Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Общеразвивающие задачи:

1. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.

2. Учить интонационно-выразительному подражанию.

3. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.

4. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость.

5. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.

2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.

3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков «Ж» и «Ш»

4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Учить сопереживать. Сочувствовать.

 

3. Воспитывать умения выполнять коллективные действия.

 

Предварительная работа:

Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке.

 

Оборудование:

- магнитофон

- шапочки насекомых для родителей

- игровой набор: посуда, самовар

- конверт с картой

-монетки

-звуковые домики с картинками

-лепестки ромашки и картинки

-клей

-бабочки на нитках

-карточки синие и красные на каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muha_tsokotuha_po_razvitiyu_rechi.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающие задачи:

  1. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
  2. Учить интонационно-выразительному подражанию.
  3. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
  4. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость.
  5. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
  2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
  3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков «Ж» и «Ш»
  4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.
  2. Учить сопереживать. Сочувствовать.

  1. Воспитывать умения выполнять коллективные действия.

Предварительная работа:

      Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке.

Оборудование:

    - магнитофон

   - шапочки насекомых для родителей

   - игровой набор: посуда, самовар

   - конверт с картой

   -монетки

   -звуковые домики с картинками

   -лепестки ромашки и картинки

   -клей

   -бабочки на нитках

   -карточки синие и красные на каждого ребенка

Орг. момент. Настрой детей на занятие.

 Цель:

                установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:

                настроить детей на предстоящую деятельность;

                организовать внимание дошкольников;

                учить выполнять коллективные действия;

Методы и приёмы: словесный, игровой

   

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сидят на стульях.

Занятие начинаю с сюрпризного момента письма от МЦ. Это позволит мне создать благоприятную атмосферу в группе и положительный настрой на предстоящую деятельность.

На карте разрисованы этапы предстоящей деятельности.

Дети проходят на ковёр, садятся по- турецкий, закрывают глаза, расслабляются, дышат легко, спокойно.

- Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает над лесом, вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. Глазки открываются, приключения начинаются.  

Дети сидят на ковре полукругом, звучит спокойная музыка: пение птиц, звуки насекомых.

Папка Загрузки – птицы и насекомые.

В это время воспитатель разлаживает монетки и письмо.

        

Основная часть

Воспитатель:

Вспомним, как начиналась сказка

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла».

- Как интересно, повезло мухе.

- А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье, удивление).

- А когда у вас возникают такие чувства?

- Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.

Упражнение «Счастье».

На ковре рассыпаны копеечки из картона размером 10-15 см.

Сидят- плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)

Воспитатель:

Посмотрите, а что же это за огромный конверт тут рядом  с монетами лежит.

Давайте прочитаем, посмотрим.

Тут написано: «Дорогие ребята из группы «Почемучки», приглашаю вас на чай. Но попасть ко мне нелегко, нужно пройти по пути задания (воспитатель спрашивает детей об их готовности к нелегкой дороге). Чтобы вам было легко я посылаю карту с подсказкой и друзей из звукляндии «Ж» и «Ш», которых найдете на первом задании .

Вы готовы? Тогда смотрим на карту под цифрой 1 наша первая подсказка.

Рисунок «Бабочка».

Дети как вы думаете, что же это значит (ответы детей).

Воспитатель: Я думаю, что нам надо посмотреть вокруг и найти  их.

1.Дыхательная гимнастика «Дуем бабочки».

Чтобы оживить этих бабочек нужно нам на них правильно не спеша подуть.

Установка – дышим носом, выдыхаем ртом.

Воспитатель: Смотрим дальше на карту. Тут под цифрой 2 нарисованы домики.

Тогда мы должны, что найти? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ищем домики.

Воспитатель. А вот и домики.

Наденьте шапки- неведимки. Отгадайте, кто хозяин домика.

Идёт воин, землю роет,

На ногах без копыт,

Есть рога, да не бык. (жук)

После того как дети дают правильную отгадку, воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение жука.

Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте, снимем, шапки-невидимки и поздороваемся с ним.

Каждый ребенок выражает свое приветствие жуку.

Жук. Я виж-ж-жу вы гости Мухи Цокотухи. Зачем пож-ж-ж-жаловали?

Дети объясняют, что они идут в гости на чай к Мухе Цокотухе.

Жук: Повторите мою любимую скороговорку

Жук жуж-ж-жит так,

Что воздух дрож-ж-ж-жит.(Дети повторяют скороговорку 3 раза.)

После жук просит помочь собрать картинки по звуковым  домикам. Жук спрашивает: Как думаете, какие эти домики? Почему на них буквы? (ответы детей).Да, правильно, это звуковые домики. Домик « Ж» и домик «Ш». Наша задача, найти жителей этих домиков. Выбираете картинки, например, «ЖУК» или «ШАРИК». В слове жук слышится звук «ж» значит он живет в домике с буквой Ж. По очереди дети  называете и определяют звуки «Ж» и «Ш».

 

В конверте имеется карта и письмо от МЦ.

 

На потолке висят нити с бабочками. Дети по желанию описывают бабочек

Педагог хвалит за правильную технику выполнения

Воспитатель помогает выделять звуки. Проверяет правильность артикуляции.                                                                          

Жук: Ой, какие вы, умнички! Все жители теперь в своих домиках, спасибо! Мне еще захотелось поиграть с вами. Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова: камы-ши, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, черте-жи.

Воспитатель: Вы большие молодцы! Справились, я очень рада за вас! Спасибо большое жук, но нам нужно идти дальше. До свидание!

Давайте, перед тем как продолжить путь сделаем физкультминутку.

Физкультминутка.

       Носом - вдох, а выдох - ртом

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Как? Покажем малышам.

Дети : По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Шагают наши ножки

По камушкам, по кочкам. В ямку - бух!

Смотрим на нашу карту. У нас нарисован светофор. Ребята это значит, что мы с вами поиграем в игру «светофор»

Игра «Светофор» 

Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы, как услышите слово со звуком «ж» - поднимайте зеленую сигнальную карточку, а если звук «ш» - синюю сигнальную карточку. Начнем.

      Ромашки

      Нарядные платьице

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Такие веселые эти ромашки

Вот-вот заиграют

Как дети в пятнашки.

Воспитатель: Молодцы, идем дальше!

Тут нарисован цветок. Какой? Правильно ромашка. Дети мы идем в гости к имениннице Мухе Цокотухи, наверно это подсказка того, что нам надо взять с собой цветы? Ой, посмотрите тут лепесточки лежат. Нам надо собрать красивый цветок. Но так чтобы один цветок был с лепестками со звуком «Ж», а другой со звуком «Ш». Готовы?

Воспитатель: Посмотрите какая чудесная ромашка у нас получилась, я думаю Мухе Цокотухе понравится. Молодцы!!!

А мы все ближе и ближе к ней. Посмотрим на карту подсказку. Тут нарисована Муха Цокотуха. Значит, мы уже пришли. Тут написано:

«Садитесь на машину, которая вас довезет ко мне к дому Мухи.

«Почему стоит машина?

Ши-ши-ши спустилась шина!

Умоляю, выручайте!

Поскорее накачайте!»

Поможем накачать шины? Давайте, со звуком ш-ш-ш-ш-ш-ш мы накачаем колеса.Великолепно! Мы справились, а теперь в путь в гости к нашей имениннице.

Пока мы едем споем песню змеи и жука.

Песня змеи  - ШШШШШШШШШШШШШ

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

Шшшшшшшшшшшш

Песня жука- ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

Вот и приехали.

Воспитатель: Здравствуйте, Муха Цокотуха! Спасибо за ваше приглашение и подсказки. Детки все молодцы справились с заданиями. Вот мы вам принесли цветы ромашки (дети дарят цветы).

Муха Цокотуха: Здравствуйте друзья! Я очень рада, что вы пришли и справились с заданием. Приглашаю вас за стол (дети рассаживаются за стол).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, расскажите Мухе цокотухе, что вы узнали из нашего приключения, чему научились?

После беседы-рефлексии.

Муха Цокотуха: Какие вы молодцы, многое узнали, смогли. Приходите еще в гости.

Дети прощаются с Мухой Цокотухой.

Дети стоят полукругом карточки в руках.

Воспитатель хвалит детей. Те, кто ошиблись, читает еще раз с выделением звука. Как пример, первый лепесток с выделением звука клеит воспитатель.  

Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка»

 

Дети имитируют движения накачивания колеса насосом.

В спальне сидит за столом муха цокотуха. На столе красивая скатерть, самовар, блюда с баранками, сушками, конфетками. Чашки на блюдцах.

Муха одета в красивый сарафан, в платке, с крылышками и на голове усики.

Обращают внимание на стол.

Побудить  детей к обобщению и сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...