Практика реализации педагогического приема "Рассказы в рисунках"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Прием "Рассказы в рисунках" расчитан на работу с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Он направлен на решение образовательных задачна на основе адекватных возрасту видов детской деятельности. Суть приема заключается в совместном с детьми составлении рассказа и сопровождение его рисованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvortsova_publikatsiya_dou_14.docx626.76 КБ

Предварительный просмотр:

Скворцова О.А.

Практика реализации педагогического приема

«Рассказы в рисунках»,

как средства речевого развития детей раннего возраста

В ФГОС ДО определены следующие  целевые ориентиры для детей раннего возраста: владеет активной речью, включенной в общение, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек, умеет пользоваться ими; стремится к общению с взрослым и активно подражает им в действиях; проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинок; стремится проявлять самостоятельность.

Все эти качества и способности, которые закладываются в период раннего возраста, не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, применения определенных форм, методов и приемов в совместной деятельности с ребенком. И взрослый, как обязательный участник игр малышей, должен не только передать им необходимые правила и способы игровых действий, но и «зарядить» их интересом к деятельности, стимулировать и поддерживать их активность.

Одним из эффективных приемов, считаю прием «Рассказы в рисунках», который направлен на решение образовательных задач на основе адекватных возрасту видах деятельности (общение со взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, двигательная активность, восприятие смысла музыки, стихов, рассматривание картинок).F:\Новая папка (2)\IMG_20170606_091839.jpg

 Суть приема заключается в совместном с детьми составлении рассказа и сопровождении его рисованием. Рисует в основном взрослый, дети в силу своих возможностей принимают участие. Рисунки могут быть схематичными, но должны быть понятными детям. Например, начинаю рассказывать: «На небе выглянуло… (рисую круг), побуждаю детей отвечать на вопросы (что выглянуло? Солнышко. Какое оно? Теплое, ласковое, круглое. Что есть у солнышка? (рисую лучик) Сколько лучиков у солнышка? Много». Предлагаю детям самим нарисовать лучики. Продолжаю рассказ: «На одной улице стоит дом, кто в нем живет? Как мы назовем девочку? Что взяла Маша с собой на улицу? (мяч, куклу) Рисую то, что предлагают дети. С целью интеграции разных видов деятельности, в зависимости от сюжета, предлагаю детям поиграть в мяч, как Маша на картинке, попрыгать, как зайчик, покатать машинку, как Дима;  спеть песенку про какого-либо персонажа истории: песня про елочку, про листочки, про ежика. Активно использую и художественное слово, например стихи А.Барто.  F:\Новая папка (2)\IMG_20170606_092132.jpg

При разворачивании сюжета может возникнуть  проблема (Маша пошла гулять, но пошел дождь, что же делать? Таня хочет собрать грибы, а куда же она будет их складывать?),  вместе с детьми решаем эту проблему и  я изображаю решение на рисунке (рисую зонтик, корзинку).

Малыши внимательно следят за появлением все новых объектов и предметов, их интерес сохраняется на протяжении  достаточно длительного времени за счет того, что сюжет на рисунке появляется постепенно, а не сразу как на готовой картине и предлагается смена видов деятельности (игра, пение, рассказывание стихов). Если возникает трудность при изображении, использую подготовленные заранее картинки (дед Мороз и Снегурочка в рамках темы «Новый год», бабушка и дедушка в рамках темы «У бабушки в деревне») F:\Новая папка (2)\IMG_20170606_091551.jpg

Одним из условий работы в рамках данного приема является педагогическое наблюдение за детьми с целью выявления их интересов. В результате таких наблюдений я отметила, что дети проявляют интерес к изобразительной деятельности  (изобразительные средства всегда находились в нашей группе в свободном доступе), берут листочки, карандаши и что-то пытаются нарисовать, получая удовольствие от того, что на бумаге остается след от карандаша.  Я стала присоединяться к ним,  стала изображать простые понятные детям предметы и объекты (мяч, солнышко, кошка). Рисование обязательно сопровождала комментированием (я рисую домик) и вопросами, активизирующими речь воспитанников (Кто это? Что это? Какой?) Малыши внимательно наблюдали за процессом появления на листе разных изображений. Это стало I этапом приема «Рассказы в рисунках».  Через какое-то время ребята стали сами приносить листы бумаги и просить нарисовать что-либо. Я стала поощрять эту инициативу детей, рисовала то, что они просили, использовала для этого разные изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки. Таким образом, рисование предметов по просьбе детей стало II этапом работы этого приема. F:\Новая папка (2)\IMG_20170606_092439.jpg

Постепенно мы стали переходить к следующему III этапу - изображению разнообразных сюжетов, которые возникали в результате моих вопросов (Куда отправился Саша? С кем он пошел? Кого увидел?) и инициативы детей (предлагали нарисовать тот или иной объект, предмет или использовать какой-либо цвет). Для реализации этого этапа стали использовать магнитную доску или листы бумаги большего формата, куски обоев. В начале сюжет разворачивала в основном сама (дети привлекались путем ответов на вопросы, по появившимся изображениям и путем дорисовывания линий, раскрашивания форм). К концу года дети стали сами предлагать варианты, не опираясь на готовый рисунок.

«Примерное» содержание рассказов продумываю заранее, но в ходе деятельности оно может меняться в зависимости от инициативы детей. При выборе содержания учитываю:  возраст детей, интересы детей, программные задачи,  события, времена года («Машины», «Мишины игрушки», «Вот зима, кругом бело», «В лесу родилась елочка», «День рождения Кати», «Кошка Мурка», «На даче», «Осень», «Весна»). Продумываю заранее дополнительные задания с целью интеграции образовательных областей, а так же возможные проблемные ситуации.F:\мои конкурсы\рисуем\img308.jpgF:\мои конкурсы\рисуем\img310.jpg

Использовать этот прием   можно в  любое свободное от режимных моментов утреннее или вечернее время по инициативе детей или педагога (педагог начинает рассказ и дети по желанию присоединяются к нему)

Кроме речевого развития  (накапливается и закрепляется словарный запас, дети учатся строить предложения), прием «Рассказы в рисунках» способствует развитию детей по другим образовательным областям: формирует у детей интерес к изобразительной деятельности, создаются благоприятные условия для формирования предпосылок к самостоятельному творчеству. В ходе деятельности у малышей формируются первичные представления об окружающих предметах и объектах, природных явлениях.  Дети усваивают сенсорные эталоны (цвет, форму, величину) развиваются познавательные процессы, эффективно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Решая проблемы, дети усваивают общечеловеческие ценности, развиваются такие качества, как сопереживание, желание помочь, что является важным условием социально-коммуникативного развития. F:\мои конкурсы\рисуем\img309.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\6e2a2b03d9f03c57b3b11418acb33bb0.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\65812438_1288120825_70.png

Впоследствии, созданный с детьми рисунок остается в группе в свободном доступе. Дети рассматривают его, вспоминают сюжет, по желанию могут что-то дорисовать. Так как маленькие дети любят повторения, то использую сюжеты рассказов несколько раз.

Таким образом, прием «Рассказы в рисунках» позволяет педагогу решить целый спектр образовательных задач, основываясь на детском интересе и  инициативе через адекватные возрасту виды деятельности.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности  в сист...

Оптимизация материалов работы педагогов-наставников в рамках проведения педагогической практики студентов педагогических ВУЗов

   Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в да...

Статья "Лучшие педагогические практики реализации задач трудового направления воспитания"

статья хранится в муниципальном банке на сайте управления образования Щербиновского района...