Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Яблуновская Т.А.

Задачи:

Познакомить с историей народных промыслов, хохломской росписью и дымковской игрушкой. Закрепить знания детей об элементах русского национального костюма. Укрепить и углубить представление детей о русских народных пословицах и поговорках; учить понимать и объяснять их смысл и мораль. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»

Татьяна Алексеевна Яблуновская 
Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»

Задачи:

Познакомить с историей народных промыслов, хохломской росписью и дымковской игрушкой. Закрепить знания детей об элементах русского национального костюма. Укрепить и углубить представление детей о русских народных пословицах и поговорках; учить понимать и объяснять их смысл и мораль. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Словарь: золотошвейки, прялка, кокошник, кушак.

Ход занятия:

Звучит фонограмма русской мелодии.

В. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей и был у них сын, Иван-Царевич. Пришла ему пора жениться. А в это время прошла молва о том, что в тридевятом царстве, в Российском государстве, живет Марья-Моревна, красавица, что не можно глаз отвесть. Благословили отец с матерью Ивана-Царевича,собрал он свою дружину,седлали они коней вороных и отправились они в путь дорогу дальнюю. Долго ли, коротко ли они ехали, подъезжают к резной избушке. А в этой избушке, три девицы под окном пряли поздно вечерком.

ИЦ. Бог в помощь, сестрицы милые!

1С. Добра и счастья тебе удалой юнец!

ИЦ. Кто вы такие, сестрицы дорогие?

2С. Мы ткачихи, золотошвейки. Прядем пряжу, ткем полотно.

3С. Изготовляем одежду, обувь, головные уборы. Украшаем её яркой вышивкой. А ты зачем пожаловал к нам Иван-Царевич?

ИЦ. Ищу Марью-Моревну, хочу на ней жениться.

1С. Дело это доброе. А вы знаете из чего состоит русский национальный костюм?

2С. Отгадаете наши загадки, поможем вам.

3С. Каждый день по утру одеваю я трубу. Но не догадаться вам! Она зовется?

(Сарафан).

1С. Украшает голову, на горшок похож. А зовут такой убор? (Кокошник).

2С. Что за одежда-с четырьмя отверстиями? Разложи ее получше, букву «Т» тогда получишь. (Рубаха).

3С. Целый день хожу я в обруче. (Пояс).

1С. Молодцы добры молодцы! Вот вам клубочек, приведет он вас к нашим сестрам средним.

В. Покатился клубочек, а Иван-Царевич вместе со своей дружиной вслед поехали. Едут от утренней зари до вечерней, от вечерней до утренней. На третий день остановился клубочек возле дома большого в селе Хохлома.

ИЦ. Здравствуйте,люди добрые!

Все. Здравствуйте,добры молодцы!

ИЦ. Кто вы такие,сестрицы милые?

М1. Мы мастерицы-ремесленницы. Вырезаем из дерева посуду и украшаем ее «золотой» хохломской росписью.

М2. Говорят, будто давным-давно, поселился в нашем лесу мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам не забывал давать.

М3. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. Задела она золотым пером чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать. Поэтому и называется –«золотая роспись».

М4. Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в нашем селе,которое называется Хохлома. Отсюда и ее название – хохломская роспись.

М5. Куда путь держишь,Иван-Царевич?

ИЦ. Ищу я Марью-Моревну, невесту свою, она краснее солнца, яснее месяца, белее снега.

М5. Выполните наше задание,поможем вам. Какие вы знаете пословицы о труде?

ИЦ. и ДМ. «Работай до поту, поешь в охоту»; «Кончил дело- гуляй смело»; «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»; «Делу время-потехе час»; «Труд кормит, а лень портит»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

«Птицу видно в полете, а человека в работе»; «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть».

М1. Испей Иван-Царевич из нашей чаши водицы студеной, она укажет тебе путь к нашим сестрам старшим.

В. Едут Иван-Царевич и его дружина, день - до вечера, красно солнышко- до закату. Встречают на пути камень (читают)

1Молод. Направо пойдешь – коня потеряешь.

2Молод. Налево пойдешь – себя потеряешь.

3Молод. Прямо – женатому быть.

ИЦ. Прямо пойдем!

В. Приехали в село Дымково. Поклонились хозяйкам.

ИЦ. Добрый день,хозяюшки!

1М. Добра и тебе молодой удалец, кто таков будешь?

ИЦ. Я Иван-Царевич, а вы кто такие?

1М. Мы народные мастерицы, делаем дымковские игрушки для детей.

ИЦ. А почему ж их назвали дымковской игрушкой?

2М. Жили в нашем селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи. Дым окутывал крыши,да так,что ничего не было видно,один дым. Вот и назвали село – Дымково.

3М. В те далекие времена не было у детей игрушек. И задумались взрослые: чем порадовать детишек и решили по вечерам делать игрушки. Так и появилось название - дымковская игрушка.

4М. А что, Иван-Царевич, своей охотой али неволей зашел сюда?

ИЦ. Своей охотой: ищу Марью-Моревну,невесту свою. Не знаете ли где она?

4М. Пусть твои молодцы расскажут,как сделаны наши игрушки,тогда поможем.

1Молод. Дымковские игрушки лепили из глины, обжигали в печи.

2Молод. Красили белой краской, сушили. Расписывали яркими красками.

3Молод. Узор был из прямых и волнистых линий, колец, кругов.

1М. Были у нас гости заезжие из села Семеново, подарили нашим детям игрушки.

5М. Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. Что это за игрушка? (Матрешка)

3М. Молодцы, добры молодцы! Вот тебе Иван-Царевич игрушка-свистулька. Свистни в нее три раза и укажет она тебе путь к нашим братьям.

В. Свистнул Иван-Царевич три раза и отправился с добрыми молодцами в путь-дорогу дальнюю. Едут день и два, и три – стоит в чистом поле кузница.

Входят в кузницу, а в ней кузнецы железо куют,молотами постукивают.

Кузнецы. Идет Кузьма из Кузнецы

Несет Кузьма два молота – тук,тук,тук!

Вот ударили разом вдруг,

Для всех гостей накуем гвоздей.

ИЦ. Бог в помощь, братцы!

Куз. Спасибо,добрые люди!

ИЦ. А вы мастера какого ремесла?

1К. По кузнечному делу. Еще в древности люди начали обрабатывать металл,делать посуду, орудия труда, оружие, чтобы защищаться от врагов.

2К. Красиво украшенное оружие высоко ценилось у русского народа и преподносилось в знак мира и согласия.

3К. Незаметный или важный, на земле любой из нас

Умирает лишь однажды и родится только раз.

Так давайте ж,добры люди, хоть по этим временам

Так беречь друг друга будем, чтоб завидовали нам.

4К. Ну, а вы, добры молодцы, по делу к нам, аль без дела?

ИЦ. По делу, ищем Марью-Моревну, хочу я на ней жениться. Помогите, чем можете.

1К. Дело это хорошее. Выполните наши задания, поможем. Вот наши изделия, назовите их. (На столе лежат – меч, сабля, подкова, посуда, гвозди, стрела, подсвечник и др.)

2К. Вот тебе Иван-Царевич стрела, приведет она тебя к Марье-Моревне.

В. Вышел Иван-Царевич в чисто поле и пустил стрелу высоко в небо. Угодила стрела на крыльцо избы русской. Вошел он с добрыми молодцами в избу, а в ней Марья-Моревна сидит гостей поджидает. Поклонился ей Иван-Царевич и молвит:

ИЦ. Здравствуй, Марья-Моревна! Голубушка,лебедушка,березонька. Будь мне доброй женой.

ММ. Выполнишь мое задание, выйду за тебя замуж! Название каких сказок начинается с девичьих имен?

ИЦ и Молод. «Золушка», «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Крошечка-Ховрошечка», «Снежная королева», «Марья-Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Принцесса Несмеяна», «Елена Примудрая и морской царь», «Красная шапочка» и др.

ММ. Вот тебе рука моя,собирай гостей, будет пир на весь мир.

ИЦ. Становись честной народ, заводите хоровод!

Звучит русская народная мелодия. А теперь всех приглашаем к самовару со сладким чаем!

Конспект занятия в старшей группе по сказке «Журавль и Цапля»

Татьяна Алексеевна Яблуновская 
Конспект занятия в старшей группе по сказке «Журавль и Цапля»

Конспект занятия в старшей группе по сказке «Журавль и Цапля» для решения гендерного воспитания.

Задачи.

Интеграция в образовательной области:

Познавательная. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказки. Учить представлять образы персонажей,понимать их характер. Раскрыть детям понятие семья. Учить правильно понимать пословицы.

Речевая. Учить детей формировать ответы на вопросы взрослого,учить правильно подбирать прилагательные, улучшать артикуляцию.

Художественно-эстетическая. Учить детей замечать в своей внешности и характере привлекательные качества.

Креативная. Совершенствовать умение воспитанников рассуждать, делать умозаключения.

Социально-моральная. Воспитывать доброжелательные отношения мальчиков к девочкам, а девочек к мальчикам.

Эмоционально-ценостная. Формировать у дошкольников желание проявлять заботу о других,вызвать стремление гордиться своей заботливостью,чуткостью и ценить такое же отношение к себе со стороны других.

Физическая. Учить детей имитационным игровым движениям,совершенствовать точность движений,умение удерживать равновесие.

Материалы: Русская народная сказка «Журавль и цапля», картинки с изображением сказочных героев,две корзины,украшение для девочек и мальчиков, шляпки.

Ход занятия.

В. Дети. Сегодня мы вспомним с вами сказку «Журавль и цапля». Помогут мне в этом Ксюша и Федя.

Театрализация сказки.

В. Ребята! Вы посмотрели сказку,а теперь ответьте мне, как вы понимаете пословицу: «Гнезда вить – семьями жить.»

Д. Гнезда вить-значит строить общий дом; семьями жить – значит жить не одному,а вместе.

В. Мужчина и женщина,принимая решение жить вместе,создают семью,готовятся к появлению детей.

В. Кто в нашей сказке женщина?

Д. Цапля.

В. А кто мужчина?

Д. Журавль.

В. Удалось ли, Журавлю и Цапле, создать семью?

Д. Нет.

В. Почему?

Д. Они друг на друга обижались.

В. Правильно. Герои сказки не смогли друг с другом договориться,потому что не захотели уступать и прощать. А эти качества очень нужны,когда хочешь жить не один,а вместе. Еще очень важно видеть друг в друге хорошее.

Об этом говорит русская пословица «Не надобен клад, когда в семье лад».

Физминутка

В. Ребята! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Цапля и журавль» и проверим вашу внимательность. Перед вами лежат карточки с изображением цапли и журавля. Я буду называть слова из сказки «Журавль и Цапля»,а вам нужно узнать, о ком я говорю и поднять соответствующую карточку.

1. Сидит в кочкарнике,долгоносая. (Цапля)

2. Зовут щегольком,ходит с хохолком. (Журавль)

3. Платье короткое и пешком гуляет. (Журавль)

4. Этакая нравая. (Цапля)

5. Глаза как плошки, не видит не крошки. (Сова)

Последние слова из присказки-молодцы, кто не попался на хитрость и не поднял не одной карточки.

В. Я предлагаю вам набор предметов, которые нужно разобрать по двум корзиночкам. Предметы, которые используют в хозяйственных делах мужчины, вы кладёте в корзину около журавля (игрушка,а те предметы,которые используют женщины, в корзину около цапли.

Вызываю 2-3 мальчика и 2-3 девочки.

В. Ребята! У меня есть персонажи ваших любимых сказок, предлагаю вам рассказать о них.

Золушка. Какая в сказке?

Д. Нежная стройная,красивая,трудолюбивая,заботливая,чесная,справедливая.

В. Красная Шапочка. Какая она?

Д. Заботливая,наивная,добрая.

В. Василиса Прекрасная. Какая в сказке?

Д. Трудолюбивая,добрая,красивая,мудрая.

В. Мальчик с пальчик. Какой он?

Д. Заботливый,трудолюбивый,хитрый,храбрый,смелый.

В. Илья Муромец.

Д. Сильный,отважный,храбрый,добрый,заботливый.

В. Вы видите,что в сказках,как и в жизни людей мужские персонажи-смелые,отважные,сильные. А женские персонажи – нежные,добрые,красивые,мудрые.

В. Ребята! Я вам приготовила такие карточки,на которых схематически изображены разные понятия: доброта,трудолюбие,внимание,смелость,нежность. В качестве символа,мы воспользовались изображением мишки,который выполняет различные действия. Подойдите к доске и покажите,какое изображение больше подходит к вашему характеру?

А теперь девочки, скажите,какие черты характера хотели бы иметь наши мальчики?

Ответы девочек: смелость,силу,отвагу,ум…

В. А теперь мальчики,скажите,какие черты характера хотели бы иметь наши девочки?

Ответы мальчиков: нежность,забота,мудрость,доброта.

Блиц-опрос

В. Какая одежда у девочек,какие прически,во что любят играть?Какие качества характера больше подходят девочкам?

Какая одежда и обувь у мальчиков? Носят ли мальчики украшения? Какие игры предпочитают мальчики? Что больше любят рисовать мальчики? Какие черты характера больше подходят мальчикам?

В. Дети, мы с вами много интересного узнали друг о друге. Девочки у нас мечтательные, заботливые, любят яркие цвета, украшения: браслеты,бусы и т. д. Им нравится играть с куклами,в парикмахерскую,больницу. А мальчики у нас ловкие,смелые,всегда придут на помощь. В одежде и рисунках преподчитают синие,коричневые,зелёные краски. Игры у мальчиков шумные,подвижные,а любимые игрушки машинки,самолетики,солдатики. Мы выяснили,что девочки и мальчики такие разные во внешности и в привычках,но в то же время вы ведь очень часто играете в одни и те же игры. Вам было бы не интересно друг без друга.

Мальчики защищают девочек,а девочки учат мальчиков быть мягче и добрее!

Ребята,посмотрите,что у нас есть на столах? Это шляпки. Я предлагаю их украсить разноцветными наклейкми,которые лежат на подносе. Давайте посмотрим,что выбрали для украшения мальчики, а что девочки?

Получается,что мальчики выбрали – машинки,мотоциклы,человек-паук и т. д. ,а девочки украсили шляпки- цветочками,сердечками,кружочками. Сами вы все разные и шляпки у вас получились разные,но я думаю,что в этих шляпках вы будете вместе играть в интересные игры!

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»

Татьяна Алексеевна Яблуновская 
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»

Задачи:

Образовательные:

упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, определять количество слогов составлять предложения, работать со схемой предложений, упражнять в умении читать.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, развивать словесно – логическое мышление и речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитание стремления доделывать дело до конца.

Материалы и оборудование:

Карта, мяч, карточки с разрезными буквами, схемы предложений, красные и синие карточки, цветные карандаши.

Ход занятий

Организационный момент.

Дети стоят на ковре в кругу.

В. Ребята я очень рада видеть Вас!

Д. Собрались все дети в круг.

Я –твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу,

Все мы будем очень дружно

На вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься

Всё хотим на свете знать!

В. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки.

Стук в дверь.

Появляется «Знайка» с картой в руках.

Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы готовитесь пойти в школу!

Д. Да

Знайка. А я решил вам помочь и приготовил вам «карту знаний»!

Вот вам эта карта.

В ней вы найдете интересные задания и игры, которые помогут вам еще лучше подготовиться к школе.

Желаю вам удачи!

В. Спасибо тебе «Знайка», а мы приглашаем тебя остаться с нами и посмотреть как ребята будут отвечать.

В. Ребята! Давайте рассмотрим карту. Да она не простая, я думаю, что нас ожидает какой-то сюрприз в конце занятия.

В. Ребята что вы видите на карте?

Д. Какие-то буквы.

В. Да. Правильно!Каждой букве соответствует задание.

Первая буква «М».

В. Ребята нужно быстро ответить на следующие вопросы:

-из чего состоят слова, которые мы произносим!

Д. Из звуков.

В. И что же это за звуки?

Д. Гласные и согласные.

В. Какие звуки мы называем гласные?

Д. Гласными называются звуки которые можно петь.

В. А согласные?

Д. А эти звуки нельзя петь.

В. А что мы пишем и читаем?

Д. Буквы.

В. Молодцы ребята.

Дети! Давайте возьмем следующую букву «О»

Игра называется «Узнай звук»

В. Дети, я буду читать слова, если слово начинается на гласный звук, то вы поднимаете красный квадратик, а если слова начинаются на согласный звук, то вы показываете синий квадрат.

Слова: друг, клуб, ученик, окно, стол, бант, апельсин, парк, трамвай, облако, аптека, ручка, учитель, аист, корова, чай, орех, ананас, кружка, груша, Антон.

В. Ну, что «Знайка» справились ребята с заданиями»

Гимнастика для глаз

В. Ребята возвращаемся к нашей карте и смотрим какая следующая буква.

Буква «Л» Игра «Рассыпалось слово»

Рассыпалось слово, как семечки в грядке.

Составить слова помогите, ребятки.

Возле меня лежат буквы, мне нужен помощник, чтобы собрал буквы в слово и прочитал его.

Ребенок работает у доски.

Слово «Школа»

В. Давайте посчитаем сколько слогов в этом слове? Два слога.

Ребята! А теперь приступайте к заданию, которые лежат у вас на столах.

Составляют слова, читают, делят на слоги.

Физминутка

Игра «Назови свое имя»

«Знайка» предлагает выйти на ковер и поиграть в игру.

В. Ребята, а сейчас предлагаю, посмотреть на карту и назвать следующую букву «О».

Наступило лето.

Дети отдыхали у бабушки в деревне.

Они купались и загорали на речке.

Им было весело!

В. Ребята! что я вам прочитала?

Д. Текст или маленький рассказ.

В. Из чего состоит текст?

Д. Из предложений.

В. Повторите первое предложение. Сколько слов в этом предложении.

Д. Два слова.

В. Повторите второе предложение. Сколько слов в этом предложении.

Д. Шесть слов.

В. Если в этом предложении маленькое слово? Как мы еще называем маленькое слово?

Д. Да есть. Предлог.

В. Возьмите конверты и постройте схему второго предложения у себя на столах.

В. Предлагаю снять с карты следующую букву «Д».

В. Ребята, нам «Знайка» предлагает отгадать ребусы.

Ребусы

Гимнастика для пальчиков.

Следующая буква на нашей карте буква «Ц»

В. Это задание называется «Разукрась слово»

В. Ребята, у вас на листиках написано слово, вам нужно его прочитать и найти зашифрованные буквы, гласные вы будете разукрашивать красным карандашём, а согласные синим.

В. Ну, что «Знайка» как мы справляемся с нашими заданиями.

В. Ребята, последняя буква на нашей карте, это «Ы».

Игра называется «Хитрые слоги»

На доске висит таблица нужно прочитать слова, которые спрятались.

В. Дети, давайте прочитаем, какое слово было зашифровано у «Знайки» на «карте знаний»?

МО – ЛО – ДЦЫ!

В. А как вы думаете чего не хватает в конце этого слова?

Д. Восклицательного знака.

Знайка. Молодцы ребята, хорошо вы занимались, отвечали, и что в школу вы пойдете подготовленными детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Сказка Волк и козлята».

Цель: Развитие связной речи- пересказ сказки по вопросам.Задачи: 1. Формировать умение:  логично, связно, последовательно высказываться.             ...

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе. Тема: «Экологическая сказка»

Занятие по  развитию речи детей в подготовительной группеТема: «Экологическая сказка»Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....

Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группе на тему: «Части тела человека»

Ребята, вы смотрели мультфильм «Умка»? Маленький медвежонок спрашивает у медведицы мамы; «А кто такие люди?» Медведица отвечает: «Это такие медведи, которые ходят на задн...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе по теме сказки «Репка»

Познакомить детей с волшебным миром сказок, вызвать эмоциональный отклик и интерес к малым формам фольклора. Ознакомление с художественной литературой по развитию речи детей в первой младшей группе...