Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Спасем гласные звуки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель:  закрепление и расширение представлений о гласных звуках «А», «О», «У», «И», «Э».

Задачи:

v закреплять умения определять положение звука в слове;

v  закреплять умение различать  гласные звуки по артикуляторным и акустическим признакам;

v продолжать учить соотносить звук и букву;

v развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику;

v развивать связную речь, речемыслительную деятельность, память, словесное внимание;

v активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы;

v воспитывать  любознательность, аккуратность при работе с пластилином;

v воспитывать отзывчивость, доброжелательность по отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_spasem_glasnye_zvuki_.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Спасем гласные звуки»

Цель:  закрепление и расширение представлений о гласных звуках «А», «О», «У», «И», «Э».

Задачи:

  • закреплять умения определять положение звука в слове;
  •  закреплять умение различать  гласные звуки по артикуляторным и акустическим признакам;
  • продолжать учить соотносить звук и букву;
  • развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику;
  • развивать связную речь, речемыслительную деятельность, память, словесное внимание;
  • активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы;
  • воспитывать  любознательность, аккуратность при работе с пластилином;
  • воспитывать отзывчивость, доброжелательность по отношению друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация» - совершенствование  диалогической формы речи, закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков. Развитие фонематического слуха. Формирование  умения  определять место звука в слове.
  • «Познание» - развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности, сенсорное развитие.
  • «Художественное творчество» -  развитие продуктивной деятельности детей.

Предварительная работа:         

  • знакомство с гласными звуками «А», «О», «У», «И», «Э»;
  • артикуляция гласных звуков;
  • определение положения звука в слове;
  • отгадывание загадок на заданный звук;
  • лепка буквы для каждого звука в отдельности;
  • разучивание стихотворения о гласных звуках;
  •  игра малой подвижности «Верни гласный звук»;
  •  взаимодействие с родителями:  оформление альбома «Веселая азбука».

Методы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • игровой

Приемы:

  • моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и  создании мотивации;
  • беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, художественное слово,  объяснение;
  • показ схематичного  изображения артикуляции гласных звуков создание игровой ситуации, сюрпризный момент;
  • приемы активизации самостоятельного мышления детей;
  • решение проблемной ситуации;
  • наглядный показ образца, способа действия;
  • выполнение практической работы.

Принципы:

  • наглядности
  • доступности
  • соответствие возрасту
  • систематичности и последовательности

Словарная работа:

  •  эскимо, ум, пир, мэр, сэр

Индивидуальная работа:

  •  определение  места звука  в слове;
  •  нахождение его по изображенной  артикуляции;
  •  лепка буквы для определенного звука.

Развитие интегративных качеств:

  • «любознательный», «активный», «эмоционально-отзывчивый»
  •  «овладевший средствами и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
  • «овладевший необходимыми умениями и навыками»
  • «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

   Последующая работа:

  • продолжать расширять  знания детей о гласных и согласных звуках;
  • закреплять умение определять положение звука в слове;
  • продолжать развивать умение отличать звук от других, близких по артикуляции;
  • продолжать развивать фонематический слух.

Материалы и оборудование: 

  • свиток с письмом;
  • ёлки;
  • изображения гномов с артикуляцией гласных звуков;
  • корзина с предметными картинками;
  • карточки с изображением предметных картинок;
  • мяч;
  • пластилин;
  • доски для лепки;
  • влажные салфетки.  

Структура НОД:

Вводная часть – 3 мин.

Основная часть – 19 мин.

Заключительная часть – 3 мин.

Ход образовательной деятельности:

 Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, от  царя страны гласных звуков, Звуковика.

Послушайте, что он нам написал:

«Здравствуйте, ребята!

Я – Звуковик. Повелитель страны звуков.

Буквоежка спрятал все мои гласные звуки.

Ребята, помогите мне, спасти  звуки».

Воспитатель: Ребята, поможем царю Звуковику?! (Ответы детей)

Воспитатель: Нам пора, отправляемся в путь.

Глазки закрываем, немного помечтаем.

Тихонько повернемся,

В город звуков перенесемся.

                                     (Дети и воспитатель входят в группу)

Основная часть:

Слайд 1- сказочная страна.

Воспитатель: Мы с вами в стране гласных звуков, как здесь красиво, только очень тихо, потому что все звуки спрятал  Буквоежка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите нас, встречают гномы, они какие- то  загадочные  наверно это им Буквоежка поручил спрятать гласные звуки.

Как вы думаете, могли гномы спрятать звуки? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на гномов, и попробуем  угадать, какой звук спрятал каждый гном.

(По артикуляции гномов дети догадываются, какой звук спрятал каждый гном)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали все звуки, которые спрятали гномы. Нам надо звуки спасти и  Звуковику их отнести. Гномы рады нам помочь, но у них беда: потеряли они в корзинке очень важные картинки. А без них звуки не вернуть. Посмотрите, вы ни видите корзинку.

(Дети под одной из ёлок находят корзинку с картинками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, картинки все перепутались. Что же делать?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Давайте, поможем гномам, разобрать картинки. Возьмите каждый по картинке. Чья картинка начинается на звук «А», принесите её гному, который спрятал этот звук «А». Если ваша картинка начинается на звук «У», положите ее в карман гному, который спрятал звук «У», если картинка начинается на звук «О», то отнесите ее гному, который спрятал звук «О». Если ваша картинка начинается на звук «И», положите ее в карманчик гному, который спрятал звук «И». Если картинка начинается, на звук «Э», то нужно отдать ее гному, который спрятал звук «Э»

(Дети определяют первый звук в названии предмета, изображенного на картинке, и относят гному, у которого  артикуляция совпадает с этим звуком)

Воспитатель:  Молодцы ребята, картинки гномам вернули, звуки нашли.

А какие это звуки? (Ответы детей) 

Воспитатель:  Правильно, мы с вами нашли гласные звуки. А как вы догадались, что они гласные? (Ответы, рассуждения детей) 

Воспитатель:  Правильно, это гласные звуки, потому – что их можно петь, тянуть, кричать. При их произношении воздух не встречает преграды и  выходит свободно.

Воспитатель: Мы знаем стихотворение о гласных звуках, давайте сейчас вместе его  расскажем.  

Гласные тянутся песенкой звонкой: А, О, У.

Могут заплакать: О

И застонать: У

Могут качать в колыбели Алёнку: А

Могут как эхо

В лесу закричать: -ау! -ау! -ау!

(Появляется царь Звуковик)

Звуковик: Иду, иду! Кто кричит, ау?! Кто здесь потерялся?

Звуковик. Здравствуйте, ребятки.  Вы нашли мои гласные звуки? (Ответы детей)

Звуковик: Молодцы!

Звуковик: Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Верни гласный звук».

Звуковик: Я буду называть слово, и бросать вам мячик, а вы вернете мне мяч обратно, называя только гласный звук из этого слова:

рот, лук, мир, ум, куст, лак, рис, крот, кот, стол, стул, парк, пол, кит, рог, мак, нос, суп, лук, пир, мэр, сэр.

(Дети со Звуковиком играют в игру “Верни гласный звук”)

Звуковик: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, мы с вами звуки отыскали, и в игру вы поиграли, а теперь немножко отдохнем и разминку проведем. Вы на ножки все вставайте и за мною повторяйте

Динамическая пауза: «Это тоже я могу»

В: Кто скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

В: Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

В: И, как птица, полечу.

Д: Это тоже я могу.

В: Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

В: Вправо, влево посмотрю.

Д: Это тоже я могу.

В: Вверх и вниз, потом по кругу.

Д: Это тоже я могу.

В: Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

В: И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

В: Все на свете я могу.

(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Звуковик: Ребята, а вы умеете загадки отгадывать?  (Ответы детей)

Звуковик: Я буду вам загадывать загадки, а должны не только отгадать ее, но и сказать какой первый звук спрятался в слове. Если правильно, угадаете, на экране появится картинка.

Слайд 2:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

Называется … (арбуз)

Слайд 3:

                                     Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не змея, а жалит. (Оса)

Слайд 4:

                             

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Слайд 5:

На палочке в бумажке,

Мимо рощи, мимо яра

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это … (эскимо)

Слайд 6:

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машина, и зверушки

Называются … (игрушки)

Звуковик: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и звуки правильно назвали!

Звуковик: Ребята, вы сказали, что нашли мои звуки, верните мне их, пожалуйста.

Воспитатель:  Ребята, мы же с вами нашли звуки?  (Ответы детей)

Воспитатель: А вы их видите?  (Ответы детей)

Воспитатель: Почему же мы с вами не видим звуки? (Ответы, рассуждения детей)

Воспитатель: Правильно, звуки, мы только слышим и произносим, они невидимы.

Воспитатель:  А как же мы их вернем  Звуковику?  (Рассуждения детей) 

Воспитатель: Что мы можем видеть, читать, писать. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы видим и читаем буквы. А давайте мы из пластилина сделаем, для наших гласных звуков рубашечку,  это и есть буква и подарим их царю.

Воспитатель: Посмотрите у вас  на столах лежат картинки,  на какой звук начинается ваша картинка, для такого звука вам надо сделать букву.

Воспитатель: Назовите, что изображено на картинке? С какого звука начинается слово?  (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, перед тем как вы начнете лепить, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика 

«Чтоб согреть ладошки»

Чтоб согреть ладошки

Мы потрем немножко,

Вот так, вот так

Мы потрем немножко

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня  картинка, на которой изображен «Арбуз». Слово арбуз начинается на звук «А», значит, я буду лепить букву «А».

(Воспитатель выполняет показ, после чего дети самостоятельно лепят букву для своего звука)

Заключительная часть:

Дети, отдают свои картинки с первой буквой Звуковику.  

Звуковик: Молодцы ребята! Какие красивые буквы вы слепили для моих гласных звуков!

Из своей страны далёкой

Я смотрел на вас всегда

Вот вернули мне все звуки,

Молодцы вы, детвора.

Вижу, буквы изучили,

Значит, в школе будет толк,

Дружно звуки вы спасали

Вот подарки от меня.

(Детям вручаются подарки за спасение гласных звуков)

Воспитатель: Ну, вот ребята, наше путешествие подошло к концу.

Давайте вспомним, что же мы сегодня делали, как спасали звуки.

Какие звуки мы помогали найти Звуковику?

Ребята, как вы считаете, вы со всеми заданиями хорошо справились. А буквы, которые лепили  у всех красивые, аккуратные получились.  (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад,

За ручки дружно мы возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ручки крепко мы пожмем

И по кругу  все пойдем,

Мы на месте повернемся

В детский  сад тот час вернемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»

Цель:  формирование  у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:v учить детей фильтровать воду;v учить детей садить семена в фасоли;v закреплять правила поведения в...

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья".

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Придумывание сказки на заданную тему».

Занятие направлено на формирование умения придумывать сказку на заданную тему,   передавать специфику сказочного жанра....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...