Способы речевого развития дошколят.
статья по развитию речи на тему

Джазова Мадина Менглибиевна

Стаья посвящена актуальной теме тесного взаимодействия детского образовательного учреждения и семьи. В работе приводится пример родительской конференции, которая демонстрирует, как родителям дома  в игровой форме обогащать, формировать и развивать речь дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_rechevogo_razvitiya_doshkolyat.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Способы речевого развития дошколят».

Автор: Джазова  М.М.

За тысячелетнюю историю развития человечества сложились два направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое направление представляет собой социальный институт воспитания, обладающий своими возможностями в формировании личности ребёнка.

Выражение «дети – зеркало семьи» удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на  духовные и моральные ценности, которые исповедуются в семье. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности: одни в основу взаимоотношений кладут добро, другие, напротив, ценят жестокость.

Подражая близким, любимым людям, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Ребёнок видит пример поведения родителей, их взаимоотношения, строит своё поведение на основе подражания.

Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают, и отучить от тех, которые постоянно демонстрируют.

Тесное взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие для полноценного развития дошкольников.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка. Несмотря на занятость и усталость, родителям необходимо как можно больше общаться с ребёнком и стараться развивать его.

Примером выполнения данной установки тесного взаимодействия семьи и детского сада может быть родительская конференция, которая своей целью может ставить привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми, совершенствуя  взаимодействия взрослого и ребёнка в семье. Данную цель можно выполнить, если:

  • познакомить родителей с игровыми приёмами формирования у детей  лексико- грамматического строя речи;
  • оказать практическую помощь родителям воспитанников в формировании умений и навыков работы с детьми;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями, объединяя усилия для развития и воспитания детей;
  • формировать позицию сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Вступление

Педагог 1

Мы вас сегодня приглашаем на кухню. Почему на кухню? Кухня – это любимое место всей семьи. Мы, взрослые, проводим здесь много времени, порой даже не всегда можем уделить минутку нашему малышу.

И вот, в течение 15 минут мы постараемся показать, как можно использовать драгоценные моменты для  формирования и обогащения грамматического строя речи детей именно на кухне.

 Теперь давайте разделимся на две команды. Представим себя ребятишками и поиграем.

Родители делятся на две команды

Основная часть

Педагог 2.

Наши игрушки Мишка и Зайка проголодались. Мишка очень любит блюда, приготовленные из фасоли, а Зайка  - из гороха. Помогите, пожалуйста, рассортировать фасоль и горох в разные контейнеры, чтобы можно было приготовить им любимые лакомства.

Это упражнение может принести большую пользу, так как укрепляет мелкую мускулатуру пальцев рук.

(Команда, которая быстрее выполнит задание, получает фишку.)

Родители перебирают фасоль, горох.

(Организация: каждая команда выполняет задание за отдельным столом)

Педагог 3.

У нас на кухне есть много посуды , мебели, бытовой техники и др. Поищите среди окружающих предметов на кухне слова , в которых спрятался звук К, в начале, в середине или в конце слов. Выигрывает та команда, которая называет последнее слово.

Можно находить в словах любые звуки. Такая игра способствует развитию у детей фонематического слуха, автоматизации звуков в речи.

(Фишку получает команда, которая называет последнее  слово.)

Родители  находят и называют: стаКан, Кастрюля, салфетКа, Кружка, шКаф, сКоворода и др.

Педагог 1.

Игра называется «Сосчитай до 5».

Каждая хозяйка знает, сколько каких предметов имеется у неё на кухне, но может снова их пересчитать. А дети всегда рады маме помочь. Младшие посчитают чашки, тарелки, а старшие дети - кухонные полотенца и фарфоровые блюдца.

Это упражнение развивает у ребёнка умение согласовывать числительные с существительным, в более сложном варианте и  с прилагательным.

(Команда,  не допустившая ошибку, получает фишку – детскую посуду).

Пожалуйста, кто первый?

Родители пересчитывают предметы:

1 чашка, 2 чашки, 3 …, 4 …, 5 чашек,

1 тарелка, 2 тарелки,

3 тарелки, 4 тарелки,

5 тарелок,

1 кухонное полотенце, 2 кухонных полотенца, 3…, 4 …, 5 кухонных полотенец,

1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3…, 4 …, 5 фарфоровых блюдец

Педагог 2.

Игра «Что из чего?».

Посмотрите, какая замечательная корзинка появилась на нашей кухне. А в ней лежат овощи и фрукты. Нужно определить на ощупь, какой овощ или фрукт вы взяли, назвать его, а затем сказать, какой сок или блюдо можно из него приготовить.

Играя, ребёнок учится образовывать прилагательные от существительных.

 (Команда получает фишку, если не допускает ошибок.)

Родители по очереди вынимают фрукты и овощи, говорят:

Это морковь, овощ, из моркови готовят морковный сок;

Это слива, фрукт, сок из слив – сливовый.

Педагог 3.

Игра «Один - много».

Давайте представим, что овощей и фруктов у нас много. Возьмите с подноса овощи и фрукты.

Я называю один предмет, например «яблоко», а вы скажете … «много яблок».

В этой игре дети учатся образованию существительных множественного числа родительного падежа.

 (Команда получает фишку, если не допускает ошибок.)

Родители выполняют задание:

Банан – много бананов.

Персик – много персиков.

Помидор  - много помидоров.

Педагог 1.

Игра называется «Положи на место».

На нашей кухне есть продукты, для которых нужно подобрать посуду.

Например, соль у нас в солонке. В какую посуду положим салат, селёдку, масло, сухари, конфеты, хлеб, куда нальём молоко?

Подбирая, таким образом, посуду, дети упражняются в образовании новых существительных.

(Команда,  не допустившая ошибку, получает фишку – детскую посуду).

Родители выбирают продукт, подбирают нужную посуду и называют её:

хлеб  кладу (в хлебницу)

селёдку (в селёдочницу)

сухари (в сухарницу)

масло (в маслёнку)

сахар  (в сахарницу)

молоко нальём

(в молочник)

соус (в соусницу)

салат (в салатницу)

конфеты 

(в конфетницу)

Педагог 2.

Вся посуда на нашей кухне сделана из различных материалов: стекла, керамики, фарфора, металла, пластмассы, дерева. Предлагаю выбрать предметы посуды, сказать, из чего сделана посуда и какая она. Например: стаканчик из пластмассы – пластмассовый.

Дети учатся определять из какого материала сделаны предметы, упражняются в образовании относительных прилагательных.

Родители выполняют задание:

Стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Ложка из дерева – деревянная

Кастрюля из металла - металлическая

Педагог 3.

Игровая ситуация с предлогами.

На кухне есть возможность познакомить детей с простыми и сложными предлогами.

Выберите чашечку и чайную ложку. А теперь положите ложку в чашку, выньте из чашки, положите за чашечку; достаньте из-за чашечки и т.д.

Обратите внимание на столик, на котором расставлена посуда. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, используя нужные предлоги.

Педагог:

-Где стоит чашка?

- Где лежит чайная ложка?

-Куда упала салфетка?

-Откуда достанем салфетку?

Родители выполняют соответствующие действия, проговаривая предлоги.

Родители:

-Чашка стоит на столе.

-Ложка лежит за чашкой.

-Салфетка упала под стол.

-Салфетку достанем из-под стола.

Заключение.

Педагог 1.

Итак, дорогие друзья, давайте подведём итоги наших соревнований. Каждая команда пусть сосчитает количество выигранных фишек.

Всем участникам нашей конференции сегодня мы вручаем памятные буклеты с описанием игр, в которые вы можете сыграть со своими детьми.

Спасибо за внимание. До свидания! До новых встреч!

Родители берут памятные буклеты и прощаются с педагогами.

Итак, таким образом можно решать задачи, поставленные в деле воспитания дошколят, взаимодействуя вместе родителям с педагогами.

Литература.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений…- 14 – е изд., - М.: Изд. Центр «Академия», 2013. – 416 с.
  2. maam.ru…rol-roditelei-v…rechi-doshkolnikov.html
  3. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – 4-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы рисования для дошколят

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков

презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по  повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

"Игра в театр, как способ речевого развития детей в группе комбинированной направленности"

Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект «Сказка, как способ развития связной речи детей 3-4 лет» Образовательная область «Речевое развитие»

Проект «Сказка, как способ развития связной речи детей 3-4 лет», рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. Сказка в детском возрасте служит инструментом для нравственного, умственн...

Мастер-класс «Синквейн как эффективный способ речевого развития дошкольников»

В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».Чтобы ясно выражаться, нужно ясн...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Пальчиковая игра как способ речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУТема: «Пальчиковая игра как способ речевого развития детей дошкольного возраста»...