Методическая разработка закрепления лексической темы "Зимующие и перелетные птицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рахмангулова Мария Леонидовна

Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам "Зимующие птицы" и "Перелетные птицы"; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие координации речи с движением; воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебно-игровой занимательной деятельности по развитию речи

Тема «Наши пернатые друзья»

Цель: развитие в игровой форме речевой деятельности детей.

Задачи: активизация и обогащениесловарного запаса по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие координации речи с движением; создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:  изображения перелетных и зимующих птиц, мини-картинки с птицами для каждого ребенка, игрушка-птица, паззлы с изображениями птиц, мяч, видео и музыкальные материалы.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульях полукругом.

В.Здравствуйте ребята и уважаемые гости.  Мы  начнем наше занятие с прослушивания стихотворения.

Р. Над померкшими лесами и над озером седым                                         Облака летят волнами и клубятся, словно дым                                               Отправляясь в путь опасный без предела и границ                                Покидают край ненастный в день осенний стаи птиц                                   Долго –долго им тянутся над пучиною морской,                                                 И не все они вернутся в дни весенние домой…                                                Мы их встретим на пороге теплых дней: «Летят, летят!!!»                                      Как трудны у них дороги, но как весел их возврат!

В. О чем это стихотворение? (Ответы детей)  Сегодня у нас будут интересные игры и задания. Говорить мы будем о  птицах.  

В. А какие бывают птицы? Почему мы их так называем?

Ответы детей.

В. А сейчас отгадайте загадки:

1.Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку – спотыкалочку (утка)

2.Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины (ласточка)

3.Любит плавать эта птица, и плывет – точь в точь царица. Величава, белоснежна, выгибает шею нежно (лебедь)

В. Какие это птицы? А еще каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей

3.Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее …(сорока)

4.Озорной мальчишка в сереньком пальтишке по двору шныряет, крошки собирает (воробей)

В: а сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о перелетных птицах и послушать их голоса. (демонстрация фильма)

Пальчиковая гимнастика

1.Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек.

Самомассаж рук

Ласточка, ласточка, милая касаточка, ты где была, ты с чем пришла?

-За морем бывала, весну добывала. Несу, несу весну-красну.

Упражнение с мячом «Назови одним словом»

1.У сороки белые бока, поэтому ее называют …(белобокая)

2. У синицы желтая грудь, она …

3. У дятла ,красная голова, он…

4. У грача черные крылья, он…

5. У соловья звонкий голос, его называют…

6. У аиста длинные ноги, он…

7. У ласточки длинный хвост, она..

8. У дятла острый клюв, его называют…

9. У журавля большие крылья, он …

В. Предлагает детям вспомнить скороговорки о птицах

Скороговорки:

Разделил воробей зерна поровну, три зерна взял себе и три ворону.

Сорока трещала, сорока стрекотала, сорока по-сорочьи все вести рассказала.

Вороны и вороны разлетелись в стороны.

Дятел елку долбил подолгу.

Взяла синица спицы, связала рукавицы.

У лебедя и лебедушки белее белого перышки.

Пословицы и поговорки:

Слово не воробей: вылетит, не поймаешь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Белая ворона. Считать ворон. Проворонить что-либо.

Игра подвижная:

Среди белых голубей скачет шустрый воробей. (Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби». В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей»)

Воробушек-пташка, серая рубашка. Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей. (Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.)

Упражнение «Чей, чья, чье?» - образование притяжательных прилагательных.

У журавля крылья –журавлиные

У утки чей клюв?

У гуся чье перо?

У вороны чей хвост?

У соловья чей голос?

У лебедя чья песня?

У синицы чьи лапки?

Упражнение «Подбери слова» - образование приставочных глаголов.

В. А сейчас поиграем с синичкой. Расскажите, что она делала в лесу.

Синичка с веточки …(слетела)

Синичка от елки …(улетела)

Синичка к кормушке …(подлетела)

Синичка с ветки на ветку …(перелетела)

Синичка от кормушки …(отлетела)

Синичка вокруг кормушки …(облетела)

Дети передают друг другу синичку и заканчивают предложение.

Игра «Что лишнее, почему?» - закрепление представления о родственных словах.

В. Внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему?

1. Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.

2. Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

3. Утка, утиный, уточка, минутка.

4. Голубь, голубок, голубизна, голубятня.

5. Сова, совушка, совет, совиный.

В. Делит детей на команды и предлагает собрать паззлы с изображением птиц

Игра «Улетают – не улетают» - развитие зрительного и слухового внимания.

Дети под музыку бегут вокруг предметных картинок с птицами, делая взмахи руками. По окончании музыки дети переворачивают картинки. Дети с картинками зимующих птиц приседают, с перелетными – делают взмахи руками.

Игра «Птицы на веточках»

В.Посмотрите, это веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка сядет на одну веточку, если два – на две веточки, три на три веточки.

В. Предлагает детям послушать стихи о птицах

Р. Аист свил гнездо на крыше, и отныне всей семьей                                Клекот аиста мы слышим у себя над головой.                                                   По секрету вам признаюсь, что увидела во сне,                                                          Как летит по небу аист и несет сестренку мне

Р.Летят высоко журавли над опустевшими полями                                             Лесам, где лето провели, они кричат: «Летите с нами!»                                               А в роще сонной и пустой дрожат от холода осины                                                       И долго листик золотой летит за стаей журавлиной…

В. Предлагает детям посмотреть видеосюжет о птицах, которых не встретишь в нашем лесу (лебеди, аисты, журавли).  

В. Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня очень хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."...

Рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»....

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Методическая разработка по лексической теме "Перелетные птицы"

Данный материал поможет организовать работу с детьми, обогатить словарь по лексической теме, усовершенствовать грамматические категории в речи, улучшить внимание, память, мышление у детей дошкольного ...

Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Зима. Зимующие птицы"

Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Зима. Зимующие птицы". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Пр...