Статья "Лучшие педагогические практики реализации задач трудового направления воспитания"
статья (подготовительная группа)

Редкозубова Людмила Сергеевна

статья хранится в муниципальном банке на сайте управления образования Щербиновского района

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Редкозубова Людмила Сергеевна,

 воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 6  

МОЩР ст. Старощербиновская

Педагогические практики реализации задач                  

трудового направления воспитания

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Очень важно с самого раннего возраста  приобщать дошколят к труду в повседневной жизни, воспитывать у них бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия. Собственным примером и на примере родителей создавать у детей соответствующее настроение, стремление к полезной деятельности и желание приносит пользу людям,  формируя основы мотивации к общественной трудовой деятельности.

Большое значение в реализации Программы воспитания имеет организация  развивающей предметно-пространственной среды и ее насыщенность материалами и средствами обучения, которые отражают ценности труда в жизни человека и государства. Методические, дидактические и цифровые образовательные ресурсы: презентации, альбом с фотографиями разных профессий, интерактивные игры, макеты – это все в арсенале моих воспитанников. Важно то, что среда создается не только для детей, а вместе с ними! Так, труд детей вложен в изготовление макетов «Улицы нашей станицы», «Перекресток», «Строительная площадка», «Военный полигон», «Пожарная часть», «Огород на окне», «Пасека», «Космические дали».

Участие детей в организации образовательной среды создает соответствующее настроение и формирует осознанное стремление к полезной деятельности. Такие практики полезной деятельности (отремонтировать книжки, сломанные игрушки, сделать кормушки для птичек, собрать сухие ветки  и т.п.) формируют у дошколят привычки к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи.

Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду реализуется в процессе организации образовательных событий: «Мастера-строители», «Все работы хороши!», «Архитектор – важная профессия», «Кондитер – сладкая профессия» и др. Активизировать познавательную деятельность дошколят позволяет мне реализация образовательных проектов «Кем работают наши родители?», «Профессии в детском саду», «Все работы хороши». Дети играя, познают мир профессий взрослых, осознают его нравственные стороны, получают опыт выполнения посильного  труда.

В процессе подготовки индивидуальных исследовательских работ и творческих проектов дошкольников к участию в конкурсе «Я – исследователь!» мои воспитанники познакомились с профессиями ветеринар, продавец, лаборант, пекарь, механик, танкист, водолаз. Непосредственное участие семьи воспитанников, оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию значимости труда в жизни людей.

В системе своей работы применяю такую форму работы как «Гость группы». Встречи и общение с приглашенными взрослыми открывают детям смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации, способствуют формированию у дошколят собственной системы ценностных отношений и уважения к людям труда, восхищения его результатами. Гостями нашей группы стали учитель английского языка, повар, флорист, тренер, кондитер, инспектор ДПС.

Экскурсии – это тоже одна из часто применяемых форм педагогического воздействия на осознание детьми нравственной стороны трудовой деятельности. Видеть, как трудится пекарь, кондитер, тренер, пожарные, резчик по дереву, художник, мои воспитанники смогли не только виртуально.  Непосредственное посещение объектов производства дают ребенку возможность обследовать, потрогать, примерить, получить первоначальные знания о трудовых действиях на практике «вживую».

Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, планирования и организации своей работы как одна из основных задач трудового воспитания эффективно реализуется постановкой проблемных вопросов, мотивирующих дошколят в поиске ответа воспроизводить доступные трудовые действия взрослых. Например, трудно ли замесить тесто? Именно желание ребёнка получить ответ на интересующий вопрос будет стимулировать его к выполнению необходимых действий. Так с детьми мы узнали, как замешивается тесто, какие ингредиенты нужны и какие специальные машины облегчают труд.  

Сотрудничество с родителями воспитанников как участников образовательных отношений составляет основу воспитательной работы по привитию ценностей труда. Детские исследовательские проекты, акции, мастер-классы, интересные встречи, выставки, экскурсии – эти и другие формы работы, через которые  приобретается детьми первичный опыт ценности труда,  невозможно представить без участия родителей.

Наблюдая за своими повзрослевшими воспитанниками, отметила, что они стали бережливее к игрушкам, одежде, к постройкам сверстников, поделкам и рисункам, проявляют трудолюбие при выполнении поручений, дежурят, умеют самостоятельно подготовит свое рабочее место к занятию, помогают младшему воспитателю,  дворнику убирать листья, снег, поливать цветы. Это значить, что единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками  образовательных отношений, дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития л...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ  ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Музыка как средство реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Доклад из опыта работы по реализации задач экологического воспитания дошкольников в системе музыкального развития в ДОУ...

Проблемы и противоречия, возникающие в процессе реализации задач по билингвальному воспитанию детей в детском саду

Проблемы и противоречия, возникающие в процессе  реализации задач  по билингвальному воспитанию детей в  детском саду...

Презентация "Реализация задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в образовательной области "Речевое развитие"

Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми автор...

Педагогический совет на тему: «Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания»

Обобщение педагогического опыта на тему:«Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».Воспитатель: Китухина О.А....

"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду.  Представляет интерес для педагогов и родителей....