Конспект фронтальной НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Светлана Алексеевна

Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
  • совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
  • активизация словаря.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
  • развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
  • совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • повышение активности и сознательности ребёнка;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.

Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vremena_goda_okonchatelnyy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтальной НОД  в старшей группе с использованием  здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».

Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
  • совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
  • активизация словаря.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
  • развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
  • совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • повышение активности и сознательности ребёнка;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.

Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.

Ход занятия:

Организационный момент:

1.Дети стоят у своих мест.

Л.: На место сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

- Какое сейчас время года?

-Какое время года было до зимы?

- Какой первый месяц осени?

- Какой второй месяц осени?

- Какие мы знаем приметы осени?

- Как называются птицы которые улетают на юг?

- Как можно назвать одним словом, когда падают листья?

-  Какое небо бывает осенью?

 - Подберите определение к слову ОСЕНЬ – (какая? Золотая, холодная, пасмурная)

   Л-В сообщает о том, что сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо.   В письме просят вас разобраться с признаками времён года.

Попробуем ребята?

Мы сегодня будем работать командами. Зарабатывать очки за правильные ответы, дисциплину и выдержку. В конце нашей деятельности подведем итоги, чья команда набрала больше очков. Готовы поработать?

2.Развитие лексики.

Л-В: Я же вам не сообщила, от кого это письмо. Вы мне сами скажете, когда отгадаете загадку.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

 (Логопед показывает кукол, одетых под свое время года)

  Л-В: Ребята, так кто нам прислал письмо? (времена года)

(На компьютере картинки с изображениями различных времён года)

Л-В: каждое время года будет нам давать задание. Попробуем их выполнить?

На экране слайд стихотворения про «весну».

Л-В:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла…(дети договаривают хором: весна)

Л-В: Весна предлагает выполнить задание

1.Игра «Разноцветные круги». [Закрепление представлений о приметах разных времен года. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).]

У детей на столах по одному большому кругу, и небольшие картинки с приметами времен года.

Л-В. У вас на столах большие круги, которые разделены на четыре части. Каждая часть соответствует определенному времени года. Вы выбираете картинку и определяете к какому времени года она относится. Отвечать будете так: Я думаю, что у меня ……, потому что…….(работают 4 команды. И все дети)

Далее дети выбирают картинки с приметами времен года объясняют и раскладывают их на кругах.

1-й ребенок. Я думаю, что у меня лето, потому что мой круг красный.

2-й ребенок. Ау меня весна, потому что мой круг светло-зеленый.

3-й ребенок. У меня зима, потому что мой круг белый.

4-й ребенок. Ау меня осень, потому что мой круг желтый.

Л-В оценивает их работу фишками. Если быстро справляются дополнительные вопросы для зарабатывания фишек в команду:

2. Д/И. Дополнительная

Л-В: Ребята! А вы знаете, кто весну на крыльях приносит? (птицы)

Как назвать одним словом этих птиц? (перелётные)

Назовите перелётных птиц (дети перечисляют)

3. Составление рассказа по картине Весна.

Л-В: посмотрите на экран. Кто сможет составить рассказ по картине Весна? На помощь вам придет шпаргалка.Будет отвечать команда 1-го синего стола (где Важенина Лиза)

Дети составляют предложения (по картине на экране):

Весной солнце светит ярче.

Весной на деревьях набухают почки. и т.д.

Л-В: Молодцы, дети! Вы много рассказали о весне.

А теперь нам снова пора в путь…Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.

На экране слайд  стихотворения «Лето».

Л-В:

Оно соткано из зноя,

Несёт тепло с собою,

И реки согревает,

«Купайтесь!» – приглашает.

Все любим мы за это…(лето).

Молодцы, ребята! А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну…

- Посмотрите, сколько здесь разных, красивых цветов!

(Дети становятся в кружок и берут из корзины цветы)

Л-В: А кого можно увидеть летом на цветочной поляне? Кто любит летать над цветами? (пчёлы, бабочки,…) Одним словом это? Насекомые. НАСЕКОМЫЕ ЭТО  тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У некоторых насекомых есть крылья. Ног три пары, и они крепятся на грудном отделе. УЛИТКА ЭТО БРЮХОНОГОЕ ЖИВОТНОЕ. А паук относится к паукообразным(т.к 8 ног)

4. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений

Посмотрите, на нашу полянку прилетела бабочка. На чей цветок она сядет, тот об этом нам и скажет. А говорить вы будете так:

Бабочка села на….( ромашку.)

Бабочка села на фиалку…и т.д.

Л-В: Покружилась бабочка над цветами и улетела. Давайте соберём цветочки в букет…

5. Д/И. Посчитаем. Умение согласовывать числительное с существительным:

1 букет, 2 букета, 3, 4, 5 букетов.

6. Физ. Минутка.

Давайте немного отдохнем.

На листке блестит роса

Словно грустная слеза

Здесь оса с утра грустила

И слезинку позабыла

Покружились, покружились. В мышек быстро превратились. Тихо мы идем к столам и садимся по местам.

7. Составление предложений о лете по небольшим сюжетным картинкам.

 [Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).]

Л-В. Рассмотрите картинки и составьте предложения со словами потому что. (ПО 1 КАРТИНКЕ НА КОМАНДУ. Один отвечает, другие дополняют)

1-й ребенок. Дети купаются в море, потому что стоит жаркая погода.

2-й ребенок. В небе яркая радуга, потому что только что прошел дождь.

3-й ребенок. Дети прячутся под большой елкой, потому что идет сильный дождь.

4-й ребенок. Девочки собирают в лесу землянику, потому что она уже покраснела.

За ответы раздаю фишки!!!!

8. Составление рассказа по картине Лето.

Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Лето, пойдет команда № 2 ( где Репин Максим) На помощь вам придет шпаргалка.

Летом небо голубое, высокое.

Летом после дождя бывает гроза…и т.д.

Л-В: Молодцы, дети! Вы рассказали о лете.

А теперь нам снова пора в путь… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.

На экране слайд стихотворения про «Осень».

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят.

Что это?...(осень)

РАБОТА С ФИШКАМИ. За правильный ответ, зарабатывается фишка. Смотрим, какая команда соберет больше всех фишек.

Л-В: Дети, а что это у нас на столах? (осенние листочки)

Подул сильный ветер и сорвал листочки с дерева…Давайте вернём их на место, но для этого надо правильно закончить предложение ..

9.  Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Я начну, а вы его закончите. Кто правильно  сделает, тот украсит листиком осеннее дерево…

- Летом жарко, а осенью…

- Летом дни длиннее, а осенью…

- Летом на деревьях листья зелёные, а осенью…

- Летом цветов много, а осенью…

- Летом небо светлое, а осенью…

- Летом земля сухая, а осенью…

- Летом дожди тёплые, а осенью…

- Летом люди растят урожай, а осенью…

- Летом тучи ходят высоко, а осенью…

- Летом людям радостно, а осенью…

Дети по одному прикрепили все листочки к дереву (на ковролине)

Л-В: кто вспомнит, какой птичке посвящен праздник осенью? (12 ноября)

10.Физминутка. Координация речи с движением, совершенствование общей и

ручной моторики.

Веселая синица

Мороза не боится

Даже в минус 25

Любит песни распевать.

11.  Д/и «Быстро отвечай». Дополнительное задание для зарабатывания фишек. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Дерево(какое?), 

Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный… 
Погода(какая?), 
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает… 
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат… 
Осень – приходит, наступает, наводит грусть… 
ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес… 
Осеннее – небо, пальто, дерево,
12. Д/И Согласование числительного с существительным. 

1 пальто, 2,3,4,5 пальто.

13. Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Осень, пойдет команда № 3 (синий стол где Ксюша Мушкова) На помощь вам придет шпаргалка.

Осенью часто идут дожди.

Осенью на деревьях желтеют листья…и т.д.

Молодцы! Нам снова пора в путь-дорогу… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.

На экране слайд стихотворения «Зима».

Дел у меня немало –

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома –

Зовут меня…(зима).

Л-В: Давайте покажем, как дует сильный ветер зимой. Дети показывают указательный пальчик рисуют большую спираль и произносят звук ЗЗЗЗ, потом ветер затухает (голос затухает ) ССССС.

Л-В: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в снежки?

Дети становятся в кружок.

Л-В: Мы с вами будем играть. Тот, кому я брошу «снежок», должен «Назови ласково»

       14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Грамматический строй речи «Назови ласково»

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

 метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

15. Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

  1. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

                    Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

                    Летом небо светлое, а зимой-…

                    Летом день длинный, а зимой …

                    Летом солнце яркое, а зимой -…

                    Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…

                    Снег мягкий, а лёд-….

                    Одни сосульки длинные, а другие-...

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа о ЗИМЕ по предметам.

Л-В: Ребята, Зима нам прислала волшебную коробку. В ней разные предметы. По которым мы должны составить зимний рассказ. Это задание будет для команды № 4 (где Семен)

       На поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».

18. Игра «Весёлые чистоговорки». (Логоритмика. Авторская разработка.) Автоматизация свистящих звуков, координация речи с движением, самомассаж.

Са-са-са,                      -проводят указательными пальцами обеих рук от  

                                      середины   к уголкам верхней губы

са-са-са                       - проводят указательными пальцами обеих рук от                        

                                           середины    к уголкам нижней губы

пришла осень к нам в леса      - «идут» пальчиками вперёд

Ас-ас-ас,                           -проводят указательными пальцами обеих рук от  

                                           середины   к уголкам верхней губы

Ас-ас-ас,                           -проводят указательными пальцами обеих рук от  

                                           середины   к уголкам нижней губы

В школах все вернулись в класс.   -«идут» пальчиками в обратном                    

                                                            направлении, к конце движения            

                                                            складывают руки, как будто сидят за                      

                                                             партой.

Зи-зи-зи,                                            -  по тем же направлениям «рисуют»  

                                                          три точки, при этом пальчики слегка  

                                                           вибрируют

За-за-за,                                            - то же под нижней губой

Заморозит всех зима                -  обнимают себя за плечи и растирают        

                                                       руки, как будто греются.

Це-це-це,                    - по тем же направлениям «рисуют» три точки  

                                       быстрым прикосновением пальцев над верхней

                                       губой

Це-це-це,                     - то же под нижней губой

Вновь весна на улице.         - разводят руки в стороны

Це-це-це,                         -повтор движений для «Ц»

Це-це-це,

Ярко светит солнце.       – подставляют лица воображаемому солнышку,

                                            жмурятся.

Ца-ца-ца,                        - повтор движений для «Ц».

Ца-ца-ца,

Летом все купаются.     – изображают руками движения пловцов.

19.Итог занятия.

   Л-В: Ребята, вы сегодня очень старались!  Скажите, а какие задания вам понравились? (Дети по очереди отвечают). Все ваши выполненные задания мы отправим по почте ответным письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает акт...

Конспект занятия в старшей группе по природе с элементами экологии «Зимующие птицы»

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц, выявить экологические знания детей Задачи: Обучающие : учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему в...

Конспект занятия в старшей группе по аппликации с элементами рисования «Воробьи в лужах» ( октябрь 2017 г.)

Целью данного занятия является  закрепление умения у  детей вырезать круги  способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. Активизация в речи имен сущес...

Конспект НОД в старшей группе по математике с элементами фольклора «Путешествие в город Математики».

Программное содержание:1.  Закрепить у детей количественный и порядковый счет и знание цифр от 1 до 7.2.  Упражнять в сравнении 6 предметов по высоте.3    Продо...