Значение музыкально-дидактических игр в речевом развитии ребенка.
консультация по развитию речи на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Значение музыкально-дидактических игр

в речевом развитии ребенка».

 

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста — логопеда.

Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, в свободной музыкальной деятельности, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов.  

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом.  

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях

Игры на развитие художественного словаря.

Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Игра «Копилка»

Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.

Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.

Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки (невербальные средства общения).

Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

Игра «Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения).

Игры: «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», «Скульпторы

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы полезно использовать музыкально-дидактические игры, «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки». На втором этапе развития фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слова целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки. Например: «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой.

На последующих этапах нужно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в словах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в трезучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения соответствующие данному образу.  

Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей по теме самообразования "Музыкально - дидактические игры как средство музыкального развития ребенка"

Данная консультация будет очень полезна многим родителям, особенно тем, кто хочет больше приобщаться к музыкальному развитию ребенка и получать удовольствие от совместного игрового процесса....

Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка

Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функциониро...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка"

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение  музыкально-дида...

Буклет «Музыкально-дидактические игры как средство гармоничного развития ребенка»

    Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей: она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все ...