РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Копейкина Татьяна Александровна

фОРМИРУЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ ПАЛЬЦЕВ РУК, МЫ РАЗВИВАЕМ ПСИХИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_v_rannem_vozraste.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи

детей в раннем возрасте

 

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время  речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии  использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев:

                  Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

                   Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

                  Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

                  Рисование карандашом (фломастером, кистью);

                 Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

                   Одевание и раздевание игрушек;

                   Лепка из пластилина и теста.

Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и взрослого. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства можно составить картотеку «пальчиковых игр», куда войдет практический материал различных авторов.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям; 

-работа должна приносить ребенку радость.

Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору кубиков и  паззлов. Пособия подбираю с учетом лексической темы.

Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам.

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.