Игра - занятие: "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Галушина Ирина Васильевна

 формирование умения находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku_igra.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры-занятия в средней группе с использованием технологии ТРИЗ, воспитателя Галушиной Ирины Васильевны МКОУ Хреновская СОШ №2 структурное подразделение.

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: формирование умения находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях.

Задачи:                                                                                                                                                                          Образовательные: - упражнять детей в решении проблемных ситуаций;                                         - способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления;                                                                                                                                 - активизировать воображение и творческое мышление.                                                  Развивающие: - закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник);                                                                            - развивать сообразительность, логическое мышление;                                                                             - продолжать развивать умение работать с ножницами и ориентироваться на листе бумаги;                                                                                                                          - вовлекать детей в совместное обсуждение, искать и находить ответы.                          Воспитательные: - воспитывать умение выслушивать обсуждения детей, не перебивать их;                                                                                                                             - развивать стремление помогать сверстникам при необходимости;                                                - воспитывать уважения друг к другу.

Методы: словесный, исследовательский, игровой, наглядно-зрительный, метод проблемного изложения, практический, описание, инструкции.

Материал: 6 предметов для игры «Отгадай-ка», 5 шаров с цифрами от1 до 5, игрушка-кошка, ножницы, жёлтая бумага, клей-карандаш, салфетки, игрушки для игры «Автобус», панно «Ковёр», презентация «Наши сказки»

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», отгадывание и составление загадок, рас -

сказывание знакомых сказок по иллюстрациям, вырезание круглых форм.

Использование технологий: «ТРИЗ» - технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»

           Ход игры-занятия.

В группу к детям приходит скоморох и предлагает поиграть в интересную, увлекательную игру.

  1 Игра «Отгадай-ка».

В. Ребята, нужно отгадать какой предмет принёс скоморох. (На столе стоит 6 предметов, дети путём исключения определяют предмет принесённый скоморохом)

В. – Молодцы ребята, скоморох принёс нам сундучок и вы правильно его определили. А что же в этом сундучке? Полина открой его и покажи нам что внутри. Дети, так это же послание от купца.

  «Я женился на прекрасной девушки Алёнушки и у нас всё хорошо, но моя Алёнушка грустит, так как её братец Иванушка напился водицы из копытца и стал козлёночком. И никто в наших краях его не может расколдовать. Помогите, пожалуйста, Иванушки снова принять человеческий облик». Купец

В. Ребята, как вы думаете, можно ли помочь купцу? (ответы детей)

В. А что же нужно сделать, чтобы снять волшебные чары с Иванушки?

Д. Высказывают свои предложения: «Победить коварство», «Выполнить задания» и т. д.

Скоморох. Чтобы Иванушка принял снова человеческий облик, необходимо решить правильно сложные задания. Дети вы готовы попробовать расколдовать Иванушку? (Ответы детей)

В. Все задания спрятаны в волшебном сундучке. Чтобы узнать первое задание Надо найти шарик с цифрой, которая соответствует количеству предметов на столе. Верно, это шар с цифрой 1. Слушаем первое задание.

Д/игра: «Хорошо – плохо»

    «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (ответы детей кошка)

В. Конечно, это наша кошечка, что можно сказать о ней? (ответы детей: она мокрая)

В. Ребята, как вы думаете, почему кошечка мокрая, что с ней произошло?

Д. Упала в воду, перевернула сосуд с водой на себя, попала под дождь…

Обсуждение с детьми противоречий в погоде:

В. Дети, вам нравится дождь? Что хорошего в дожде?

Д. Дождь поливает растения и они быстрее и лучше растут. После дождя свежий воздух. Дождь моет здания, деревья, смывает пыль…

В. А что плохого в дожде?

Д. Можно промокнуть, заболеть.

В. Наша кошечка тоже может заболеть, что  поможет её согреть?

Д.  Солнышко.

В. Давайте вырежем  солнышко и приклеим его, чтобы оно своим теплом быстрее согрело кошечку, и она не заболела. (Дети вырезают из квадрата, жёлтый круг и наклеивают его.) Молодцы ребята, вы теплом своих солнышек согрели кошечку, и она теперь не заболеет.

В. А солнышко, какое: хорошее или плохое? (Ответы детей)

В. Почему вы считаете, что солнышко хорошее?

Д. Оно тёплое, всех согревает. Ласково нам светит. Помогает расти всем…

В. А что же плохого в солнышке?

Д. От жары страдают люди и животные. Растения засыхают от жары. Можно обгореть на солнце или получить солнечный удар…

В. Мы помогли кошечки согреться и обсохнуть, а нам надо выполнять следующее задание. Посмотрите, сколько предметов стоит на столе и найдите в волшебном сундучке шарик с цифрой соответствующей количеству этих предметов. Задание под цифрой 2.

  Д/ игра «Автобус»

У водителя и у детей по одной игрушки. Чтобы войти в автобус, играющий должен сравнить свою и водителя игрушку и выявить общие признаки, называя их. (Например: у водителя – обруч, а у играющего пирамидка. Обруч и пирамидка, пластмассовые и круглой формы.) После этого играющий проходит в автобус, и вступает в игру следующий участник.

В. Вот мы и все в автобусе. Вам понравилась игра? А настроение, какое у вас?

Д. Хорошее.

В. Тогда продолжим и найдите шарик с цифрой обозначающей это количество предметов. Ребята, вот задание под цифрой 3.

У  Скомороха есть волшебный ковёр, но он очень старый и чтобы ковёр не терял свою волшебную силу его необходимо обновить, сделать красивые заплатки. Посмотрите, в правом верхнем углу, дырка похожа, на какую геометрическую фигуру? (Ответы детей)

В. Верно, на треугольник. Найдите заплатку-предмет похожий на треугольник и закройте дырку. Каким предметом вы сделали заплатку?

Д. Лодка с парусом.

В. А в левом нижнем, на какую фигуру похожа дырка? (Ответы детей)

В. Чем вы её закроете?

Д. Заплаткой-мячиком.

В.В правом нижнем углу, какую поставите заплатку? Почему?

Д. Телевизор потому, что он квадратной формы, как и дырка.

В. В левом верхнем углу, какой геометрической формы дырка? Какая заплатка нужна?

Д. Дырка прямоугольной формы, поэтому закроим красивым шифоньером.

В.Ребята, а где ещё не закрыли дырку на ковре?

Д. В центре дырка овальной формы.

В. Чем же её можно закрыть?

Д. Журнальным столиком, овальной формы.

В. Молодцы ребята, вы обновили волшебный ковёр, и теперь он не утратит свою волшебную силу.

 Считаем предметы и находим в сундучке шарик с цифрой 4 и следующее задание.

В. Ребята, садитесь к экрану. Я буду читать маленькие отрывки из знакомых сказок, а вы будете называть эту сказку. Слушайте внимательно. Если правильно назовёте название сказки, то на экране появится иллюстрация сказки.

1. «Бабка била-била не разбила,

      Дед бил-бил не разбил».

Д Курочка – Ряба.

2. «Сходи-ка к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек с маслом да узнай, здорова ли она».

Д. Красная шапочка.

3. «Идут вёдра по деревне, народ дивится,

А Емеля идёт сзади, посмеивается…

Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку,

А Емеля полез на печь…»

Д. По щучьему велению.

4. «Она полезла на большой стул и упала;

       Потом села на средний стул, на нем было не ловко;

       Потом села на маленький и засмеялась – так было хорошо».

Д.Три медведя.

5.    «Я от дедушки ушёл,

          Я от бабушки ушёл.

          Я от зайца ушёл,

          Я от волка ушёл,

          От тебя, лиса, нехитро уйти!»

Д. Колобок.

В. Ребята вы правильно отгадали названия сказок, поэтому на экране вы увидели иллюстрации к ним.  Дети, а сколько сказок вы отгадали?

Д. Пять сказок.

В.Что у нас ещё осталось в волшебном сундучке?

Д. Шарик с цифрой 5.

В. Ребята, это значит, что нам осталось выполнить ещё одно задание. Как настроение?

Д. Отличное.

В. Ребята, колобок очень доверчивый и не понимает, что лиса хитрая и коварная. Давайте поможем ему, придумаем загадку о рыжей плутовке и спрячем её в загадке. А загадку,  составим по таблице. (На примере загадки о белочке)

                 Какая?

Что бывает таким же?

                  Рыжая

 Лиса

                  С кисточками

 Кисти рук

                 Прыгучая

 Лягушка

Заполнив таблицу, дети читают загадку вставляя между строками правого и левого столбцов связки «как» или «но не» («Рыжая, но не лиса, с кисточками, но не кисти рук, прыгучая, как лягушка. Угадай, кто это?) По этому примеру, дети составляют загадку о лисе, заполняя таблицу.

В. Молодцы ребята, вы выполнили все задания, и мы пришли в сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Дети посмотрите, нас встречает сам Иванушка. Вы смогли снять злые чары и помогли Иванушки принять человеческий облик. Купец с Алёнушкой вас благодарят за помощь и дарят вам воздушные шары. Теперь у них всё отлично, все рады и счастливы. А нам пора возвращаться в свою группу.

В. Ребята, понравилась вам петешествие?

     Что особенно вам понравилось?

     Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

     Какими впечатлениями, вы бы хотели поделиться со своими родителями?

     Во что бы вам ещё хотелось поиграть?

Литература:

1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: 2008

2. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Пособие для воспитателей детских садов – Ульяновск, 1998

3.Творческие задания в работе с дошкольниками / под общ.ред.Т.А.Сидорчук.-Челябинск,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие по страницам сказки"

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление. Развивать умение выполнять разли...

Занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО...

Интегрированное занятие "Путешествие по зимним сказкам"

Интеграция образовательных областей: "Музыка", "Познание", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация"....

Интегрированное занятие "Путешествие в "Белую сказку"

Данное занятие ориентированно на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью которого было закрепление представления детей о белом цвете, о зиме и ее признаках путем включени...

Игровая деятельность в форме КВН. Игра-занятие «Путешествие по сказкам».

Игра-занятие «Путешествие по сказкам» разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Игра – занятие «Путешествие в сказку» Вторая младшая группа

Обучение детей совместной игре с развивающимся сюжетом, проявлению сочувствия к персонажам сказки, стремлению помочь. Формирование социальной, коммуникативной, деятельностной, здоровьесберегающей комп...