конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дабаева Майя Владимировна

Тема занятия: "Звуки Ч-Щ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuki_ch-shch.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки Ч-Щ. Путешествие на море».

Цели:

1. Закрепление произношения и различение звуков Ч-Щ;

2. развитие фонематического слуха;

3. совершенствование грамматического строя речи;

4. закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов;

5. составление связного рассказа по серии сюжетных картин;

6. развитие связной монологической речи;

7. закрепление навыка печатания и чтения, развитие мелкой моторики рук;

8. воспитание нравственных качеств –желание помочь героям

Оборудование: предметные картинки со звуками Ч, Щ; план-карта; игрушки, плакат-домики, цифры, буквы, наборы для составления звуковых схем; карандаши, ручки, тетради, ноутбук.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне! Когда я к вам шла, я встретила двух замечательных детенышей. Я взяла их с собой, потому что им нужна помощь. Дело в том, что они с родителями должны были ехать в гости на море и отстали. Давайте им поможем добраться до родителей. Вот карта, куда нам надо доставить малышей.

  1. А кто они, отгадайте загадки:

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха,

Гуляет … (черепаха).

  1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (собака).

Итак, наши малыши: черепашонок и щенок. По дороге нам предстоит пройти несколько испытаний.

II. Характеристика звуков Ч, Щ.

Ребята, в слове черепашонок какой первый звук? А в слове щенок? Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно рассказать о звуках Ч и Щ (звук Ч –согл., всегда мягкий, глухой, обозначается знаком зеленого цвета; звук Щ –согл., всегда мягкий, глухой, обозначается знаком зеленого цвета). Как вы думаете, чем звуки Ч и Щ отличаются? Сегодня мы будем учиться их различать.

III. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики».

1-я пересадка. Звук велосипеда. Игра «Сигнальщики». Вам нужно внимательно слушать текст и правильно подавать сигналы. Когда услышите звук Ч –хлопаете в ладоши, если услышите звук Щ –показываете фонарики. Текст:

Черныш.

У нас щенок. Он черный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живет в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень любит шалить. Черныш тащит в чулан разные вещи. Там можно найти все что угодно: плащ, щетки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.

IV. Дифференциация звуков Ч-Щ.

2-я пересадка. Звук мотоцикла. Вам нужно расселить картинки в домики Ч, Щ и по этажам. На 1-м этаже будут жить картинки с одним слогом, на 2-м – с двумя слогами, на 3-м – с тремя слогами. Картинки: щука, ящик, овощи, щепки, часы, ручка, кисточка, мяч.

V. Игра «Измени слова».

3-я пересадка. Звук поезда. Отправляемся дальше. Измените слова по образцу и мы быстро доедем до следующей посадки. Пример: лечит –лечащий .

журчит –…         кричит –…                ворчит –…                молчит –…  

стучит –…         скучает –…                мычит –…                 мечтает –…

читает –…        звучит –…                качает –…                 начинает –…

VI. Звуко –слоговой анализ. Печатание по следам анализа.

4-я пересадка. Звук самолета. Чтобы сесть на самолет, нам нужен трап. Построить его поможет одна «волшебная картинка». На картине изображена ЧАЩА. Составьте схему этого слова и напечатайте это слово в тетради.

VII. Физминутка «Гномы».

Пока мы летим, немного отдохнем.

Как-то гномы в лес пошли,

По дороге гриб нашли.

А за ним-то раз, два, три –

Оказалось еще три.

И пока грибы срывали

Гномы в школу опоздали.

Побежали, заспешили

И грибы все уронили.

VIII. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Петя и щенок».

5-я пересадка. Звук катера. Вот мы прилетели и пошли в порт. В порту осталось последнее задание, которое поможет нам доехать до моря. Показываю серию сюжетных картин. Ребята, посмотрите на картины, что вы видите на каждой картине?

а) обсуждение по картинам;

б) составление рассказа;

в) пересказ рассказа детьми (2-3 ребенка).

IX. Итог занятия.

Звук моря. Вот мы и на море! Молодцы, ребята, вы помогли малышам добраться до их родителей! Давайте повторим весь наш маршрут, что мы делали.  На этом наше путешествие закончилось. Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...