимовье зверей»

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельностиЗадачи:1. Учить детей четко  произносить текст ,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)2...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Прогулка в зимнем лесу»

Формировать у детей элементарные экологические знания: учить детей правилам поведения в лесу. Расширят знания детей о лесе в зимний период и его обитателях. Расширять знания детей о взаимозависи...