Конспект по развитию речи "Дети вешают скворечник" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кирсанова Наталья Николаевна

Предварительная работа.

Программные задачи.

1. Образовательные задачи:

- познакомить детей с картиной, научить понимать её основное содержание;

- активизировать монологическую речь;

2. Развивающие задачи:

- развивать умение составлять рассказ по плану;

- обогащать и активизировать словарь детей;

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "https://nsportal.ru/kirsanova-natalya-nikolaevna" > </a>22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рассматриванию картины

«Дети вешают скворечник»

I. Предварительная работа:

- целевые наблюдения с детьми за весенними явлениями на прогулках;

- разучивание стихотворений, загадок;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- словарная работа;

- составление распространенных предложений с использованием прилагательных по теме «Весна»;

- дидактические игры;

- слушание пения птиц, звуков капели;

- отбор картины.

II. Программные задачи

1. Образовательные задачи:

- познакомить детей с картиной, научить понимать её основное содержание;

- научить детей устанавливать взаимосвязи между героями картины (пространственные, причинно-следственные, временные);

- формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;

- активизировать монологическую речь.

2. Развивающие задачи:

- продолжать совершенствовать связную диалогическую речь;

- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

- развивать познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление);

- развивать умение составлять рассказ по плану;

- обогащать и активизировать словарь детей (смотреть таблицу).

3. Воспитательная задача:

- воспитывать у детей любовь к природе, заботливое и бережное отношение к птицам.

Методические приёмы: вопросы; объяснения; рассматривание картины; наглядность.

Материал: картина из серии «Весна».

III. Ход занятия.

  1. Вводная часть

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем гостей своими доброжелательными улыбками и начнем наше занятие.

А начнем мы его с речевой и двигательной разминки.

От сосулек звон, звон, звон, звон.                        Руки подняты над головой,

Пальцы собраны в капельку. На каждое слово «звон» руки рывками опускают вниз.

Просыпайся, клен, клен, клен, клен.                  Руки подняты над головой,

Пальцы растопырены, изображая ветки клена, покачиваем из стороны в сторону.

Растопился снег, снег, снег, снег.                            Руки разведены в стороны На слово «снег» руки рывками опускаются вниз.

Ручейками - в бег, в бег, в бег, в бег.                               ладони рук вместе - перед грудью и подвигаем их вперед

Гром шагает – топ, топ, топ, топ.                                              топаем ногами

Почки слышно – хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.                           хлопаем в ладоши

Объявление темы.

Ребята, вы все помните знаменитую путешественницу, которая отправилась на юг с дикими утками, а потом всем рассказывала о своих приключениях. Она прискакала к нам в гости. Хочет узнать, какие птицы уже вернулись.

Д/и. «Четвертый лишний».

Ворона, скворец, воробей, голубь.

Как назвать скворца ласково?  (скворушка)

Кто у скворца птенец? (скворчонок, скворчата)

Как называется их мама? (скворчиха)

Какой домик строят люди для скворцов весной? (скворечник)

Воспитатель вывешивает на доску картину «Дети вешают скворечники».

  1. Основная часть

 Беседа по содержанию картины

- Ребята, послушайте загадку:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…
(весна)

- Ребята, какое время года изображено на картине?  

- Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна? (На деревьях еще нет листьев, на земле проталины, дети одеты в весеннюю одежду, прилетели птицы).

- Кто изображен на картине? (дети)

- Чем занимаются дети? (вешают скворечники)

- Зачем дети вешают скворечники? (чтобы птички там жили и выводили птенцов)

- А какие птицы возвращаются после зимы первыми?

- Какую вы знаете пословицу о них? (Увидел скворца – весна у крыльца)

- Что нужно, чтобы повесить скворечник? (гвозди, молоток, лестница, веревка)

- Куда приколачивают скворечники? (на березу)

- Как вы догадались, что это береза?

- Какой у березы ствол? (белый)

- Как мы можем её назвать? (белоствольная)

- Послушайте стихотворение Т. Тарасовой
Как девчоночки – подростки
На лугу растут берёзки.
Белоствольные сестрички -
Ветви будто бы косички.
Приглядитесь к ним немножко-
Наряжаются в серёжки. 

- С кем автор сравнивает березки?

- С чем автор сравнивает ветви березы?

- Как еще мы можем назвать березу? (берёзонька, березка)

- С кем еще сравнивают березу? (с невестой, красавицей)

- Отгадайте загадку, для каких птиц дети вешают скворечники:

Смастерили домик птицам
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы
Называются - …
(скворцы)

- Почему автор сравнивает скворцов с певцами?

- Как еще мы можем назвать скворца? (скворушка)

- Как назвать самку скворца? (скворчиха)

- Как назвать птенца скворца? (скворчонок)

- Где дети взяли скворечники? (сделали вместе с дедушкой или папой)

- Как вы думаете, понравится ли новый домик скворцам?

- Где изображены скворцы на картине?

- Что еще мы можем увидеть на картине? (снег)

- Послушайте загадку:

Был, как мел, 
С неба прилетел. 
Зиму пролежал, 
В землю убежал. 

- С чем автор сравнивает снег?

- Почему автор сравнивает снег с мелом?

- Как еще мы можем назвать снег? (снежок)

- Какой бывает снег?

- А каким его изображает художник?

- Придумайте имена детям.

Физминутка «Строим скворечник»

«Тук-тук-тук» я стучу,

Птичкам домик сколочу…»

А сейчас мы закроем глаза и представим, что мы находимся вместе с ребятами.

- Что мы чувствуем, какие звуки слышим?

- Какое у всех настроение?

- Какой день изобразил художник на картине и почему вы так думаете? (день был солнечный, теплый, потому что дети одеты легко по-весеннему, небо голубое, ясное, на проталине появилась молодая, зеленая травка)

- Кого еще мы можем увидеть на картине? Послушайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

- Где она?

- Что она делает?

- Какая она?

- Что мы видим вдалеке? (дома, забор, крыши, труба, облака, кусты, верхушки деревьев)

Повторение за воспитателем новых слов. Словарь.

 

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Проталины

Белоствольная

Зазеленело

Свежесть

Солнечная

Вдохнули

Скворечник

Долгожданная

Вешать

Лестница

Ранняя

Приколачивать

Капель

Пёстрый

Привязывать

Детвора

Талый

Подавать

Крыльцо

Свежий

Наблюдать

Скворчиха

Рыхлый

Чувствовать

Скворчонок

Приветливый

Представлять

Скворушка

Весенняя

Сколотить

  1. Заключительная часть

- А как можно назвать картину? («Скворцы»; «Новый домик для скворцов»; «Скворцы прилетели»).

- Послушайте загадку:

Этот домик - из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждет удобный дом,

Им уютно будет в нем. (Скворечник)

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Д/и «Повтори»

 Я буду называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы  и т. д.

Предлагаю Вам отгадать весенние загадки

- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

- что весной легкое, белое, пушистое? (облака)

- что весной бежит, журчит? (ручей)

- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

- За окном звенит она

И поет: "Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!"

Слышно с крыши:

"Шлеп-шлеп-шлеп!"

Это маленький потоп. (Капель).

- В мае стали очень ярки

Все луга, поляны, парки.

Посреди стеблей зеленых

Разноцветные бутоны.

Синие и красные,

Нежные, прекрасные.

Соберем из них букеты,

Что же это, что же это? (Цветы).

Физкультминутка (музыкальная)

Ребята, а теперь еще, раз внимательно посмотрите на картинку и попробуйте составить рассказ.

План составления рассказа.

- Вначале, расскажите, когда и с кем дети сделали скворечники.

- Далее расскажите, куда они приехали, как они были одеты, какой был день, какие изменения произошли в природе, кого увидели дети.

- Расскажите, как дети вешали скворечники.

- Подумайте и расскажите, что могло произойти дальше.

Примерный рассказ

Выслушивается 3-4 рассказа детей. Рассказывает тот ребенок, к кому прыгнет лягушка-путешественница. Потом дети рассказывают по очереди, передавая игрушку друг другу.

- Чей рассказ вам больше понравился?

Итог занятия

- Ребята, вы все молодцы. Вы все хорошо отвечали на вопросы, все рассказы получились интересными. А лягушка-путешественница приготовила вам подарки (эмблемки).  Теперь наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД развитие речи для детей средней группы на тему: «Пересказ сказки «Рукавичка».

Ход ОД:1. Организационный момент.Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Посмотрите, какой волшебный платок у меня есть. Но прежде, чем попасть в сказку, надо сосчитать до девяти. Да...

Конспект по развитию речи "Фрукты" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Фрукты»Подготовила: воспитатель Васильева Галина ЮрьевнаЦели:• Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;• Закрепить умения ...

Конспект занятия " Развитие художественных способностей "в средней группе

Конспект занятий " Развитие художественных способностей"...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект ООД «Развитие связной речи» в средней группе «Зимующие птицы»

Конспект ООД«Развитие связной речи» в средней группе«Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, формировать понятие &ldq...