НОД "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам,эпизодам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по русским народным сказкам

Возраст:6-7 лет.

Форма проведения: образовательное событие.

Вид детской деятельностиигровая - познавательная деятельность.

Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность.

Интеграция«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

2. закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

3. закрепить навыки детей пересказа сказок.

4. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

1. Развивать речевую и познавательную активность детей,

2. умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

3. развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Используемый материал:

1. Сундучок

2. клубок ниток,

3. иллюстрации к сказкам,

4. папка – имитация обложки книги,

5. 7 разноцветных страниц,

6. конверты для моделирования сказок,

7. конверты с загадками,

8. письма

Методические приемы:

1. сюрпризный момент;-

2. рассматривание иллюстраций;

3. беседа;

4. ответы на вопросы;

5. обращение к опыту детей;

6. загадывание загадок;

7. итог

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки?

-Почему вы их любите? (Ответы детей)

-Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей)(потому что, их сочинил народ)Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

-Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (все страницы исчезли).

-Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

-Смотрите, вместо одной из страниц - письмо.

-От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» (дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи(клубочек покатился к сундучку). Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красного)

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Моделирование сказок:

«Маша и медведь»«Курочка-Ряба»«Репка», Дети называют сказку, героев). И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!»(3 -4). Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого) Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультминутка "Сказки"

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам). – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят" - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

«Гуси-лебеди».

-Как называется эта сказка?

-Почему гуси-лебеди унесли братца?

-Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?

-Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

«Курочка Ряба»

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Воспитатель: Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). А клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Загадки

Воспитатель:

-Любите отгадывать загадки?

-Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна – лягушка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?

6. Кто исполнял все желания Емели?

7. Сказочный персонаж долгожитель – это?

Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра«Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-

Воспитатель: Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

Итог

У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...