Значение музыкальных форм работы в реализации задач по направлениям образовательной деятельности в ДОУ: нравственное воспитание и познавательно-речевое развитие
материал

Ватутина Вероника Николаевна

Реализация НОД в МБДОУ ДС №1 СП «Радуга» в 2023-2024 уч.г. осуществлялась по двум основным направлениям: нравственное воспитание и познавательно-речевое развитие. Ознакомимся с решением задач по этим направлениям в рамках музыкально-художественной деятельности нашего учреждения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд 1 (4). Значение музыкальных форм работы в реализации задач по направлениям образовательной деятельности в ДОУ: нравственное воспитание и познавательно-речевое развитие 

                Реализация НОД в МБДОУ ДС №1 СП «Радуга» в 2023-2024 уч.г. осуществлялась по двум основным направлениям: нравственное воспитание и познавательно-речевое развитие. Ознакомимся с решением задач по этим направлениям в рамках музыкально-художественной деятельности нашего учреждения.

Слайд 2 (5). Разделы музыкальных занятий:

  1. Пение и песенное творчество
  2. Слушание музыкальных произведений
  3. Танцевальное  творчество
  4. Игры и хороводы
  5. Музыкально-ритмические движения
  6. Развитие чувства ритма
  7. Логоритмика
  8. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах были в этом году подчинены решению основных задач по главным направлениям деятельности ДОУ: слайд 3 (6)
  • Воспитательные задачи (создают благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе)
  • Обучающие задачи (помогают усвоению духовно-нравственных категорий)
  • Развивающие задачи (способствуют формированию у детей способностей отличать хорошее от плохого, уметь делать нравственный выбор).

                        Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «правда»  и «ложь», «труд» и «лень», «любовь « и «ненависть». Духовно-нравственное воспитание – это непрерывный процесс. По утверждению психологов, дошкольный возраст – это лучший период для формирования у ребёнка нравственных ценностей, таких как: любовь и уважение к ближнему, сострадательность, оптимизм, честность, дружелюбие, патриотизм.

                        Не секрет, что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи увеличивается. В связи с этим, у таких детей снижается уровень познавательной сферы, что также ведёт к затруднению восприятия духовно-нравственных норм. Из чего следует вывод: существует неразрывная связь, взаимопроникновение и взаимовлияние нравственного воспитания и познавательно-речевого развития в образовательной и воспитательной деятельности.

                        Принимая во внимание все эти особенности, я стараюсь на музыкальных занятиях создавать разнообразие предметно-пространственной среды: здесь и материалы по ознакомлению с родной страной, краем, городом, подобраны дидактические игры на соответствующие темы.

                        Большую роль играет обращение к сказкам, известным сказочным персонажам, скороговорки, пальчиковые игры с темой добро – зло, дружбы, труд, смелость… несут потенциал нравственный поучений. Дети слушают, пересказывают, анализируют ситуации, героев, что формирует представление о правильном поведении в рамках их возраста.

                        Раскрывая мысль о взаимосвязи направлений, обратимся к конкретному примеру.

                        Подготовка  воспитанников старшей и подготовительной групп к участию в муниципальном конкурсе «Мы  - будущее твоё, Россия». В качестве основного музыкального номера была выбрана песня авторов Э.Ханка., И. Резника «Служить России!»

                        Во время слушания этого вокального произведения, ребятам были даны задачи:

- определить характер музыки

- жанровость

- строение

- содержание и смысл текста.

                        Я обратила внимание детей на специфические слова, встречающиеся в тексте: полк, строй, комбат, рядовой, судьба, атака, Отчизна. Для создания более конкретного образа песни, был представлен соответствующий иллюстративный материал: фотографии, картины родов войск, военных действий, моменты Победы. Ребята были очень увлечены этой работой. Познавательный аспект действий пробудил в детях нравственно-патриотические чувства и гордость быть в рядах Защитников России.

                        Мелодия этой песни и текст достаточно сложны: развитый рисунок темы, большой диапазон, трудные слова. Поэтому (как элементы игры) были использованы мелодико-логоритмические попевки:

- жи-жи-жи-жи – ты всю правду расскажи

- чу-чу-чу-чу – танцевать вас научу

- ждён-ждён-ждён-ждён – раздаётся перезвон

                        Такая обработка речевого аспекта дала положительный результат, дети справились с исполнением песни, делали это с удовольствием и гордостью за свою Родину.

                        Наиболее ёмко результаты работы по основным направлениям видны на наших массовых мероприятиях: праздниках, утренниках и развлечениях, как итоговых формах работы.

(Фото с праздников) слайд 4 (7).

           Вывод:

                        В соответствии с вышеизложенным, следует: в работе по развитию речи всегда найдётся место познавательному обогащению детей и формированию у них высоких нравственных качеств.

Музыкальный руководитель                                           Арефьева А.В.

21.05.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе №9 по познавательно - речевому развитию «Откуда посылка?»

Цель: закрепить  полученные знания у детей о целостной картине мира: родной стране, крае.Задачи:-закрепить полученные знания у детей о родной стране (столице Москве),  о природе родного края...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...