Главные вкладки

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Колесник Ольга Георгиевна

    ЦЕЛЬ:

    Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevoe_razvitie_podgotovitelnaya_gruppa.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»

    ЦЕЛЬ:

    Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

    ЗАДАЧИ

    Образовательные задачи:

    1. закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

    2. упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

    3. совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

    4. закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

    5. упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).

    6. упражнять в составлении ианализе предложений о перелетных птицах.

    7. активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий

    Коррекционно - развивающие задачи:

    1. развитие психических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.

    2. развитие связной речи.

    Коррекционно - воспитательные задачи:

    1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

    2. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам

    Здоровье сберегающие задачи:

    1. Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;

    2. Избегать переутомления детей и мышечного напряжения;

    3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.

    Реализация образовательных областей:

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально – коммуникативное развитие

    Технологии:

    ИКТ

    Оборудование:

    - Ноутбук, колонки, интерактивное устройство МИМИО

    - Компьютерная презентация «Перелетные птицы»

    - Предметные картинки с изображением различных видов птиц.

    - Схемы слов (звуковой анализ)

    Этапы формирования совместной деятельности:

    Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания

    Чтение художественной литературы:

    • Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"

    • Г. Андерсен «Дюймовочка»

    • В. Гаршин "Лягушка путишествинница"

    Разучивание физкультминутки «Гуси летят»

    Работа с родителями – совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах. Рекомендовать посещение зоопарка и Зоологического музея.

    Ход непосредственно – образовательной деятельности:

    1. Вводная часть

    Дети собираются вокруг воспитателя.

    На экране появляются изображения различных видов птиц.

    Воспитатель (В): Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.

    Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

    Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.

    В: А, в какое время года это происходит?

    Ответы детей: Это происходит осенью.

    В: Правильно, а все ли птицы улетают в теплые края.

    Ответы детей: Нет.

    В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

    Ответы детей: Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

    В: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых?

    Ответы детей: Насекомоядные.

    В: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

    В: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки.

    В: Как вы думаете, с чем это связано?

    Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

    В: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

    В: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.

    Ответы детей: плавать в воде.

    В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?

    В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

    Игра "Классификация"

    На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

    В: Назовите перелетных птиц.

    Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

    В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

    Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.

    В: Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

    Игра "Отгадай слово"

    Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

    Игра "Составь слово"

    Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

    Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

    Костя - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

    Настя - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

    Владик - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

    Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

    Денис - гриб, рак, апельсин, часы (грач)

    Егор - дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

    Сергей - апельсин, игла, слон, таз (аист)

    2. Основная часть

    В: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

    Ответы детей: Птицы летят стаями.

    В: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).

    Как летят перелетные птицы?

    Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

    Гуси чаще всего летят косяком.

    Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

    Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

    На экране появляются изображения птиц: скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

    Игра «У кого какое тело?».

    В. : Посмотрите какие разные птицы.

    - Это скворец. У него короткий хвост?

    - Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

    - Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

    - Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

    . у нее лапы с перепонками. Значит они. (Перепончатые)

    - Это ласточка, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

    - Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

    - У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

    - У аиста длинные ноги. Он. (Длинноногий)

    – Молодцы, ребята, правильно.

    Физкультминутка «Белые лебеди»

    Лебеди летят, крыльями машут

    Прогнулись над водой, качают головой.

    Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся.

    Белые лебеди летели, летели, и на воду сели.

    Сели, посидели, снова полетели.

    3. Итог занятия

    В. : Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.

    Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит".

    На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси

    В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.

    На экране появляются слова расположенные хаотично.

    Дети с помощью воспитателя составляют пословицу (предложение).

    (Всякая птица тепло ищет).

    В: Скажите, сколько слов в пословице?

    Ответы детей: 4.

    В: Назовите пожалуйста, 1, 2, 3, 4 слово.

    Ответы детей: 1 - ВСЯКАЯ, 2 - ПТИЦА, 3 - ТЕПЛО, 4 - ИЩЕТ.

    В: Какое слово между 1 и 3; между 2 и 4.

    Ответы детей: ПТИЦА, ТЕПЛО.

    В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.

    Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами.

    Подведение итогов.

    Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

    Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

    открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Сказка на новый лад"

    Познавательно – речевое занятие  для детей 6-7 лет.Тема: «Новые приключения Дюймовочка».Сказка на новый ладЗадачи: 1.Образовательные:·         Об...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».

    В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...

    Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

    Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...