"Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Наталья Николаевна Ступнева

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно, образно. Основой для составления описательного орассказа может стать предмет, сюжетная картинка, произведение великого художника. Я предлагаю вариант обучения составлению описательного рассказа по картине И.И.Левитана "Золотая осень".  Кроме  непосредственной задачи по развитию речи, формируем способность детей воспринимать настроение художника и красоту окружающей природы , что неизбежно отражается на эмоциональности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида детский сад № 96 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

« Золотая осень»

Воспитатель: Ступнева Наталья Николаевна

Используемые технологии:

*Технология проэктирования

*Здоровьесберегающая технология

*Технология музыкального воздействия

*ТРИЗ-технология

                                                                              2017 г.

Подготовка к составлению описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель: Формировать у детей умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Задачи

Образовательные: Формировать способность детей воспринимать настроение художника, передавать его в собственном повествовании.

Развивающие: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, эмоциональную отзывчивость от соприкосновения с произведением великого художника.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, умение видеть красоту, желание беречь и охранять ее.

Использование современных образовательных технологий.

  • Здоровьесберегающая технология:  физкультминутка «Лес шумит»        (с элементами дыхательной гимнастики)
  • Технология музыкального воздействия: направлена на повышение эмоциональной восприимчивости
  • ТРИЗ – технология: игра «Вхождение в картину»
  • Технология проэктирования

Оборудование

Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», магнитофон, музыкальный диск В.Свиридова «Грустная песенка», набор листьев разного цвета, наборы для изобразительной деятельности и дополнительные детали для творчества.

Предварительная деятельность.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом осени, беседы о различных жанрах живописи, использование дидактических игр «Волшебные листья», « Мастерская художника» (рисование методом коллаж). Чтение художественной литературы : Н.Григорьева «Лес осенью» , А Пушкин «Осень», И.Бунин « Лес точно терем расписной…».

Содержание непрерывной образовательной деятельности.

Организационная часть.

 В.- Ребята, послушайте стихотворение Н Яковлевой «Осенний гардероб»

Есть гардероб осенний у природы:

Накидкой серой принакрылись воды,

      Кусты береты рыжие надели –

За пару дней сентябрьских поредели.

Пятнистый плащ накинул Дуб могучий,

Высокой шляпой задевая тучи, А Клен осенний как-то утром ясным

Надел себе ажурный шарфик красный.

Березки в танце медленном застыли,

Оделись в сарафаны золотые!

Осинка изящная с талией узкой

Красуется в яркой оранжевой блузке.

Укутались Травы коричневым пледом,

Прозрачной вуалью завесилось Небо,

И Ивы, над рекою выгнув спинки,

Принарядились в желтые косынки.

В. – Какие красивые слова использует автор, описывая великолепие осенней природы. Какие образы вы увидели, прослушав эти стихи?  Какие краски создают  осеннее настроение? (ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель приглашает детей к репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

В.- Ребята, обратите внимание на картину, ее написал Исаак Ильич Левитан.  Он жил в большой семье,   в 13 лет поступил в училище, где стал учиться рисовать и вырос в великого художника. Его картина «Золотая осень» известна во всем мире. А сегодня она в гостях у вас. Посмотрите, слева мы видим березовую рощу, а правее речку. Кажется,  что ее густая , синяя вода медленно- медленно движется . Прямо перед нами расстилается земля, покрытая побуревшей осенней травой. Небо не синее, но ясное и спокойное. Глаза не могут оторваться от березок: багряно-золотых, как всегда белоствольных и тонких. Так и хочется войти в эту березовую рощу , пройтись по шуршащей листве, загляну4ть в речку и о чем-то помечтать…Все тихо и очень спокойно.

В. – Ребята, что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Почему картина называется «Золотая осень». Какие краски использовал И.И.Левитан,  чтобы  показать «золото» осени? Что может случиться с пейзажем через две недели, месяц? (ответы детей, рассуждения, предположения)

Дыхательная гимнастика.

Дети изображают прогулку по лесу, собирают листья. Вдруг налетел ветерок, дети делают вдох (через нос), и на выдохе произносят звук-У-.

Повторить несколько раз, меняя интонацию , силу звука.

Листья шуршат. На выдохе произнести звук –Ш-.

Чтобы не заблудиться в лесу нужно громко произнести   «АУ».

 Игра «Вхождение в картину»

В. – Ребята,  никто не заблудился в осеннем лесу? Послушайте, как здесь тихо. Что можно услышать в лесу, закройте глаза и представьте… Звучит произведение В.Свиридова «Грустная песенка».

Ответы детей: птичьи голоса, шаги, шуршание листьев, стрекот кузнечиков, белка шуршит ветками, топот ежика, стук дятла и т.д.

В.- Ребята, откройте глаза. Постарайтесь почувствовать легкий ветерок, который колышет ветки деревьев, запах увядающей травы и грибов. Давайте представим, что находится за этим лесом? Может быть там кто-то живет?  Посмотрите внимательно, кто-то прячется за елью.

Может быть вы захотите поделиться с нами тем, что увидели или представили?

     Дети рассказывают, делятся фантазиями, предположениями. Воспитатель контролирует грамматический строй речи ,   умение использовать в рассказе имен прилагательных. Дети стараются не перебивать друг друга и слушают рассказы до конца (4-5 вариантов). Остальным детям предоставляется возможность составить рассказ в другое время.

Заключительная часть.

Дидактическая  игра  »Мастерская художника»

Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и попытаться создать пейзаж, используя материалы для изо-творчества. Дети рисуют, делают коллаж на тему «Золотая осень», распределяются в команды по интересам. В процессе творчества обсуждают , совещаются, делятся впечатлениями, советуются, договариваются.

В.- Ребята, какие замечательные работы вы создали, они украсят наш музей. А сейчас давайте вспомним имя художника, написавшего картину, которую мы рассматривали. В каком жанре написана картина? Как она называется? Что больше всего понравилось вам в этом произведении?

Ответы детей на вопросы воспитателя. Вопросы детей на интересующую их тему. Произвольная беседа.

Использованная литература

  1. Программа »От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.»Мозайка-синтез»2014 г.
  2. ФГОС дошкольного образования
  3. «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова, ОZON 2017 г.
  4. «Знакомство с пейзажной живописью» Курочкина Н.А. СПб, 2000
  5. «Использование технологии ТРИЗ в детском саду» Глазкова Н.Н.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....