НОД по разделу "Развитие речи" «Cочиняем сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Морозова Валентина Георгиевна

 

Цель:  уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно сочинять сказку и оформлять свои ответы, развивать интерес и любовь к книге.

Игровые задания помогают детям :

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Придумывать сказку и рассказывать ее последовательно и логично
  •  Закреплять навыки использования в речи глаголов, прилагательных,  использовать распространенные предложения.
  • Обогащать и активизировать в речи образные слова и выражения.
  • Развивать воображение, мышление через решение несложных проблем; тонкую моторику пальцев.
  • Воспитывать умение коллективной работы,  любовь и доброту - не проходить мимо чужой беды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyaem_skazki.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка Тацинский детский сад «Колокольчик»

        

НОД по разделу "Развитие речи"

 «Cочиняем сказки»

/Подготовительная группа/

                                                                             Воспитатель

                                                                             1-й квалификационной

                                                                              категории

                                                                              Морозова В.Г.

Станица Тацинская

Автор:

Цель:  уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно сочинять сказку и оформлять свои ответы, развивать интерес и любовь к книге.

Задачи:

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Придумывать сказку и рассказывать ее последовательно и логично
  •  Закреплять навыки использования в речи глаголов, прилагательных,  использовать распространенные предложения.
  • Обогащать и активизировать в речи образные слова и выражения.
  • Развивать воображение, мышление через решение несложных проблем; тонкую моторику пальцев.
  • Воспитывать умение коллективной работы,  любовь и доброту - не проходить мимо чужой беды.

 Оборудование: «Волшебный куб», «таблица измени слово», схемы сказок, иллюстрации сказок, коробка « Салат из сказок».

 Клубок ниток, предметные картинки (медведь, лиса, волк, петух, ёж); шапки (прокурора, адвоката).

Предварительная работа:

 1. Чтение сказок: русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б.Гримм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен).

 2. Слушание  и просмотр мультфильмов по сказкам .

 3. Беседа по прочитанным сказкам.

 4.Дидактические игры: «Волшебный куб», «Узнай героя», «Салат из сказок».

5. Игры-драматизации по русским народным сказкам.

7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели.

 8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок: « Красная Шапочка», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу, свободно встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание)

 -Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем ребёнок у доски выполняется задание).

Воспитатель: Да, мы с вами отправляемся в волшебную страну сказок.

А вы любите сказки? Чем они вам нравятся?

 (Ответы детей)

 Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.

Сказки стародавние

Грустные, забавные,

Добрые, серьёзные,

Лунные и звёздные.

Мы любим их слушать

Любим их читать

С ними можно даже

 Просто поиграть!

 Вокруг себя повернись, быстро в сказке очутись

 И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом

Игра «Волшебный куб»

 Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол).

 Вопросы к детям (на выбор)

- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки?

 - Как описывается в сказке герой (черты характера)?

 - Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса?

 - Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать?

 - Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки.

• Хочешь превратиться в тень

И растаять в дымке?

Сдвинь тихонько набекрень

Шапку - ….(невидимку)

 • Стоит только пожелать

 Бублик, булку, хлеб, баранку –

 Станет тут же угощать

 Скатерть - …(самобранка)

• Это чудо-сапоги

Сунь в них ноги и беги –

Вмиг обгонишь вездеходы

Ты в сапожках -….( скороходах)

 • Садись поудобней, и скоро

 Помчимся, как ветер, вперёд

 Хоть нет ни руля, ни мотора

 Взлетит наш ковёр-…(самолёт)

 (Ответы детей)

Воспитатель: Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей)

 Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей)

 Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной.

 Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком.

Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

 Девушка - … красна девица

 Парень -…добрый молодец

 Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать

 Губы -…уста сахарные

 Глаза -…очи ясные

 Печаль -…голову повесил, закручинился, пригорюнился

 Идти далеко -…  за тридевять земель, за тридевять морей.

Игра «Найди свой домик»

(На столах разложены перевёрнутые книги с  иллюстрациями к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза.

Утром нам почтальон прислал в группу загадочные объявления. Ваша задача отгадать автора.

«Прошу до весны меня не будить»; (Медведь)

«Вас будит по утрам у бабушке в деревне»; (Петух)

«Хитренькая, рыженькая, люблю лакомиться»; (Лиса)

«Злой, голодный всю зиму по полям рыщет». (Волк)

Игра: «Кто лишний»

 Воспитатель: Кто из животных лишний? Почему?

 Чем опасна дружба петуха с дикими животными?

Игра: «Волшебный клубочек»

Воспитатель: Чтобы дикие животные не съели петуха, расскажем им о нём, наматывая ниточку на пальчик и говорим: «Какой он?»

 (Золотой, масляный, сахарный, яркий, крикливый, весёлый, шустрый, быстрый, озорной, шёлкова бородушка, масляная бородушка, ранний и т. д. )

« Сочиняем сказку»

Воспитатель: Пока мы хвалили петушка, на улице налетел сильный ураган и принёс к нам в гости великана, чтобы ему не было скучно у нас в гостях, мы придумаем свою сказку. Но сначала: – Чем отличается сказка от рассказа?

  - Из каких частей состоит сказка?

Придумывание сказки. (2-3 ребёнка).

В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был Петушок.

 Он очень любил гулять на лугу, потому что там росла очень сочная, зелёная травка. Как – то раз, гуляя, налетел сильный ураган, и понёс Петушка над долами, над лесами и принёс его в царствие Великана. Где всё было огромным – преогромным, как сам Великан. Очень сильно испугался Петушок Великана и заплакал. А Великан пожалел его и говорит: «Не плачь Петушок, я тебя унесу к тебе домой». Великан сдержал своё слово и за считанные минуты перенёс Петушка домой. С тех пор стали дружить между собой Петушок и Великан. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец!

 Воспитатель: Назовите основную мысль сказки, чему нас учит сказка?

 Вывод: нужно быть добрыми, отзывчивыми, не бросать друзей в беде.

 Физминутка:

Мы можем весело шагать,
По тропе волшебной.
На двух ногах,
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом,
И отдохнуть потом.

Создание проблемной ситуации.

 Великану очень понравились, наши сказки и ему очень захотелось, узнать ваше мнение:

 «Хорошо или плохо быть великаном, потому что многие над ним насмехаются и называют «Дылдой».

 Предлагаю на некоторое время превратиться в адвокатов и прокуроров, (надеваем шапочки).

 Прокуроры будут выносить обвинения (почему великаном быть плохо?), адвокаты – защищать (почему великаном быть хорошо?)

 Сказанная точка зрения, ответы, должны аргументируется вами.

 Адвокаты (защитники): - «Великаном быть хорошо, потому что:

 (Человек, который больше всех ростом, может быстро помочь всем, кто попал в беду;

 Потрогать облака;

 Он может увидеть всё то, что не может увидеть нормальный человек;

 Может попасть очень быстро туда, куда захочет;

 Например, если великан увидел падающий самолёт, он может удержать его падение;

 Если на девятом этаже случился пожар, он может очень быстро спасти людей и вытащить их из огня).

 Прокуроры (обвинители): «Великаном быть плохо, потому что -

 Великан своим ростом может напугать людей;

 Великан не может летать на обычных самолётах;

 Придя в кино и садясь на первый ряд, он всем закрывает обзор просмотра;

 Великану всегда хочется, есть, потому что он большой и поэтому ему требуется большое количество еды;

 Великану нужно шить одежду индивидуальную, потому что в магазине, продают одежду для обычных людей.

 Великану не место в нашем обществе, потому что он занимает много места.

 Вывод: Думаю, с заданием справился каждый, высказав собственную точку зрения. Мнения ваши не совпали, разделились. Получается, что великаном быть и хорошо и плохо.

Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается.

Понравилось оно вам? Что показалось вам самым интересным на занятии?

За то, что вы так интересно рассказывали сказки, сказка награждает вас. Стоит вам сказать:

«абра-кадабра» и заглянуть в волшебный сундучок - вы получите ПОДАРОК!

Воспитатель: Давайте, скажем эти волшебные слова: «абра – кадабра»

 (Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят сказку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...