Педагогический проект "Обучалочка"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Педагогический проект "Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте". Разработан и реализован учиетлем - логопедом совместно с воспитателем подготовительной к школе группы при активном участии родителей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Педагогический проект

 «Обучалочка»

по теме «Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Разработано: учитель-логопед Токарева О.Г.

                               воспитатель    Рыжова И.В.

2015 – 2016 учебный год


«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  дети подготовительной к школе группы №1,учитель-логопед, воспитатель и родители воспитанников.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: учебный год

АКТУАЛЬНОСТЬ. В последние годы современной жизни среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте. В первых классах у детей возникают трудности в овладении русским языком. И будущему школьнику необходим багаж знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в школе.

Современная школа требует от детей, поступающих в 1-й класс, определённой суммы знаний и умений, а также способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации педагогического проекта в подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте с помощью творческого, игрового приёма подачи учебного материала.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как повысить эффективность усвоения программного материала?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.

ГИПОТЕЗА:

Если занятия по подготовке к обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

ЗАДАЧИ:

  • Разработать и создать игротеку по подготовке к обучению грамоте
  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения

ПРИНЦИПЫ:

  • Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний)
  • Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
  • Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
  • Принцип последовательности, доступности, систематичности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  дети запомнят написание печатных букв, научатся соотносить букву с соответствующим звуком, смогут самостоятельно из звуков и букв собирать слова и прочитывать их, определять на слух заданный звук, развить фонематический слух.

МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Реализация данного проекта возможна в подготовительной к школе группе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и занимающимися на логопункте, а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
  • Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
  • Выполнение заданий в вечернее время
  • Разработка и создание дидактических игр при участии детей и их родителей
  • Проведение консультаций для родителей
  • Проведение мастер-классов и практикумов при участии родителей
  • Посещение родителями занятий по обучению грамоте

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки проведения

  • Изучение методической литературы, интернет ресурсов.
  • Анализ актуальности выбранной темы: наблюдение за детьми, выявление пожеланий родителей
  • Разработка инструментария к проведению мониторинга речевого развития
  • Проведение мониторинга речевого развития детей
  • Подведение итогов и анализ результатов обследования
  • Составление плана реализации проекта

сентябрь

  1. Основной этап

Мероприятия

Сроки проведения

  • Показ учителем-логопедом мини-занятия «Путешествие в страну Звуков» на родительском собрании

сентябрь

  • Подгрупповые занятия с учителем-логопедом (дети логопункта)

Сентябрь – январь: 1 раз в неделю (вторник)

Февраль – май: 2 раза в неделю (вторник, четверг)

  • Подгрупповые занятия с воспитателем (все дети)

Сентябрь – май: 1 раз в неделю

  • Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал (учитель-логопед и воспитатель во вторую половину дня)

В течение учебного года

  • Консультирование воспитателя учителем-логопедом по подбору материала к занятию

1 раз в неделю (среда) в течение учебного года

  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к речевому развитию детей в ДОУ» и анализ результатов

октябрь

  • Создание уголка будущего первоклассника

октябрь

  • Насыщение предметно-развивающей среды играми, пособиями и раздаточным материалом по подготовке к обучению грамоте

на протяжении реализации проекта

  • Стендовая консультация для родителей «О развитии фонематического слуха у дошкольников»

октябрь

  • Изготовление раздаточного материала для занятий по подготовке к обучению грамоте: звуковые линейки, цветные кружки, буквы

октябрь

  • «Учим буквы – это просто!» - игра-практикум для детей при участии родителей

ноябрь

  • Консультация для родителей «Как правильно учить читать»

ноябрь

  • Создание дидактической игры «Найди и сосчитай»

ноябрь

  • Формирование игротеки по подготовке к обучению грамоте в группе и в логопедическом кабинете

декабрь

  • Открытый показ учителем-логопедом занятия по подготовке к обучению грамоте в группе со всеми детьми для воспитателя

декабрь

  • Стендовая консультация «Грамотеи»

декабрь

  • Создание дидактической игры «Разрезные буквы»

декабрь

  • Открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Й»

январь

  • Создание дидактической игры «Цветочки в горшочке»

январь

  • Разработка и изготовление комплексного дидактического пособия «Грамотейка» (содержит игры «Шифровка», «Угадайка» - ребусы, «Окошки» - тренажер для чтения слогов, «Собери букву» и др.)

январь - февраль

  • Изготовление пособия «Алфавит» с привлечением детей и их родителей

Февраль-март

  • Конкурс детского творчества «Моя любимая буква» при участии родителей

март

  • Консультация для родителей «Почему не дается грамота?»

март

  • Создание банка индивидуальных дифференцированных заданий для занятий с детьми в разное время

март - апрель

  • Итоговая игра – занятие КВН «К школе готовы?» для детей при участии родителей

апрель

  • Анкетирование родителей и анализ результатов

апрель

  1. Заключительный этап

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

  • Мониторинг речевого развития детей
  • Подведение итогов работы
  • Отчет по проекту на итоговом педсовете
  • Фотоколлаж – презентация фотографий по проекту на выпускном вечере

май

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Обведение по контуру ,штриховка ,написание букв по точкам, в воздухе ,на ладошке ,на манке ,выкладывание букв из спичек ,палочек ,круп, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате обучения практически все дети знают печатные буквы, соотносят образ буквы со звуками, различают гласные и согласные, а также  классифицируют согласные  звуки по твердости – мягкости и звонкости – глухости. Все дети определяют наличие и место звука в слове, большинство из них безошибочно составляют звуковую схему слова, могут сделать его слоговой анализ и выполняют задания на синтез слова. Практически все дети овладели слоговым чтением и правильным пониманием прочитанного,  умением отвечать на вопросы по содержанию текста. Они могут выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски. Это подтверждается анализом результатов мониторинга на начало и конец обучения.

ВЫВОД

При  использовании специально созданных и подобранных дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, а, следовательно, запоминание стало осознанным и уровень развития фонематических процессов более высоким.

В результате реализации проекта дети получили более высокий уровень готовности к обучению грамоте в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...