Образовательная область "Речевое развитие" в подготовительной к школе лого- группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Камышанская Инна Анатольевна

Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и
звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Задачи образовательной деятельности
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ:
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности
слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами,
глаголами с оттенками значений.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Закрепить понятие
слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах
, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
 
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи
сравнительную степень имен прилагательных.
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы,
глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных
предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с
простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И
НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:
Развитие просодической стороны речи.
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
Учить говорить в спокойном темпе.
Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
2. Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах,
предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
 
3. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех
групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового
анализа и синтеза
Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных
и закрытыми слогами (
абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
Работать над односложными словами со стечением согласных в начале
и конце слов (
слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями
согласных (
планка) и введением их в предложения.
Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (
динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одно-
го, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового
анализа и синтеза
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в
подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с
этими звуками.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики;
«печатания»; лепки их из пластилина.
Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и не-
правильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, не-
больших текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого мероприятия на городской семинар по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Зимушка-зима"

Знакомство детей с историческим наследием и культурой России (история о мужской и женской одежде); приобщение к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки); вос...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе: "Путешествие в подводный мир".

В ходе занятия детьми закрепляются навыки образования притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; Закрепляются умения классифицировать и делать выводы. Разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе.

Представлен конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной к школе логопедической группе по теме  «Наша Армия »....

Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.

Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по теме: музыкальные инструменты «В поисках музыкального колокольчика».

Мини-музей в детском саду позволяет организовывать интересные, необычные занятия, во время которых дети занимаются поиском экспонатов, ведут сбор информации и подробно описывают найденные экспонаты. Д...

Календарно – тематическое планирование непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе

Коррекция лексико – грамматического строя речи Коррекция связной речи Формирование фонетической стороны речи и обучение грамоте...