План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Короткова Наталья Евгеньевна

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики  (старшая группа)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики  (старшая группа)

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

октябрь

октябрь

Игры со счётными палочками «Строители»

1. Создать игровую обстановку, закрепить знание цветов, счёт.

2. Развивать сенсорные способности.

3. Развивать конструктивные навыки, координацию движений.

4. Развивать творческое воображение, фантазию.

5. Формировать навыки сотрудничества.

подгрупповая

1. Внесение счётных палочек.

2. Внесение образцов изображений для игр.

3. Выставка детских работ.

1. Дидактическая игра «Разноцветные палочки».

Цель: учить детей различать основные цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

2. ФЭМП (головоломка с палочками).

Цель: развивать логическое мышление, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка.

3. Развитие речи «Стройка и строительные профессии».

Цель: дать детям представление о строительных профессиях.

1.Консультация для родителей «Конструиро-вание и поделки из счётных палочек»

2.Рекомендо-вать поиграть со счётными палочками или спичками.

Аппликация «Дом» (методом обрывания бумаги по контуру)

1. Научить выполнять работу в технике обрывной аппликации.

2. Развивать мелкую моторику, аккуратность.

3. Развивать творческие способности, воображение.

4. Воспитывать терпение, уверенность в своих силах.

подгрупповая

1. Внесение изображений домов.

2. Внесение дидактических игр «Сложи узор», «Предмет и его части».

3. Выставка детских работ.

1.Рассказ воспитателя «Наш дом».

Цель: познакомить детей с жилищем людей и частями дома, расширить знания о профессии строитель.

2.Чтение стихотворения С.Баруздина «На улице Садовой».

Цель: вызвать у детей интерес к поэзии, стремление запомнить стихотворение.

3.Конструирование «Строим дом».

Цель: учить создавать конструкции по образцу, анализировать постройку.

4.Рисование «Дом моей мечты».

Цель: познакомить детей с видами жилых построек, особенностями профессии строителя.

1.Оформление папки-передвижки «Поиграйте с нами» (пальчиковые игры).

2.Консультация для родителей «Мелкая моторика и обрывная аппликация».


Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

ноябрь

октябрь

«Пластили-новые жгутики» (транспорт)

1. Развивать координацию пальцев.

2. Развивать чувство цвета, пропорций и формы.

3. Стимулировать воображение и фантазию.

4. Научить аккуратности в работе с пластилином.

подгрупповая

1. Внесение дидактических игр «Транспорт», «Четвертый лишний».

2. Внесение раскрасок с контурами транспорта.

3. Оформление выставки работ.

1. Развитие речи «Виды транспорта».

Цель: познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям.

2. Аппликация «Автобус».

Цель: закреплять умение вырезать геометрические фигуры, развивать творческое воображение, воспитывать самостоятельность.

3. Рисование «Грузовая машина».

Цель: формировать умение рисовать грузовой транспорт, передавать специфические особенности строения машины.

4. Подвижные игры по ПДД.

Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения.

1.Консультация «Развитие мелкой моторики в процессе лепки».

2.Предложить слепить картину из жгутиков.

«Обводка по точкам и раскраска» (животные).

1. Формировать элементарные графические навыки.

2. Развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику.

3. Закреплять навыки порядкового счёта.

подгрупповая

1. Внесение раскрасок и трафаретов с изображением животных.

2. Внесение дидактических игр «Обведи контур», «Рисование по точкам».

3. Выставка работ.

1.Беседа о животных.

Цель: закрепить представления о животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

2.Рисование «Моё любимое домашнее животное».

Цель: формировать умение выразительно передавать в рисунке образы домашних животных, развивать образное восприятие и воображение.

3. Лепка «Зоопарк».

Цель: развивать творческие способности детей через создание коллективной работы.

4. ФЭМП «Обведи и раскрась».

Цель: развитие мелкой моторики.

1.Индивиду-альные консультации с родителями по развитию речи детей.

2.Предложить задание «Обведи рисунок».

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

декабрь

октябрь

Аппликация «Зима из манки».

1. Познакомит детей с одним из вариантов выполнения аппликации.

2. Обучить некоторым приёмам работы с природным материалом.

3. Воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе.

4. Развивать трудовые умения и навыки.

подгрупповая

1. Внесение иллюстрации на тему «Зима».

2. Внесение мнемотаблицы «Зима».

3. Внесение разных видов круп.

4. Выставка детских работ.

1. Беседа о зиме.

Цель: активизировать словарь по теме «Зима», совершенствовать умение составлять рассказ с использованием мнемотаблицы.

2. Чтение стихов о зиме.

Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтического произведения.

3. Конструирование «Ёлочка».

Цель: сформировать у детей умение складывать лист в разных направлениях, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность.

1.Оформление папки-передвижки «Поделки из круп своими руками».

2.Участие в изготовление поделок из круп.

Штриховка «Ёлочка, ёлочные украшения».

1. Познакомит с видами штриховки.

2. Формировать графические навыки.

3. Развивать логическое мышление, память.

4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение.

подгрупповая

1. Внесение трафаретов со штриховкой.

2. Внесение дидактических игр по ФЭМП: «Обведи и заштрихуй», «Продолжи штриховку».

3. Организация выставки «Украшения для ёлочки».

1. Развитие речи (составление описательных рассказов о ёлочной игрушки).

Цель: продолжать формировать навыки монологической речи.

2. Разучивание стихов о новогоднем празднике.

Цель: формировать умение выразительно исполнять знакомые стихотворения.

3. ФЭМП «Графические упражнения».

Цель: формировать навык координации движения руки при письме.

4. Рисование «Штриховка карандашом».

Цель: формировать навыки штриховки (косой, прямой, вкруговую), воспитывать внимательность, усидчивость.

1.Помощь в подготовке к Новому году.

2.Помощь в организации выставки «Ёлочные украшения».

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

январь

октябрь

«Пуговоч-ные узоры» (игры с пу-говицами).

1. Развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление, память.

2. Развивать творческое воображение, фантазию.

3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

подгрупповая

1. Внесение пуговиц.

2. Внесение дидактических игр с пуговицами «Выложи узор», «Запомни и повтори», «Собери бусы».

3. Фотовыставка детских работ..

1. НОД «Волшебная пуговица».

Цель: уточнить знания детей о пользе и назначении пуговиц.

2. Дидактическая игра «Выложи узор».

Цель: формировать у детей умение составлять узор.

3. Рисование «Городецкие узоры».

Цель: формировать умение создавать узор из бутончиков и листьев по мотивам городецкой росписи.

1.Консультация для родителей «Играем с пуговицами».

2.Предложить поиграть с пуговицами вместе с детьми.


Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

февраль

октябрь

Пальчико-вый кукольный театр «Теремок»

1. Развивать мелкую моторку.

2. Способствовать улучшению координации движений.

3. Развивать образное мышление.

4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания.

подгрупповая

1. Организация выставки «Русские народные сказки».

2. Внесение пальчикового театра «Теремок».

3. Внесение декораций для театра.

1. Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.

Цель: вспомнить сюжет, героев сказки, формировать умение внимательно слушать педагога.

2. Конструирование «Сказочные герои».

Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой.

3. Лепка фигурок животных.

Цель: формировать умение создавать образцы животных, передавая строение тела, пропорции и характерные детали.

1.Консультация для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

2.Помощь в конструиро-вании декораций для театра.

Лего-конструиро-вание.

1. Развивать самостоятельность, активность мышления, работоспособность.

2. Закрепить конструктивные навыки детей.

3. Способность развитию координации движений и глазомера.

подгрупповая

1. Внесение конструктора «Лего».

2. Внесение схем для конструирова-ния.

3. Конкурс на лучшую постройку.

1. Рассказ воспитателя о профессии «Строитель».

Цель: закрепить, уточнить и расширить знания детей о разных профессиях строителей.

2. Аппликация «Дома на нашей улице».

Цель: формировать умение передавать в аппликации образы дома, улицы.

3. Игры со строительным материалом.

Цель: формировать умение пользоваться строительным материалом, побуждать обыгрывать постройки.

1.Индивиду-альные  консультации, беседы: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», «Играем в Лего всей семьёй»


Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

март

октябрь

Аппликация «Цветы» (геометри-ческая мозаика).

1. Развивать воображение и эстетический вкус.

2. Закрепить умение резать полоски по прямой.

3. Научить располагать и аккуратно наклеивать фигуры на предмет.

подгрупповая

1. Организация выставки репродукций натюрмортов с цветами.

2. Внесение дидактических игр: «Собери букет», «Какой цветок лишний», «Мозаика».

1. Чтение стихов о цветах.

Цель: вызвать у детей удовольствие от общения с книгой, стремление к заучиванию стихов.

2. Беседа «Цветы».

Цель: расширить знания детей о растительном мире, активизировать в речи слова, обозначающие названия цветов.

3. Уход за комнатными растениями, посадка семян цветов.

Цель: формировать умения различать и называть комнатные растения, дать представления о том, как размножаются цветочные культуры.

4. Рисование «Букет цветов».

Цель: формировать умения выразительно передавать образ цветка.

1.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадицион-ных видов изобразительности».

«Весёлые шнурочки»

(игры со шнурками).

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать речевую активность, внимание, логическое мышление.

3. Воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

подгрупповая

1. Внесение шнурочков разной длины, цвета.

2. Внесение дидактических игр: «Шнуровка», «Завяжи шнурки».

1. Аппликация  «Коврик».

Цель: формировать умение делать коврик, переплетая полоски цветной бумаги.

2. Лепка «Корзиночка».

Цель: совершенствовать навыки работы с пластилином.

1.Рекоменда-ции по использованию разных видов шнуровок в играх с детьми.

2.Консультация «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики».


Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

апрель

октябрь

Рисование по клеточкам.

1. Формировать умение проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

2. Развивать зрительно-пространствен-ное восприятие, мелкую моторику пальцев.

3. Работать над развитием правильной, чёткой и связной речью.

4. Активизировать слуховое восприятие, память.

5. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

подгрупповая

1. Внесение карточек с клетками для рисования.

2. Внесение дидактических игр «Рисование шнуром по клеточкам», «Дорисуй изображение».

1. Обучение грамоте.

Цель: подготовить руку ребёнка к письму.

2. ФЭМП «Графический диктант».

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3. Рисование.

Цель: развивать графические навыки ребёнка.

1.Консультация для родителей «Учимся рисовать по клеточкам».

2.Предложить выполнить графический диктант.

Оригами «Домашнее животное».

1. Формировать у детей умение изготавливать поделки из бумаги путём её складывания.

2. Уточнить знания о домашних животных.

3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

4. Развивать умение аккуратно выполнять работу.

подгрупповая

1. Внесение фигурок домашних животных.

2. Внесение дидактических игр «Гибкий квадрат», «Игры с бумагой».

1. Развитие речи «Домашние животные».

Цель: закрепить понятие «домаш-ние животные», формировать умение составлять описательные рассказы о домашних животных.

2.Рисование «Усатый–полосатый».

Цель: формировать у детей умение передавать особенности изобра-жаемого животного, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

3. Конструирование фигурок животных.

Цель: формировать умение кон-струировать фигурки животных из бумаги.

4. Чтение художественной литера-туры (Н.Носов «Живая шляпа», Л.Толстой «Лев и собачка», К.Паустовский «Кот-ворюга», С.Городецкий «Котёнок» и др.)

Цель: способствовать формиро-ванию интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

1.Оформление папки-передвижки «Пластика бумаги».

2.Индиви-дуальные беседы с родителями «Влияние оригами на развитие речи дошкольни-ков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой

Данная работа посвещена значению развития мелкой моторики для старших дошкольников, влиянию развития двигательных функций руки на развитие речи, умственной способности ребенка, улучшению памяти, устра...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников

Освоение технологии вязания крючком. Кружок "Петелька за петелькой"...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики (старшая группа)

Выполнение  пальчиками различных упражнений хорошо развивает мелкую моторику рук,  которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а так же подготавливает ребенка к рисов...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов

создание условий по совершенствованию ручной моторики у старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов...