«Составление описательного рассказа « Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

«Составление описательного рассказа  « Осень»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС

«Составление рассказа «Осень»

Тема: «Составление рассказа «Осень».

Цели:

Образовательные: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями.

Воспитательные: формировать любовь к природе через знакомство с русской поэзией и живописью.

Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, познавательные интересы.

Образовательные области, задачи

Познание

Развитие внимания, смекалки.

Художественно-эстетическая

Прививать любовь к русской живописи, поэзии и родной природе.

Развитие речи

Учит составлять описательный рассказ, с опорой на схему.

Расширить словарный запас по теме.

Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.

Развитие речевого слуха и внимания, совершенствовать грамматический строй речи.

Воспроизвести в памяти ранее составленный рассказ с опорой на картинки.

Физическое развитие. 

Развитие внимания, памяти.

Сенсорное развитие. Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативная 

Создать эмоциональный настрой на работу.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнение и расширение словаря:

2. Развитие синтаксической стороны речи – закрепление понятия предложение.

3. Совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Обучение составлению предметно-графического плана рассказа.

2. Развитие связной речи - пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.

3. Развитие объёма вербальной слуховой кратковременной памяти.

4. Развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование мелкой моторики руки.

Коррекционно-воспитательная задача:

Воспитание умения внимательно слушать и оценивать ответы детей, воспитание доброжелательности.

 

Оборудование: картины « Осень», мяч.

Используемая литература: Е. А. Лапп «Развитие связной речи детей 5-7 лет», «ТЦ Сфера 2006 год».

Предварительная работа: наблюдение на прогулке,  изучение схем для составления описательных рассказов, слушание музыки П. Чайковского «Времена года», рассматривание картин художников об осени, аппликация

 

Ход

 

1.Посмотрите ребята, как осень изобразил русский художник И. Левитан    (показать репродукцию).

 

2.Чтение стихотворения Алексея Плещеева


Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца...
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!....              (дети слушают)

 

   1. Мы с вами можем рассказать тоже об осени.  Я вам буду помогать.

  • Какое время года наступило? 
  • Придумайте предложение про осеннее небо.  А про солнце?
  • Как называется в природе явление, когда опадают листья? 
  • Какого цвета листья на деревьях осенью, составьте предложение?
  • Что делают осенью перелетные птицы?
  • Что делают животные, насекомые, звери, рыбы осенью?
  • Как одеты люди осенью?

 

Пересказ по схеме. (опорные картинки)

Дети по очереди повторяют предложения. 1-2 детей пересказывают весь рассказ.

Вопросы к детям

- Обо всем рассказали?

- Хотите добавить, что не прозвучало  в рассказе?

 

  1. Динамическая пауза  «Осень»

Осень, осень, осень                             (трем ладошки друг о друга)

Приходи!                                              (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, осень                             (трем ладошки друг о друга)

Погляди!                                               (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,                   (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.                     (ладонями гладят колени)

Солнце нас уже не греет,                   (сжимаем, разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,                     (синхронно наклоняем руки в  разные стороны)

К югу полетели птицы,                      («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.         (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем                    (имитируем)

И ботинки обуваем.                            (топаем ногами)

Знаем месяцы:                                     (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь.          (кулак, ребро, ладонь)

 

     3 .   Поиграем с мячом. Игра называется «Продолжи предложение».

(воспитатель задает вопросы детям  и бросает мяч)

Осенью день короче, а ночь….?                        (длиннее)

Осенью часто идет….                                         (дождь)

Небо осенью часто бывает…                             (пасмурное, хмурое)

В осеннем лесу очень много опят….                (подберезовиков, сыроежек)

На зиму готовят запасы белки….                      (мыши)

Люди собирают урожай с полей и ….              (и огородов)

Осенью перелетные птицы собираются…      (в стаи)

                                                                        Дети ловят мяч и отвечают.

 

 

    6. Рефлексия  Организация окончания деятельности

Вы ребята сегодня все были молодцы, что вам сегодня больше всего понравилось? (картина «Золотая осень», стихотворение об осени).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

Составления описательного рассказа «Осень»

                                Конспект составления описательного рассказа «Осень»с детьми среднего ...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...