Конспект ООД по развитию речи :звуковая культура речи звук [ч]
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Елена Васильевна Галушко

Конспект ООД по развитию речи в средней группе. 

Звуковая культура речи: звук [ ч ]. Игровая технология.

 

Цель: Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ].

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук, развивать фонематический слух детей.

Развивать диалогическую речь.

Задачи: Учить понимать смысл загадок, правильно называть качество предметов.

Учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения.

Развивать умение образования существительных с суффиксом эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных.

Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал: игрушки: елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка. Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок. Магнитофон с аудио-записью "Голоса птиц".

Ход выполнения:

Сюрпризный момент: Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы. А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение "Лошадки": вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем "узким" язычком ( как цокают копытами лошадки).

- Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь новую песенку: Пошел язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: -[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он собрался запеть: [ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте ротик, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: [ Ть-ть-ть]. А теперь пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте: [Ч-ч-ч] (Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо).

- Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни обратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет, вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети: Давайте.

В: - Слушайте внимательно первую загадку:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это ... (волк).

Дети: Волк.

В: - А почему вы думаете, что это волк?

Дети: Потому, что...

В: - Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети: Он серый....

В: - Да, правильно, а еще какой?

Дети: Он сердитый, злой, голодный.

В: - А как называют детенышей волка? Один и много?

Дети: Один - волчонок, много - волчата.

В: Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь вторую:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Если дети сразу не отгадают,прочитать дополнительно:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети: Белочка.

В: - Почему вы думаете, что это белочка?

Дети: Потому, что...

В: - Какая она? Опишите ее словами.

Дети: Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком...

В: - А еще? Что она делает?

Дети: Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и грибочки...

В: - Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети: Один - бельченок, много - бельчата.

В: -Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась последняя, третья:

Длинное ухо,комочек пуха.

Маленький,как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети: Зайчик.

В: - Почему вы думаете,что это зайчик?

Дети: Потому, что...

В: -Какой он?

Дети: Трусливый, косой, быстрый, осторожный...

В: - Что делает?

Дети: Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В: - А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети: Зайчонок и зайчата.

В: -А их маму называют...?

Дети: Зайчиха.

В: -Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята, письмо написал?

Дети: Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В: -А какие это животные, где они живут?

Дети: Это дикие животные, они живут в лесу.

В: -Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать: Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит: -Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч]. Помогите, нам, ребята.

В: - Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети: Да, поможем!

В: А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с подсказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем открывается волшебный сундучок?

Дети: Наверное, волшебным ключиком.

В: - Что же делать, у меня есть только обычный ключик. Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек, скажем волшебные слова: Чики-чики-чики-чок, открывайся, сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В: -Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в названии которых этого звука нет. Воспитатель вместе с детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши, если слышат в слове звук [ч].

В: -Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но, посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч]?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать:

В: -Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети: Ложка - ложечка, нож - ножичек, вилка - вилочка.

В: -Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес белочке и зайчику. А поедем мы с вами на поезде.

Подвижная игра: "Паровозик".

Дети строятся паровозиком за воспитателем как вагончики.

В: - Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В:- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. (Можно посчитать, маленькие и большие.) А как они называются?

Дети: Елочки.

В: -А лес тогда какой?

Дети: Еловый.

В: -А вот и наши зверята. Бери волчок - серый бочок, ответы на свои загадки и отвечай: зачем зайчика пугал?

Волк (ребенок в маске): -Поиграть хотел. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит. Одному грустно.

В: - А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д.садик приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь и с ними тоже играть. -

Игра "Похвалялись звери": дети надевают шапочки зверей, играют парами: - Я - волчок. Я - зайчик. - У меня шубка серая. У меня шубка белая. -У меня уши маленькие, острые. А у меня -длинные. Играют также пары: волк и белка, белка и заяц. Можно добавить медведя.

В: - Ну вот, все и подружились. А нам пора обратно, в детский сад на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок).

Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам, которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш язычок? Где мы были? В каком лесу? Кого видели? Вам понравилось? Съездим туда еще?

- До скорых встреч!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З" средняя группа

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З"...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...

Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук Ч".

laquo;Звуковая культура речи: звук [Ч]»Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить ...