Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по произведению В. Бианки «Купание медвежат».

    Программное содержание. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точ¬но, последовательно, выразительно; словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к при¬лагательным и глаголам; звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в сло¬вах, произносить скороговорку с этими звуками в разном тем¬пе: быстро, умеренно, медленно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по произведению  В. Бианки «Купание медвежат».

    Программное содержание.

     Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

    словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

    звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

    1.Организационный момент.

    Дети становятся в круг на ковре.

    «Друг на друга посмотрели,

    Крепко за руки взялись.

    Влево-вправо повернулись,

    И друг другу улыбнулись»

    2.Сюрпризный момент. (Играет мелодичная музыка)

    -Интересно, откуда льется такая чудесная мелодия? (вношу большую красивую  коробочку в виде книжки).

    -Ребята, посмотрите какая большая красивая книга. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней.

    -Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова?

    3.Речевая разминка (дети говорят волшебные слова: пожалуйста, ахалай-махалай, абра-кадабра и др.) - коробочка открывается.

    Ребята, а  в коробочке книга В.Бианки с удивительными  историями. И называется «Сказки и рассказы о животных».

    4.  Основная.

    - И так, дети, сегодня я вас познакомлю с замечательным рассказом В.В.Бианки «Купание медвежат». Но перед тем,  как прочитать вам этот рассказ, давайте мы с вами уточним значение некоторых слов.

    - Кто скажет, что такое чаща? ( труднопроходимый, густой, темный  лес)

    - А что значит знойный день?( жаркий день)

    -Сейчас я вам прочитаю рассказ, который написал Виталий Валентинович Бианки  «Купание медвежат»

    -Сели все красиво, спинки выпрямили, ноги поставили прямо.

    «Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

    Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

    Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

    Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

    Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. 

    5.Словарная работа:

    -Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (значить взять за воротник)

    -Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? ( даю игрушечного медвежонка и ребенок показывает)

    -Покажи, как медведица «надавала шлепков» (ребенок показывает )

    -Как медведица окунала медвежонка? (ребенок показывает)

    6.Беседа по содержанию (учить отвечать полным предложением)

    - Вы только что прослушали рассказ и скажите, а как он называется и кто его автор?( «Купание медвежат» и его автор В.В. Бианки)

    -  А  кто шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев, он испугался и влез на дерево? (Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев, он испугался и влез на дерево).

    -  И что же увидел охотник? ( Охотник увидел, что из чащи вышли большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка).

    - Что же стала делать медведица на берегу реки? ( Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и стала его полоскать в воде.

    -Что сделал другой медвежонок? ( А другой медвежонок испугался холодной воды и пустился  убегать в лес.)

    - И что же тогда сделала мама-медведица? (И тогда мама-медведица догнала его и надавала шлепков, а  потом стала его полоскать как первого.)

    - А как вы думаете, медвежата довольны остались после купания или нет? ( Да, медвежата остались довольны купанием.)

    - А почему? Какой был день? (День был жаркий, знойный.)

    - Правильно. Медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубках, а холодная вода освежила их.   Медвежата остались очень довольны купанием.

    - Ребята, а что же произошло после купания? ( Медведи опять скрылись в лесу.)

    - А охотник, что же он так и остался сидеть на дереве? ( нет, охотник слез с дерева и пошел домой.)

    7. Физкультурная минутка "Медвежата в чаще жили"

    Медвежата в чаще жили

    Головой своей крутили

    Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

    Медвежата мёд искали

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

    И  вразвалочку ходили

    И из речки воду пили

    Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

    А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

    Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

    Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

    8.Повторное чтение рассказа.

    9. Пересказ

     Предлагаю одному из детей выбрать себе второго рассказчика и договориться с ним, кто будет пересказывать первую часть, а кто — вторую. Остальных детей прошу внимательно слушать рассказчиков (для последующей оценки). Заслушиваются 3-4 пересказа.

    10. Подбор синонимов, антонимов.

    - Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует – медом запахло. Обрадовался, слез с дерева – и к маме! Какой был медвежонок? Как можно сказать про него? (веселый)

    - Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу  (радостный, оживленный, смешной, забавный, улыбчивый, резвый).                                         - А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а….. (побежал, понесся, полетел, помчался сломя голову).                                                                  - Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с ним что - нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный, унылый, невеселый,  нерадостный, мрачный, жалобный.

    - А если он был грустный, то он, наверно, к маме не просто пошел, а…..(побрел, поплелся потащился, заковылял.)

    - Сначала опишите грустного медвежонка. Скажите, какой он.

    - А теперь опишите веселого медвежонка. Что он делал?

     11. Дифференциация звуков.

    Выделяю  голосом в слове медвежонок звук [ Ж]

    -Чья это песенка (песенка жука).

    - Я буду называть слова, а вы ловите жука (хлопайте в ладоши), если услышите в слове его песенку (жизнь, лыжи, жасмин, жара)

    — В названиях  каких животных еще есть звук[ Ж]? (Журавль, жук, жаба...)

    -Какой он звук[ Ж]? (согласный и всегда твёрдый)

    - А теперь вы будете ловить комара, если услышите его песенку (забор, морозы, зонт…  )

    — В названиях каких животных есть звук[ з]? (Заяц, змея, зебра, коза...)

    - Какой звук[ з]? (Согласный, бывает твёрдым и мягким)

    12. Скороговорка.

    Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

    Предлагаю повторить детей скороговорку в разном темпе.

    Часть детей повторяют скороговорку быстро, несколько человек — в умеренном темпе; те, кто еще недостаточно отчетливо произносят звук            [ Ж] ,— в слегка замедленном темпе.

    13. Итог занятия.

    Как назывался рассказ?

    Что больше всего вам запомнилось из рассказа?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

    Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Сказка на новый лад"

    Познавательно – речевое занятие  для детей 6-7 лет.Тема: «Новые приключения Дюймовочка».Сказка на новый ладЗадачи: 1.Образовательные:·         Об...

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

    Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"...

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимушка-зима"

    Цель: развитие связной речи детей.Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, совершенствовать  умение составлять рассказ по мнемотаблицам; расширять словарный запас;воспитывать любовь к...

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

    Конспект занятия по речевому развитию  в подготовительной группе " Сказки для Незнайки"...