Проект на тему: Заучивание стихотворений С.Я. Маршака приёмами мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Хакимова Зульфия Раисовна

В силу того, что у детей с нарушениями речи снижены память, внимание, они не любят учить стихи, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности и отрицательные эмоции. Эффективным коррекционным средством при обучении заучиванию стихотворений дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники, а именно составление мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_rebyonka_kakim.docx2.23 МБ
Файл prilozhenie_k_proektu.docx152.74 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://www.s-marshak.org/components/com_datsogallery/sub_wm.php?src=/var/www/paint/data/www/s-marshak.org/components/com_datsogallery/img_pictures/med_marshak.jpg

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Беседа по творчеству С.Маршака

Стихи, написанные С.Я.Маршаком это самые первые строчки в нашей жизни, а иногда и просто первые услышанные, воспринятые, понятые слова. Его имя сопровождает нас всю жизнь, с первых проблесков сознания и осталось там синонимом доброты, душевности, тепла. Творчество Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность Маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению Маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца. В самых первых стихах Маршака для самых маленьких, например, "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.

Особую категорию в стихах у С.Я.Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человеч-

ность, не произнеся ни одного поучительного слова.

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 9

              Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Туймазы

             

                           

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел  «Лепка»

Тема: «Кораблик»

Возрастная группа: подготовительная логопедическая

               

                                                              Выполнил:

                                                              воспитатель

                                                              Хакимова З.Р.

                                                                 имеющаяся категория – без категории

                                                              стаж работы 16 лет

     

Туймазы 2015 г.

Цели:

  1. Развивать у детей навыки лепки из пластилина, приемы работы с ним;
  2. Учить размещать композицию на небольшом листе картона;
  3. Отрабатывать навыки размазывания пластилина по картону;
  4. Воспитывать аккуратность.

 Материалы для занятия: пластилин, стеки,  салфетки, листы картона с нарисованными корабликами, картинки.

 Ход занятия:

Воспитатель: Дети,  послушайте стихотворение.

Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой,

Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы

Четырнадцать мышат.

Плывёт, плывёт кораблик

На запад, на восток,

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

Соломенные вёсла

У маленьких гребцов.

Везёт, везёт кораблик

Полфунта леденцов.

Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк.

Земля! - сказала утка.

Причаливайте! Кряк!

-Кто автор этого стихотворения? (С.Маршак).

- Давайте и мы с вами отправимся в путешествие, на маленьких корабликах.

(Воспитатель показывает детям, что с помощью стеки нужно отрезать небольшой кусочек синего пластилина, разминаем в руках и размазываем аккуратно по рисунку).

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

А нам пришло время поиграть, наши пальчики размять. А поможет нам в этом стихотворение Агнии Барто «Кораблик».

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет -раскачивается).

На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт).

У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки).

У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой).

И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье).

(Выставка работ).

                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Туймазы

             

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке"

Выполнил:

                                                              воспитатель

                                                              Хакимова З.Р.

                                                                 имеющаяся категория – без категории

                                                              стаж работы 16 лет

     

Туймазы 2015 г

Цель: познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Задачи:

- учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову;

- запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста;

 - упражнять в словообразовании;

- воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Ход занятия: 

Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. Приносит в закрытых ладонях маленькую мышку. Ай да гостья у нас. Отгадай загадку, кто же это к нам пришел.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

- Догадались кто это? (Дети отвечают). Воспитатель раскрывает ладони и показывает мышку.

-Да, вы не бойтесь малышки

Чудовище это - мышка!

Пещера - мышкина норка,

А сокровище - хлебная корка!

-Посмотрите, какая маленькая хорошенькая мышка. В загадке говорится, что у мышки длинный хвостище. Хвостище это грубо или ласково сказано? (Грубо). Правильно, грубо. А как ласково сказать? Какой хвостик у мышки? Правильно, длинный хвостик, значит мышка длиннохвостая. Какая мышка? Дети повторяют. Затем называю ласково:

Воспитатель: Не лапищи, а. … Не когтищи, а. Не зубищи, а. … Не усищи, а …

- Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. В каких сказках есть мышка?

Подходят к стенду с выставленными книгами: «Репка», «Теремок», «Рука

вичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба». Воспитатель показывает указкой на книги по очереди. Какая это сказка? Правильно, «Курочка Ряба» Какая там была мышка? (Маленькая, шустрая).  В сказке «Репка»? (трудолюбивая, сильная) . В сказке «Теремок»? (Мышка-норушка).  В сказке «Рукавичка? » (Мышка-поскребушка).  В сказке «У страха глаза велики», какая мышка? (Мышка –хлопотушка).  Хлопотать, это что значит? Наверное, мышка-хлопотушка и пироги печь умела. Давайте вспомним стихотворение про такую мышку. Дети садятся на стулья.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку-с картошкой,

Мышонку с морковкой,

Мышонку с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

Воспитатель: Дети, есть еще одна сказка, где есть мышонок. Она называется «Сказка о глупом мышонке».  Может быть наш мышонок из этой сказки? А её сейчас расскажу, а вы вместе с мышонком послушаете.

Воспитатель рассказывает сказку с показом персонажей сказки на фланелеграфе.

Беседа по содержанию сказки.

-Как называется сказка? - Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный).

- Какая была мама у мышонка? Как она заботилась о мышонке?

-Кто приходил нянчить мышонка? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка?

Пересказ вместе с детьми понравившихся отрывков. Дети выбирают героев по желанию. Рассказывают три-четыре отрывка с показом на фланелеграфе.

Воспитатель задает наводящие вопросы. – Каким голосом пела лошадка? (утка, жаба и другие герои.) Воспитатель дает положительную оценку каждому ребенку принимавшему участие в рассказывании сказки.

- Мы сегодня с вами вспомнили, какие разные мышки живут в сказках. (Дети перечисляют). Какая была мама у мышонка? А мышонок, какой был? Жалко вам мышонка? Мне тоже жалко. Но я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (Показывает книгу «Сказка об умном мышонке»). О приключениях нашего мышонка мы почитаем на следующем занятии. А сейчас давайте вспомним, какие бывают смелые мышки.

Игра «Смелые мышки»

Вышли мышки как - то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Воспитатель: посмотрите, наш мышонок убежал, наверное, он вспомнил, где его дом и побежал к своей маме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12              

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Туймазы

             

                           

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел  «Аппликация»

Тема: «Пингвин»

Возрастная группа: подготовительная логопедическая

               

                                                              Выполнил:

                                                              воспитатель

                                                              Хакимова З.Р.

                                                                 имеющаяся категория – без категории

                                                              стаж работы 16 лет

     

Туймазы 2015 г.

Задачи:

  1. Учить обклеивать силуэт пингвина, используя прием рваной мозаики.
  2. Закреплять умение правильно пользовать  оборудованием для аппликации.
  3. Развивать глазомер; познавательные процессы; мелкие мышцы пальцев рук.
  4. Активизировать творческий подход к выполнению работы.
  5. Воспитывать желание работать с бумагой; умение оценивать как свою работу, так работу своих товарищей.

Предварительная работа:

   Чтение стихотворения С.Маршака «Пингвин»; рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов; рассказ воспитателя о пингвинах, их среде обитания.

Оборудование:

    Демонстрационный материал – образец;  иллюстрация пингвина; оборудование для показа.

    Раздаточный материал – лист цветной бумаги чёрного цвета; лист белой бумаги; обрезки бумаги для дополнения работы; оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Эта птица не летает

В Антарктиде обитает.

А одета, в черный фрак

С белою рубашкой.

Может плавать и нырять,

Вперевалочку шагать.

                              (пингвин)

- Да, правильно, это пингвин. Посмотрите,  какой он важный  (показ иллюстрации пингвина).

- Дети, мы с вами читали стихотворение С.Маршака «Пингвин». Я сейчас вам напомню его, прочту ещё раз. (Чтение стихотворения).

Беседа по прочитанному.

Физминутка «Веселые пингвины».

- Кто может описать пингвина. Что есть у пингвина; какого цвета голова, спинка, животик, крылья, лапы, клюв?

- Сегодня на занятии мы будем рваной мозаикой обклеивать контур пингвина.

- Посмотрите как это делается. (Показ воспитателя).

Правда, дети, он хорош?

На большой мешок похож

На морях в былые годы

Обгонял он пароходы.

А теперь он здесь в саду

Тихо плавает на льду.  

Самостоятельная работа.

 В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.

   После самостоятельной работы дети рассматривают работы.

- Какой прием использовали в работе?

- Найдите самого веселого пингвина; какой пингвин больше всего похож на настоящего?

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Самуил Яковлевич Маршак  (1887 – 1964).  Родился он 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя.

 Написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 8 лет он пошел в школу, ему очень нравилось учиться в школе. Его любимым уроком – был урок литературы. В 12 лет он пишет целые поэмы. Маршак очень редко бывал «хорошим мальчиком». То ввязывался во дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве он не ходил, а только бегал – да так стремительно, что все хрупкие бьющиеся вещи как будто сами подворачивались ему под руки и под ноги.

…Учился он хорошо. Получив первую хрестоматию, прочёл подряд все стихи.

 После окончания школы Самуил уехал учиться в университет в Лондон, в Англию. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык.

Первые книги Маршака со стихами для детей появились больше семидесяти лет назад. С детскими стихами Маршака мы встречаемся очень рано. Совсем маленькими мы с удовольствием слушаем и учим наизусть его детские стихи: «Мяч», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Кошкин дом», «Где обедал воробей», «Вот какой рассеянный» и др. Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор - таков творческий диапазон Самуила Яковлевича Маршака.      

Стихи, написанные С.Я.Маршаком это самые первые строчки в нашей

жизни, а иногда и просто первые услышанные, воспринятые, понятые слова. Его имя сопровождает нас всю жизнь, с первых проблесков сознания и осталось там синонимом доброты, душевности, тепла. Творчество Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность Маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям.

Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают веселых, сказочных героев из произведений Маршака. За что мы любим его стихи и сказки? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Стихотворения С.Я.Маршака

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи.

На дорожках лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи;

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Кораблик

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.

На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы -
Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.

Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.

Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
- Земля! - сказала утка. -
Причаливайте! Кряк!

Радуга

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Лучше нет родного края

Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель.

Облетел он сто земель.

Облетел. Обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля,

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

"Лучше нет родного края".

ДЕТКИ В КЛЕТКЕ


Тигрёнок
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!

Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Совята
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Лебедёнок
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Страусёнок

Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Обезьяна
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Белые медведи
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!

Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Стол
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки
И калошки
Этим ножкам не нужны

Где обедал воробей?

 Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

 

Вот тает месяц молодой

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звёзды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

Радуга

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Сценарий творческого вечера,

посвящённый творчеству

детского писателя

С.Я. Маршака

Цель: Продолжить знакомить детей  с творчеством и биографией С.Я.Мар-шака. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление. Воспитывать дружеские, добрые, положительные качества характера на примерах поступков героев сказок писателя.

Предварительная работа с детьми:

чтение произведений С.Я. Маршака: «Почта», «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке»;

заучивание с детьми стихотворений С.Я. Маршака , из цикла «Детки в клетке»: «Слон». «Багаж», «Почта».

подготовка театрализации «Сказки о глупом мышонке».

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Родился он 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя.

В 4 года Маршак сочинил свое первое стихотворение. В 8 лет он пошел в школу, ему очень нравилось учиться в школе. Его любимым уроком – был урок литературы. После окончания школы Самуил уехал учиться в университет в Лондон, в Англию. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык.

Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают веселых, сказочных героев из произведений Маршака. За что мы любим его стихи и сказки? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются. Вот такие слова «Мой веселый звонкий мяч…»

- Давайте, вместе со мной почитаем стихотворения С.Я. Маршака. Я буду начинать, а вы продолжайте.

1. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну и сказал.....

Нужны по шире, и не две, а все четыре;

2. Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не киска!

3. Рвать цветы легко и просто детям маленького роста. Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.

4. Где обедал воробей? В зоопарке у зверей…

5. Мельник на ослике ехал верхом. Мальчик за мельником плелся пешком.

Ведущая: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он….. Ленинградский почтальон; (под звуки поезда)

Заходит Ленинградский почтальон.

- Здравствуйте ребята! Не подскажете , куда я приехал. Как называется Ваш город, а адрес?

Ведущая: Не переживай уважаемый почтальон. Оставайся у нас.

Ленинградский почтальон: А по какому случаю это вы собрались?

Ведущая: Мы сегодня вспоминаем замечательного детского поэта, ребята, подскажите мне. (Самуил Маршак).

Ленинградский почтальон: Ааа знаю, знаю. Это ведь Самуил Яковлевич про меня написал стихотворение «Почта». А ещё он написал много загадок. Где-то у меня сохранилось письмо, в нем Самуил Яковлевич написал эти загадки.

Ведущая: Вот здорово! А загадай их нам, а ребята попробуют их отгадать.

Ленинградский почтальон: зачитывает загадки.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

 

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.(Мяч)

 

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (Пила)

 

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду.

(Велосипед)

 

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.  (Сапоги)

 

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес.

И наконец, совсем исчез. (Календарь)

Ведущая: Вот видишь, какие наши ребята молодцы. Оставайтесь с нами, а я вам закажу билет в Ленинград.

- У Самуила Яковлевича Маршака много сказок и вот одна из них, отгадайте про кого Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Посмотрите её и назовите что эта за сказка? («Усатый-полосатый»)

Под песню «Мери Поппинс – само совершенство» заходит Мери Поппинс.

Мери Поппинс: Добрый день, мои дорогие друзья! Я вижу,  вы любите сказки Маршака… да мне тут передали билет в Ленинград почтальону, где вы уважаемый?

Ленинградский почтальон: Спасибо, мадам, вы очень великодушны. Прощайте друзья, до новых встреч!

Ведущая: Здравствуйте, Мери, вы нам поможете, вспомнить произведения Маршака?

Мери Поппинс: Ну конечно, Милейшая, где мой саквояж. Прекрасно, о, сколько здесь всего?

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

Из какой сказки эти слова? Как вы думаете, что может храниться в моем саквояже? (Подснежники)

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

(Сковорода)

Кому не нравился

голосок матери?

- Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(Мышонок)

Ведущая: Мери, а наши дети не только могут определить название произведения, но и показать отрывок из этой сказки.

Мери Поппинс: Прекрасно, я посмотрю.

Инсценировка сказки «Сказка об умном мышонке » показывают дети 

А вот ещё одна загадка в моем саквояже.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много - много лет

Оставляет черный след. (Перо)

Ведущая: Это перо С.Маршака написавшего такие легкие, звонкие, стихи, которые будут жить до тех пор, пока существуют дети. Спасибо, дорогая Мери, приезжай к нам ещё.

Мери Поппинс: Спасибо, но вот сменился, ветер перемен, мне пора улетать, прощайте.

После ухода Мери, остался небольшой мешочек, а в нем письмо: «Мои милые друзья, мне очень приятно, что вы знаете сказки великого детского поэта. Это вам от меня» (книги со сказками Маршака).

Фрагмент непосредственно образовательной деятельности (заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»)

Цель: расширение и активизация словарного запаса;

формирование внутреннего плана рассказа;

развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: магнитная доска, портрет С.Я. Маршака, сюжетная картинка «Апрель», предметные картинки: капель, ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске картинки сверху вниз одну под другой, читает стихотворение:

 Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи.

На дорожках лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи;

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Поочерёдно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чём говорилось в каждой строке стихотворения. Затем дети по цепочке рассказывают всё стихотворение. По окончании, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести стихотворение. После успешного рассказа стихотворения можно перевернуть все картинки.

При возникновении затруднений, ребёнок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание строки стихотворения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Что такое мнемотехника?

               Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
                                                                                                      Ушинский К.Д.              
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко. Л.Н. - схемой составления рассказа.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Мнемотаблица это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
        Значение: мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный

рассказ по образам.

Основной приём для запоминания мнемотаблиц у дошкольников - это составление сюжета.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Памятка

Мнемотаблица – искусство запоминания

1. Взрослый  выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый  сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый  задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый  выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Врослый  читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Практикум

для родителей

«Об использовании мнемотехники»

Список литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду//Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.

4. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

5. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

6. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.: Художественная лите-
ратура, 1968. - С. 5-15.

7. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

8. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

9.  Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.

13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г

Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...