Сюжетно - ролевые игры и театрализованная деятельность как средство развития речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС.
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (старшая группа) на тему

Байхонова Елена Аягановна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_prezentatsii.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Сюжетно- ролевые игры и театрализованная деятельность как средство развития речевых навыков и коммуникативных возможностей
у дошкольников с учетом ФГОС

Выполнила: воспитатель Байхонова Е.А.

Слайд 2

Коммуникативное развитие и развитие речевых навыков дошкольников происходит через игру.

«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик Александр Григорьевич Асмолов.

Слайд 3

В брошюре ЮНЕСКО, посвященной формированию языка в дошкольном возрасте, говорится, что развитие речи — важнейшая предпосылка успешного школьного обучения. Одно из основных правил речевого развития — все время вступать с ребенком в контакт, говорить обо всем, что окружает, используя специально обращенную к ребенку речь, адаптированную к его потребностям, возможностям, варьируя формы выражения и мимику.

Слайд 4

По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.

    Театрализованная деятельность  и сюжетно-ролевые игры и являются одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется  принцип обучения : учить играя.

   В современных условиях игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Слайд 5

Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Слайд 6

Театрализованная деятельность, к сожалению, не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Воспитатели  используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

В первую очередь это связано  с недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие

  • коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях, способствует  формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
  • при подготовке спектакля дети учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия

Слайд 8

  • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.)
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности
  • развитие эмоций
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
  • коррекция личностного развития

Слайд 9

Речевое развитие

Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности:

  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.
  • грамматического строя
  • совершенствования звуковой стороны речи
  • содействие развитию монологической и диалогической речи
  •  овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Слайд 10

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты:

  • включаться в любую ННОД;
  • в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в работу различных студий и кружков, в содержание праздников, развлечений и досугов);
  • осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 11

Театрализованная игра в ННОД

Во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.

Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы к  игре

Слайд 12

Совместная деятельность детей и взрослых

  • организация игр и игровых ситуаций на прогулке,  в игровых комнатах
  • чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне ННОД в течение дня
  • игры-рисования на свободную тему
  • строительные игры с драматизацией

Слайд13

Самостоятельная деятельность

Исследование, проведенное Г.А. Волковой убедительно показало, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.)

Слайд14

Трудности

  1. Перегрузка детей информацией в процессе театрализованной деятельности.
  2. Господство старых методов, построенных на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копировании их за педагогом .
  3. Отсутствие у детей  потребности самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа.
  4. Обучение, построено на основе копирования заданного педагогом  образца.
  5. В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия.

 Таким образом, методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования

Слайд 15

Новый подход к организации театрализованной деятельности

1. Театрализованная деятельность, в основе которой  положен  принцип предоставления всем детям равных возможностей.

2. Предоставление ребёнку возможности для проявления инициативы и самостоятельности  при выборе роли и  характера для своего героя.

3. Постановка спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества.         

        Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею

Слайд 16

Организация, содержание и методика работы с детьми.

Организация

К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.

     Для проведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах:

• как специально организованная форма работы педагога с детьми;

• как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.

       Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. Но к участию в музыкальном оформлении спектаклей музыкальный руководитель детского сада должен подойти творчески.

Слайд 17

Организация работы с родителями

Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение ежемесячного спектакля с детьми («Театральной пятницы» ) приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 25 минут. Это должно стать доброй традицией в  ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.

        Постановка спектаклей для родителей может быть приурочена  и к определенным праздникам.

Слайд 18

Задачи по развитию ребёнка в театрализованной деятельности, решаемые в семье.

  • Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности
  • По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях
  • Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат
  • Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях
  • Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок

Слайд 19

Содержание и методика работы с детьми  5-7 лет.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима

Слайд 20

Правила подготовки к спектаклю

  • Не перегружать детей
  •  Не навязывать своего мнения
  • Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях

Слайд 21

Подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре.

      Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин сказал так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники - ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство».

Следовательно, работая с детьми, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость, непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, вооружить их элементарными приемами актерской техники.

Слайд 22

Репертуар для детей 5-7лет

В репертуар необходимо включить  фольклор народов мира, русскую и мировую классическую поэзию, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

По образному выражению известной поэтессы нашего времени Ирины Токмаковой именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческому полету малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир.

Каждый педагог может создать свой репертуар или внести свои изменения в программный репертуар

Слайд 23

Виды театров для групп раннего и младшего дошкольного возраста

I младшая группа

  • Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев

II младшая группа

  • Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона
  • Театр картинок и фланелеграф - развивает                                                                 ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Средняя группа

  • Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на                                                                              гапите) – знакомство детей с театральной ширмой,                                                           основами кукловождения
  • Теневой театр

Слайд 24

Виды театров для групп старшего дошкольного возраста

Старшая группа

  • Кукольный театр
  • Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Подготовительная к школе группа

  • Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Гапит – деревянный стержень.

кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

 куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.

Слайд 25

Пособия

Слайд 26

Также особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

Слайд 27

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра призвана стимулировать творческую активность. Этому способствуеи развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, сз разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных реальных персонажей.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий. Сюжетно-ролевая игра учит детей культуре общения, обогащает речь.

Слайд 28

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

Слайд 29

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

Слайд 30

Фото СРИ

Слайд 31

Сюжетно-ролевые игры   являются средством формирования коммуникативных навыков и развития речевых навыков дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Мастер – класс «Сюжетно- ролевая игра в средней группе - как средство развития творческих способностей детей».

Знакомство  педагогов с особенностями организации сюжетно –ролевой игры в средней группе, основные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей детей....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк» как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:Учить детей выполнять несколько действий с одним предметом.Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью; способствовать развитию ре...