Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Помогите петушку научить мышат беречь хлеб"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Помогите петушку научить мышат беречь хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pomogite_petushku_nauchit_myshat.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей в возрасте от 4 до 5 лет

     «ПОМОГИТЕ ПЕТУШКУ НАУЧИТЬ МЫШАТ БЕРЕЧЬ ХЛЕБ»

Программное содержание:

 -       поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом обращении со взрослыми и сверстниками;

 -  развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;

 -       поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;

 -       учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

 -       обогащать словарь посредством ознакомления дертей с хлебом и  хлебобулочными изделиями;

 -   воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте;

 -       познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

 -       расширить и обогатить их знания о хлебе и его изготовлении;

 -       закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

 -  развивать любознательность, способствовать формированию мыслительных способностей;

 -       воспитывать бережное отношение к хлебу;

 -   упражнять в умении двигаться вперед согласовано, свободно двигая руками, согнутыми в локтях; постепенно увеличивать и замедлять темп; начинать и заканчивать движение точно по сигналу; находить свое место.

Предварительная работа:

 -      в повседневной жизни во время еды взрослые обращают внимание детей на то, что они едят, из чего приготовлены блюда, использую при этом потешки или короткие стихи;

 -       рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь»;

 -       разучивание стихов и пословиц, поговорок о хлебе;

 -       чтение украинской народной сказки «Колосок»;

 -       загадывание и разгадывание загадок о хлебе;

 -       пальчиковая гимнастика «Я пеку, пеку».

Материалы и оборудование: зерна пшеницы, ржи, овса; контейнеры с пшеничной и ржаной мукой; картинки с изображением процесса от сбора пшеницы на поле (зерна) до выпечки хлеба; каравай; экран, проектор, ноутбук.

                 Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе и обращает внимание на экран, где появляются изображения забавных мышат.

Воспитатель. Здравствуйте, вы кто такие?

Мышата (голосом воспитателя). Круть и Верть.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему их так зовут?

Дети. Мышата любят крутиться и вертеться. Мы их еще по сказке знаем.

Воспитатель. Зачем вы к нам пришли?

Педагог делает вид, что прислушивается к слабому писку мышат, а потом обращается к детям.

Мышата (голосом воспитателя). Петушок говорит, что мы не бережем хлеб, относимся к нему небрежно: играем с хлебом, бросаем, можем наступить на него. Поэтому Петушок не приглашает нас за стол.

Воспитатель. Поможем, ребята, мышатам?

Дети. Конечно, поможем!

Воспитатель. Но как?

Дошкольники высказывают свои предложения, педагог поощряет стремление детей в своих высказываниях использовать элементы объяснительной речи, а потом подводит итог.

Воспитатель. Дети, давайте расскажем мышатам, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и стали относиться к хлебу бережно. Сначала разгадайте мои загадки.

                                           Конь стальной овса не просит,

                                           А пашет и косит?

Дети. Трактор.

Воспитатель. Кто работает на тракторе?

Дети. Тракторист.

Воспитатель. Найдите картинку, на которой изображено, как весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением процесса от сбора пшеницы на поле (зерна) до выпечки хлеба, и находят нужную картинку.

Воспитатель. Что делает трактор?

Дети (формулируют ответ с помощью педагога). Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю для посева зерна.

Педагог подводит детей к другому столу, где он приготовил для них зерна пшеницы, ржи, овса, контейнеры с пшеничной и ржаной мукой.

Воспитатель. Прежде чем продолжить разговор, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса. Эти зерна называются хлебными. Из пшеницы получают белую муку, из ржи – ржаную (серую).

Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

Дети рассматривают прозрачные контейнеры с мукой и определяют, где мука белая (пшеничная), а где серая (ржаная).

Воспитатель. Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. А для того чтобы он пробился, что нужно?

Дети. Надо, чтобы росточку было тепло, светло, его надо поливать водичкой.

Воспитатель. Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Игра «В землю зернышко попало…»

В землю зернышко попало,                     Дети приседают.

Прорастать на солнце стало.                   Поднимают руки над головой.

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал,                              Медленно встают. 

Потянулся наш росток,                             Тянут руки вверх, поднимаясь на носочки.

Превратился в колосок.

Воспитатель. Росточки росли, росли и во что же превратились они? Разгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят». И появится отгадка.

Дети. Колосок.

Дети подходят к столу с картинками и находят изображение колоска.

 Воспитатель. Идет время, зерна прорастают, появляются всходы, и вот летом поле уже в золотых колосьях пшеницы. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны.

Педагог читает детям стихотворение Ю. Жадовской «Нива моя, нива».

Нива моя, нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая,

По тебе от ветру,

Словно в синем море,

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Беседа.

Воспитатель. Дети, как называют поле, на котором выращивают рожь?

Дети. Ржаное поле.

Воспитатель. Поле, на котором выращивают пшеницу, какое?

Дети. Пшеничное поле.

Воспитатель. Поле, на котором выращивают овес, какое?

Дети. Овсяное поле.

Воспитатель. Поле, на котором выращивают ячмень, какое?

Дети. Ячменное поле.

Воспитатель. Когда приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться. Начинается уборка урожая. Разгадайте загадку. «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет». Что это?

Дети. Комбайн.

Воспитатель. Найдите картинку с комбайном. Кто работает на комбайне?

Дети. Комбайнер.

Воспитатель. Продолжаем беседу о хлебе.

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно.

Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

Дети высказывают свои предположения, педагог поощряет стремление детей в своих высказываниях использовать элементы объяснительной речи.

Воспитатель. А затем везут на мельницу.

Здесь такое с ним творится:

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок?

Дети. Мука.

Воспитатель. Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети. Мельник.

Воспитатель. Раньше, когда человек жил и работал на мельнице, его называли мельником, а теперь человека, который работает на мельнице, называют мукомолом. Дальше муку везут в пекарню. Как называют человека, который работает в пекарне?

Дети. Пекарь.

Воспитатель. Что пекарь делает из муки?

Дети. Тесто.

Воспитатель. В печи из теста выпекают хлеб и везут его на специальных машинах в булочные, магазины. Дети, назовите хлеб ласково.

Дети. Хлебушек.

Воспитатель. А какие крошки появляются на столе, на полу, когда вы едите хлеб?

Дети. Хлебные крошки.

Воспитатель. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова».

Педагог подводит детей к экрану, на котором снова появляются мышата Круть и Верть, которых Петушок угощает пирогом.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, удалось ли нам помочь мышатам понять, как выращивают хлеб?

Дети. Да!

Воспитатель. Очевидно, мышата слушали нас внимательно, если Петушок угощает их пирогом. Круть и Верть поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нельзя им играть, топтать его. К хлебу надо относиться как?

Дети. Бережно, с любовью.

Игра «Испечем пирог».

Дети: Встали все на место (закрутились в круг),

Замесили тесто!

Раз месили, два месили (пальчиками месят),

Что-то положить забыли (пожимают плечами).

Что для мамы мы положим?

Пекарь: Радости!

Дети: Месим с радостью мы тесто (закрутились),

Вот ему уже и тесно!

Раз месили, два месили (пальчиками месят),

Что-то положить забыли (пожимают плечами). 

Что для бабушки положим?

Пекарь: Здоровья!

Дети: Месим со здоровьем тесто (закрутились), 

Вот ему уже и тесно!

Раз месили, два месили (пальчиками месим), 

Что-то положить забыли (пожимают плечами). 

Что для папы мы положим?

Пекарь: Успеха!

Воспитатель: И приправим смехом!

Дети: Есть и радость, и успех (рука вправо, рука влево) – хватит пирога для всех! (все взялись за руки, изображая пирог).

Воспитатель. Петушок в благодарность за то, что вы так много рассказали мышатам о хлебе, и вам принес гостинец – душистый каравай.

В группу на подносе вносят каравай, воспитатель угощает детей. Все вместе благодарят Петушка за угощение.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Хлеб”

Технологии: информационно-коммуникативные, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.ПрезентацияХод занятия:Слайд 1 – Деревенский домик,Рядом огород, поле и множество золотых коло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова»

Предлагаю вам конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: « Хлеб-всему голова» Этот материал полезен для воспитателей старшей группы. Познавательн...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Слава хлебу на земле»

Формировать  представление о целостной картине мира: связь между трудом людей сельскохозяйственных профессий (тракторист, комбайнёр) и кондитер.Формировать  и развивать  общение познава...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Интегрированное занятие направленно на то , чтобы познакомить детей с процессом приготовления хлеба , хлебобулочными изделиями. Занятие затрагивает такие области как речевое развитие , познавательное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: " Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему" с детьми первой младшей группы

познакомить с содержанием русской народной песенки, со свойствами красок; учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать звукоподражательные слова, п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Калачи, баранки, хлеб» (тестопластика).Тема: Лепка из соленого теста (тестопластика) «Калачи, баранки, хлеб».

Цель:-Развивать интерес к истории и традиционной культуры.-Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.- Сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи...