Нетрадиционные способы рисования для дошколят
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_netraditsionnykh_sposobov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных способов рисования в развитии творческого воображения дошкольников в практике.

А. И. Баранникова КГКП № 4«Березка» г. Экибастуза

         « …Даже в детских рисунках есть не только изображение удивительного, но и то, как ребенок увидел и что открыл для себя…»  В.И.Толстых        

         Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

         От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, который питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем богаче мастерство в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский.

         Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и больше всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы, незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

         Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игры, мистификация. Детей не надо искусственно настраивать, увлекать, заводить. Стоит его почувствовать, чем живет каждый ребенок, уловить его мир, определяющий доминанту данного занятия – и рождается детство, в котором все участвуют на равных основаниях.

         ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, позволяет не только формировать системное мышление, но и развивает воображение ребенка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывает творческий потенциал личности, позволяет оценивать прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.    

        В детском саду в течении пяти лет провожу кружковую работу изостудии «Семицветик», которую посещают дети предшкольных групп. На занятиях по РТВ - развитие творческого воображения с основами ТРИЗ знакомим детей в игровой форме. Разработан на весь учебный год перспективный план с учетом ТРИЗ. Проводя занятия, включаю пальчиковые игры, сочинение рассказов, сказок, небылиц. Помогаю раскрыть детям творческие способности, одновременно развиваю внимание, восприятие, память, мышление, воображение. В работе использую эмоциональный язык: мимику, силу голоса, плавный переход от голосов разных героев, которые дети охотно повторяют. Работая с ребенком, использую несколько приемов, при создании оригинальных работ даже не имея художественных навыков. И ребенок получает от этих занятий не только удовольствие, он учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать сочинять и воображать. Дети, приходя на кружок,  самостоятельно выбирают изобразительный материал. Цветные карандаши, акварель, гуашь, а так же  тушь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, различный бросовый материал. Каждого ребенка учу различной технике изображения на обучающих занятиях. Учу применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды – рассматривание, затем беру технологию от простого к сложному. На протяжении кружковой работы освоено детьми семнадцать видов ТРИЗ.

         1. Пальцевая живопись. Проводила тематические занятия на тему «Мои пушистые любимцы», р.н.с. «Колобок – румяный бок» У ребят получаются прекрасные рисунки. Дети краску наносят пальцами, ладошкой. Любимой тематикой детей являются пейзажи, осенние деревья в смешивании красок, накладывании их друг на друга. Выставка работ для родителей была размешена в группе.

        2. Монотипия. Один из самых любимых видов рисования. Ребенок, не прилагая много усилий, получает великолепный результат, сам того не подозревая. Провожу данное занятие с элементами волшебства. Сама превращаюсь в волшебника или прошу всех детей стать ими. Сворачиваем лист пополам, наносим краски на линию сгиба, говорим волшебные слова, растираем пятно в зависимости от того что, мы хотим получить. Раскрыв лист бумаги не перестоя удивляться их восхищению от рисунков. У ребят горят глаза, на всех лицах улыбки. Они верят, что действительно стали волшебниками. Выставку в фойе детского сада украшают работы Назымбековой Жадыры «Совенок Кузя», Радьковой Ксюши «Ирисы», Жунусовой Мадины «Бабочка».

         3. Рисунок свечей. У детей получается волшебный рисунок, он есть и его не видно. Газизов Рашид как бы сильно не старался нанести рисунок свечой, но все равно изображения четкого не было. Стоило ему дотронуться поролоновым тампоном, смоченным в туш голубого цвета, и его елочки заплясали по лесной опушке.

         4. Точечный рисунок. Весь рисунок состоит из отдельных точек, которые дети наносят палочками, спичками. Точки могут быть разного размера. В студии «Семицветик» проводим игру «Полином фантазии». Постепенно ввожу новые для детей слова. Даю детям понять, какие вещи бывают реальными, а какие выдуманные. В начале работы детям трудно было навязывать свою идею, они придумывали, но все относили к реальной жизни. Постепенно стали «созревать», что придумывать – это очень интересно. Прошу ребенка при помощи острого предмета точками «написать» свой рассказ.

         Турганбаев Мадии. Жил был моряк Степа. Он отправился в путешествие и встретил обезьянку Чи – ЧИ. Они поплыли на корабле и встретили дельфина. Дельфин их угостил рыбкой. Среди них была Золотая рыбка. У моряка было заветное желание – плавать на красивом корабле, а у обезьянке – чтобы возле дома росла пальма с бананами. Золотая рыбка их желание выполнила, и они все вместе стали дружно жить. Золотая рыбка всегда выполняла их желание потому что, они были настоящими друзьями.

         5. На своих занятиях мы рисуем на мокрой бумаге. Этот вид рисования удается Коли Качерга «Морской пейзаж», Саши Серегину «Дождь».

         6. Рисование и разбрызгивание зубными щетками. Этому виду в сочетании с другими было проведено ряд занятий по экологическому проекту « Разведка осенних примет». Хочется отметить работы Сабарова Альберта «Осьминожки», Елистратовой Тани «Танец снежинок».

         7. Коллаж. Сочетание аппликации и рисования. Предлагаю ребенку самый различный материал: бумага, фантики, нитки, вата, бисер и т.д. На каникулярной недели проводила развлечение «Разноцветная мозаика». Дети работали совместно с родителями. Сотворчество не кого не оставило равнодушных. «Наши фантазии» Илюшкина Саша с мамой, «Урожай» Кубеева Лунара с мамой, «Солнечная полянка» Полищук Давид с мамой, «Цветущий луг», Акимова Маша с бабушкой.

         8. Кляксография. Предлагала нарисовать персонажей из сказок. После рисования данным способом проводила игру «Хорошо - плохо». Рассмотрев рисунки детей ищем героев одной сказки.

         Колобок убежал – это хорошо или плохо?

      - Кто виноват, в том, что Колобок убежал?

      - Бабушка. ( Почему?)

      - Нужно было закрыть окно, положить его в хлебницу, в микроволновку.

      - Это плохо? А что хорошего, в том, что Колобок отправился в лес один?

      -Он нагулялся, он смельчак, он научился спрыгивать с окошка.

      - А что бы он еще мог сделать хорошего, кроме знакомства с зверями?

( Выслушиваются все версии детей )

         9. Рисование на смятой бумаге и с использованием копировальной.

Родители по моей просьбе принесли копировальную бумагу различных цветов. Одной из любимых игр «Что бывает этого цвета?». Заучиваем стихи о цвете.

         Черный грач и черный кот,

         Шина черная и крот,

         И у зебры на спинке полоски,

         Такие же черные, как у березке.

             

          Голубая стрекоза

          Посмотрела мне в глаза  

          И тот час же улетела,

          Что сказать она хотела?

          Как узнать, а надо мною

          Только небо голубое.

         Игра «Может ли быть» – роза голубая, трава красная, солнце синее по принципу игры путаницы. Затем ребята сами сочиняли стишки о цвете. «У нашей белки, белая постелька »Амантай Мирас, «У зайчишки с мишкой белые штанишки» Попцов Никита.

         Мы с детьми принимали участие в конкурсе «Берегите свой дом от пожара». Свириденко Алена, Амантай Мирас, Мубараков Смат, получили похвальную грамоту от начальника пожарной службы 14 филиала г. Экибастуза подполковника Колтаева К.К. Им так же были, вручены памятные подарки.

         За активное участие в конкурсе рисунков, коллажа, поздравительных открыток ко дню рождения С.А.Назарбаевой Детский фонд «Экибастуз» председателем попечительского Совета Л. Набитовской, вручил нашему детскому саду грамоту за активное участие в акции «Мамин день».

         Со 2 апреля по 26 мая 2013г. выставили 10 работ на конкурс среди детей и творческой молодежи до 17 лет. Рисунки наших ребят Амантай Мираса, Давлетгареева Марселя, Атрощенко Дениса, Мухаметжановой Лауры были размещены на стенде магазина. Все работы были опубликованы на сайте в Интернет и газете «Голос Экибастуза». Администрация магазина «Техцентр АВЕРС» наградила всех участников конкурса нашего кружка сладкими призами.

         Работы детей г. Экибастуза украшают выставку в магазине

«Максимол», в которой есть работы наших детей Шульгиной Влады и Бочаровой Ирины. Газета «Экибастузское обозрение» напечатала портреты мам этих юных художниц. Девочки уже выросли и не посещают детский сад, но продолжают заниматься любимым делом в художественной школе «Арт Бюро» г. Экибастуза. Воспитанницы изостудии «Семицветик» Соловьева Алина, Фрилинг Лиза также посещают художественную школу «Арт Бюро», принимают участие в республиканском конкурсах Казахстана.

          Осенью 2012 года Бакжикова Махаббат принимала участие в конкурсе к дню учителя а г. Астане с работой «Мой город».  

          Ребята, посещавшие кружок изодеятельности «Семицветик», принимали активное участие в открытых мероприятиях детского сада. Занятия ко дню открытых дверей Игротека «О, счастливчик», развлечение на каникулах «Рисуем новую серию мультфильма – «Осенью в Простоквашино». Развлечение «Попробуем нарисовать изображение на основе круга», художник Хитрюшкин приглашает детей отправиться в страну КВН «Это необычная страна», открытое занятие «В гостях у желтой краски», проект «Мой город похож на цветуший луг», проект по правилам дорожного движения «Зеленый огонек».

         На занятиях по изобразительной деятельности создаю детям непринужденную атмосферу, где можно передвигаться, рассматривать работы других детей, обмениваться мыслями.

         Систематически в детском саду проводятся выставки по сотворчеству детей и родителей. Это небольшие мини – музеи. Предоставляются работы богатые по содержанию и из различного изобразительного материала. Хочется отметить семьи Рустамовых, Бакжиковых, Луковниковых, Ниязбековых, Дистергофт. Родители, как и дети ждут похвалы и оценки. Мама Насти Шариповой возразила, зачем у моего ребенка развивать творческие способности и художественный вкус, когда она и так постоянно фантазирует, рисует и придумывает. Нормально ли это? Объясняла, для чего нужно развивать фантазию ребенка. Если ребенок не мечтает, замыкается в себе – вот здесь взрослым нужно задуматься, почему это происходит. В дошкольном возрасте ребенок начинает мечтать, а мечта становиться могучим стимулом к творчеству. Поэтому задача взрослых – не высмеивать ребенка, а пытаться разобраться, как осуществить его мечту.

         Даю советы родителям.

         Никогда не торопитесь с негативной оценкой творчества ребенка, а подключитесь к сотворчеству и научите малыша всему тому, что умеете сами.      

         Не командуйте ребенком и не сдерживайте его творческую инициативу.

         Не делайте за него то, что он может выполнить самостоятельно. Помогайте ему по мере необходимости.

         Каждый ребенок - это огромный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

       

         

                       

               

Мы с детьми принимали участие в конкурсе «Берегите свой дом от пожара». Свириденко Алена, Амантай Мирас, Мубараков Смат, получили похвальную грамоту от начальника пожарной службы 14 филиала г. Экибастуза подполковника Колтаева К.К. Им так же были, вручены памятные подарки.

         За активное участие в конкурсе рисунков, коллажа, поздравительных открыток ко дню рождения С.А.Назарбаевой Детский фонд «Экибастуз» председателем попечительского Совета Л. Набитовской, вручил нашему детскому саду грамоту за активное участие в акции «Мамин день».

         Со 2 апреля по 26 мая 2007г. выставили 10 работ на конкурс среди детей и творческой молодежи до 17 лет. Рисунки наших ребят Амантай Мираса, Давлетгареева Марселя, Атрощенко Дениса, Мухаметжановой Лауры были размещены на стенде магазина. Все работы были опубликованы на сайте в Интернет и газете «Голос Экибастуза». Администрация магазина «Техцентр АВЕРС» наградила всех участников конкурса нашего кружка сладкими призами.

         Работы детей г. Экибастуза украшают выставку в магазине

«Максимол», в которой есть работы наших детей Шульгиной Влады и Бочаровой Ирины, Соловьевой Алины. Газета «Экибастузское обозрение» напечатала портреты мам этих юных художниц. Девочки уже выросли и не посещают детский сад, но продолжают заниматься любимым делом в художественной школе «Арт Бюро» г. Экибастуза. Воспитанницы изостудии «Семицветик» Соловьева Алина, Фрилинг Лиза также посещают художественную школу «Арт Бюро», принимают участие в республиканском конкурсах Казахстана.

          Осенью 2007 года Бакжикова Махаббат принимала участие в конкурсе к дню учителя а г. Астане с работой «Мой город».  

       Ребята, посещавшие кружок изодеятельности «Семицветик», принимали активное участие в открытых мероприятиях детского сада. Занятия ко дню открытых дверей Игротека «О, счастливчик», развлечение на каникулах «Рисуем новую серию мультфильма – «Осенью в Простоквашино». Развлечение «Попробуем нарисовать изображение на основе круга», художник Хитрюшкин приглашает детей отправиться в страну КВН «Это необычная страна», открытое занятие «В гостях у желтой краски», проект «Мой город похож на цветуший луг», проект по правилам дорожного движения «Зеленый огонек». В 2008 году на городском конкурсе «Асем –Алем призовые места заняли работы Коковина Игоря, Пахандрина Толи. Пахандрин Вася получил Гран – при. Участие в этом конкурсе стало традиционным. В прошлом году призовое место заняла Герлиц Ангелина, Катя Супрунова – 3- е место.

         

         

                       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"

Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...

Конспект по рисованию в 1 младшей группе Тема: «Колёса для поезда» (нетрадиционный способ рисования)

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик»     Конспект непосредственно- образовательной деятельности по рисованию в 1 младшей группе «Винни- пух»Тема: «Колёса для поезда» (нетрад...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Волшебное рисование всей семьей" Нетрадиционные способы рисования.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Э...

Рисование медведя (нетрадиционный способ «Рисование тычком»)

В данном конспекте предложен нетрадиционный способ «Рисование тычком», который знакомит детей с  нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь....

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционного способа рисования - метода кляксографии

Цель: Развивать интерес к окружающей природе, изображению цветов, используя нетрадиционную технику «живопись по сырому»,кляксография.Задачи: Сформировать изобразительные умения и навыки в работе с нет...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

Конспект занятия по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (дети со сложными дефектами) 4-6 лет

Занятие (ООД в ДОУ) по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (де...