Методическая разработка по лексической теме "Перелетные птицы"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лисичик Наталья Викторовна

Данный материал поможет организовать работу с детьми, обогатить словарь по лексической теме, усовершенствовать грамматические категории в речи, улучшить внимание, память, мышление у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Перелетные птицы» (старшая группа).

Цели: Расширить лексический запас слов по теме «перелетные птицы»,

 практическое усвоение грамматических форм речи.

Образовательные задачи: работа над предложением (составление предложений с опорой на схему).

Развивающие задачи: развитие внимания, наблюдательности, развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.

Коррекционные задачи:

Практическое усвоение множественного числа существительных.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных. Образование множественного числа глаголов настоящего времени.

Ход занятия.

  1. Рассматривание иллюстраций перелетных птиц.
  2. Беседа по теме:
  • Чем питаются птицы?   (насекомыми, червяками, ягодами; журавли, цапли, аисты – лягушками, рыбой)
  • Кто как голос подает?  (утка крякает, журавль курлычет, кукушка кукует, лебедь трубит и т.д.)
  • Почему птицы улетают в теплые края?
  • Как называется большая группа птиц?
  • Сравнение птиц, чем похожи, чем отличаются?

  1. Загадки.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?        (Соловей)

         Это старый наш знакомый:

         Он живет на крыше дома –

         Длинноногий, длинноносый,

         Длинношеий, безголосый.    

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (Аист)

         Прилетает к нам с теплом,

         Путь проделав длинный.

         Лепит домик под окном

          Из травы и глины.                  (Ласточка)

На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его   -      …                     (Скворец)

            На одной ноге стоит,

            В воду пристально глядит.

            Тычет клювом наугад –

            Ищет в речке лягушат.    (Цапля)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.   (Гнездо)

            Что за стол среди берез

            Под открытым небом?

             Угощает он в мороз

             Птиц  зерном и хлебом.   (Кормушка)

  • О ком и о чем были загадки?
  • У кого из птиц самая длинная шея?  (Лебедь)
  • Самые длинные ноги? (Цапля)
  • Самый длинный клюв? (Аист)

  1. Дидактическая игра «Как называются птенцы?» (кукушка - … кукушонок, журавль -  … журавленок, грач - грачонок, аист- … аистенок, утка -  …утенок, скворец - … скворчонок, лебедь - … лебеденок  и т.д.)

  1. Физкультминутка.

Речь с движениями.

Лебеди.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели, посидели

И снова полетели.

Дети сопровождают текст соответствующими действия, имитируя движения птиц.

  1. Дидактическая игра «Один –много»

Расскажи каких птиц можно увидеть в городе, за городом?

(много скворцов, чаек, кукушек, лебедей, журавлей, ласточек и т.д.)

  1. Дидактическая игра «Назовем ласково»

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

 утка – уточка

кукушка – кукушечка

скворец – …

соловей – …

трясогузка – …

цапля – …

  1. Подбор прилагательных к существительному.

Расскажи уточка какая?   … (пестрая, красивая, шустрая и т.д.)

  1. Составление предложений, с использованием опорных слов – иллюстраций.

Придумай предложения с помощью картинок.   (аист, гнездо, крыша; жаворонок, дерево, окно)

  1. Итог занятия.

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

НОД по лексической теме «Перелетные птицы» с детьми подготовительного возраста.

Цели: Расширить лексический запас слов по теме «перелетные птицы», практическое усвоение грамматических форм речи.

Образовательные задачи: работа над предложением (составление предложений с опорой на схему).

Развивающие задачи: развитие внимания, наблюдательности, развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.

Коррекционные задачи:

Практическое усвоение множественного числа существительных.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных. Образование множественного числа глаголов настоящего времени.

Ход занятия.

  1. Рассматривание иллюстраций перелетных птиц.

Беседа по теме:

  • Чем питаются птицы?   (насекомыми, червяками, ягодами; журавли, цапли, аисты – лягушками, рыбой)
  • Кто как голос подает?  (утка крякает, журавль курлычет, кукушка кукует, лебедь трубит и т.д.)
  • Почему птицы улетают в теплые края?
  • Как называется большая группа птиц?
  • Сравнение птиц, чем похожи, чем отличаются?

  1.  Загадки.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?

         Это старый наш знакомый:

         Он живет на крыше дома –

         Длинноногий, длинноносый,

          Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (аист)

         Прилетает к нам с теплом,

         Путь проделав длинный.

         Лепит домик под окном

          Из травы и глины.                  (ласточка)

На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его   -      …                     (скворец)

            На одной ноге стоит,

            В воду пристально глядит.

            Тычет клювом наугад –

            Ищет в речке лягушат.    (цапля)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.   (гнездо)

            Что за стол среди берез

            Под открытым небом?

             Угощает он в мороз

             Птиц зерном и хлебом.   (кормушка)

О ком и о чем были загадки?

У кого из птиц самая длинная шея?  (лебедь)

Самые длинные ноги? (цапля)

Самый длинный клюв? (аист)

Как называются птенцы? (кукушка, журавль, грач, аист, утка, скворец, лебедь и т.д.)

  1. Физкультминутка.

Речь с движениями.

Лебеди.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели, посидели

И снова полетели.

Дети сопровождают текст соответствующими действия, имитируя движения птиц.

  1. Дидактическая игра «Один –много»

Расскажи каких птиц можно увидеть в городе, за городом?

(много скворцов, чаек, кукушек, лебедей, журавлей, ласточек и т.д.)

  1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных

Пестрая утка – пестренькая уточка

Серая кукушка – серенькая кукушечка

Быстрый скворец –

Незаметный соловей –

Шустрая трясогузка –

Важная цапля –

  1. Образование множественного числа глаголов настоящего времени.

Летит – летят

Сидит - …

Прыгает - …

Свистит - …

Поет - …

Чистит - …

Клюет - ..

Вьет - …      

Высиживает - …

Вылупляется - …

Выкармливает - …

Ухаживает - …

  1. Составление рассказа о птице с опорой на иллюстрацию и план:

План рассказа.

Как называется?

Где живет?

Части тела. Чем оно покрыто?

Чем питается?

Как поет?

Как называют птенцов?

Какую пользу приносит?

  1. Составление предложений, с использованием опорных слов – иллюстраций.

Придумай предложения с помощью картинок.   (аист, гнездо, крыша; жаворонок, дерево, окно)

 9.        Итог занятия.

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

Электронно-методическая разработка по лексической теме "Грибы"

Электронно-методическая разработкапо теме «Грибы». Цель данного пособия:·       С помощью просмотра слайдов на большом экране, детских обучающих мультфильмов на данн...

Методическая разработка по лексическим темам. Образовательная область коммуникация вторая младшая группа.

Корекционная разработка по лексическим темам во второй младшей группе, даёт возможность педагогам планировать образовательную деятельность по развитию речи....

Методическая разработка занятия «Лексические единицы и речевые образцы по теме «Еда»

Закрепление лексических единиц и речевых образцов по теме «Еда», знакомство с новыми лексическими единицами....

Методическая разработка по лексической теме "Грибы".

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы"....

Методическая разработка по лексической теме "Деревья".

Логопедическое занятие лексическая тема : «Деревья» ...

Методическая разработка закрепления лексической темы "Зимующие и перелетные птицы"

Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам "Зимующие птицы" и "Перелетные птицы"; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматическог...