Составления описательного рассказа «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Еремеенко Екатерина Александровна

                                  Конспект составления описательного рассказа «Осень»

с детьми среднего возраста

 

Цели:

  1. Формировать связную речь, готовить к составлению описательных рассказов, расширять словарь.
  2. Развивать мелкую моторику рук, внимание и самоконтроль.
  3. Воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы.
  4. Обучать называть осенние месяцы, выделять признаки осени.

Материал: картинка

Ход занятия:

I.                   Работа по картинке.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Какое время изображено на картинке? Почему так думаете? (ответы детей) Кто разгребает листья палочкой? (ответы детей) (Ёж-грибник.)

Зачем?

Подберите близкое по смыслу слово к слову разгребает. (ответы детей) (Ворошит )

Под какими деревьями ходит ёжик? (ответы детей) (Под рябиной, клёном, дубом) Какие это деревья? Это лиственные или хвойные деревья? (ответы детей)

Какие плоды у рябины? (ответы детей)  (Ягоды.)

А у дуба? (Жёлуди.)

Послушайте стихотворение Л. Эрадзе. Жёлудь и дуб.

С ветки на землю шлепнулся жёлудь,

Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый.

Он от испуга плачет и плачет

И желудиных слёзок не прячет.

Что же мне делать, дуб-исполин?

Эй, отвечай-ка, я же твой сын!

Что тебе делать?      

В землю зарыться,

 Чтобы к весне в дубок превратиться.

 

Рассмотрите картинку. Сколько упало желудей? (ответы детей) (3)

С какого они дерева? (ответы детей) Сколько яблок несет на себе ёж? (ответы детей) (3) Как вы думаете кому он несёт их? (ответы детей) (Ежатам.)

Есть такая пословица:

Лето - собериха,

а зима - поедиха.

Можно ли про осень сказать, что она тоже «собериха»? (ответы детей)

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие речи35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект составления описательного рассказа «Осень»

с детьми среднего возраста

Цели: 

  1. Формировать связную речь, готовить к составлению описательных рассказов, расширять словарь.
  2. Развивать мелкую моторику рук, внимание и самоконтроль.
  3. Воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы.
  4. Обучать называть осенние месяцы, выделять признаки осени.

Материал: картинка

Ход занятия:

  1. Работа по картинке.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Какое время изображено на картинке? Почему так думаете? (ответы детей) Кто разгребает листья палочкой? (ответы детей) (Ёж-грибник.)

Зачем?

Подберите близкое по смыслу слово к слову разгребает. (ответы детей) (Ворошит )

Под какими деревьями ходит ёжик? (ответы детей) (Под рябиной, клёном, дубом) Какие это деревья? Это лиственные или хвойные деревья? (ответы детей)

Какие плоды у рябины? (ответы детей)  (Ягоды.)

А у дуба? (Жёлуди.)

Послушайте стихотворение Л. Эрадзе. Жёлудь и дуб.

С ветки на землю шлепнулся жёлудь,

Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый.

Он от испуга плачет и плачет

И желудиных слёзок не прячет.

Что же мне делать, дуб-исполин?

Эй, отвечай-ка, я же твой сын!

Что тебе делать?        

В землю зарыться,

 Чтобы к весне в дубок превратиться.

Рассмотрите картинку. Сколько упало желудей? (ответы детей) (3)

С какого они дерева? (ответы детей) Сколько яблок несет на себе ёж? (ответы детей) (3) Как вы думаете кому он несёт их? (ответы детей) (Ежатам.)

Есть такая пословица:

Лето - собериха,

а зима - поедиха.

Можно ли про осень сказать, что она тоже «собериха»? (ответы детей)

        

II. Слова, близкие и противоположные по значению.

Воспитатель: Попробуйте подобать слова-наоборот по картинке с ёжиком.
Наш ёжик весёлый -
грустный,

сытый –голодный

корзинка полная – пустая

яблоки тяжёлые – лёгкие

трава низкая - высокие деревья.

А теперь подберите слова, близкие по смыслу.

Осень красивая - прекрасная, очаровательная, золотая, пленительная, славная, приятная, хорошая.

Ёж радостный - весёлый, счастливый.

Молодцы, все старались. Настало время немного отдохнуть.

I1.        Физкультминутка

Воспитатель рассказывает стихотворение, дети повторяют и выполняют движения.

Вот и осень наступила.

Тучка солнышко закрыла.                  

И над лесом, сделав круг,

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают.

В щель букашки заползают.

(СБ. Толстикова)

111.        Осенние месяцы

Воспитатель: Назовите осенние месяцы. (ответы детей) (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Как вы думаете, какой месяц самый тёплый?

Воспитатель: (Сентябрь, так как  идёт сразу после лета.)

А холодный? Какой месяц изображен на картинке? (Сентябрь.) Запомните названия осенних месяцев.

1V.        Слушание и анализ рассказа

Воспитатель:  Я сейчис буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте. (Читает рассказ А. Ягафаровой «Живой букет»)

Бежал по осенней тропке Ёж. Шуршала под его лапками опавшая листва. В лесу было тихо, безветренно, но всё равно с деревьев срывались и падали, кружась, высохшие листья.

Остановился Ёж возле осины. Земля под нею была усыпана красными, как огонь, листочками. «Возьму-ка несколько штук домой, пусть дочка поиграет с ними», — решил Ёж и наколол на свои острые иголки красные листочки, А под берёзой лежали жёлтые листочки, а под клёном — оранжевые. Снова и снова накалывал Ёж красивые листья на иголки. Посмотрели бы вы, каким он стал! Весь покрылся разноцветными листьями — красными, жёлтыми, оранжевыми, да вдобавок среди них были и зелёные. И бежал теперь по тропке как будто не Еж, а живой осенний букет.

Воспитатель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (ответы детей) Кто его главный герой? (ответы детей) С чем сравнивает автор ёжика, обвешенного осенней листвой? (ответы детей)

V.        Итог занятия

Воспитатель: 

О чём говорили на занятии? (ответы детей)

Что такое сутки? (ответы детей)

Сколько месяцев в году? (ответы детей)

Назовите осенние месяцы. (ответы детей)

Возьмите бумагу и карандаши и нарисуйте, то о чем вы услышали в рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

«Составление описательного рассказа « Осень»

laquo;Составление описательного рассказа  « Осень»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление...