Технологическая карта по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Технологическая карта по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ                                                                  

Тема: «Составление текста-рассуждения».

4 занятие по программе "Развитие речи детей 5-7 лет" Ушаковой О. С.

Возрастная группа: 6-7 лет

Форма совместной деятельности: интегрированная.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Средства:

Наглядные: рис №7; игрушка заяц; напечатанные слова для обогащения словаря; карточки для артикуляционной гимнастики.

Цель: создать условия для составления текста-рассуждения.

ЗАДАЧИ образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Задачи:

Обучающие

- связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам;

- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Воспитательные

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы сверстников.

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, воображение;

- продолжать развивать умение отвечать полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.

Вовлекать Иванова П., Петрову К. в активную работу во время занятия с взрослыми и со сверстниками.

Задавать индивидуальные наводящие вопросы, побуждающие к рассуждению Сидоровой С.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Интегративные качества

1.Мотивация к деятельности. 

- Доброе утро!

Для выполнения артикуляционной гимнастики приглашаю Катю. Я буду показывать упражнения, а Катя будет показывать это упражнение и все вместе будем выполнять.

Создает доброжелательную обстановку, приглашает одного ребенка для показа артикуляционной гимнастики.

Дети садятся на стульчики, эмоционально слушают.

Умеют проявлять интерес к происходящему.

2. Актуализация

опорных знаний, выявление.

Перед нами картина «Зайцы»

Посмотрите на зайца(показывает на ближайшего зайца).

- Как можно сказать про зайца, какой он?

 Пугливый, трусливый, серый…

- Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?

 Серая, пушистая, мягкая.

-  Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение?

 Веселое, хорошее, бодрое, грустное.

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

 Отвечают на вопросы, помогают друг другу.

Умеют анализировать, воспроизводят прошлый опыт.

3. Поиск, решение задачи, проблемы

.

- Как называется детеныш зайца?

Зайчонок.

-  А как можно сказать по-другому?

Заинька, заюшка, зайчишка.

Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

- Как называются детеныши зайца?

Зайчата.        

-  А как сказать по-другому?

Заиньки, зайчата, заюшки.

- Какие бывают зайчата?

Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.

- Где живут зайцы?

В лесу        .

- Как называется маленький лес?

Лесок, лесочек.        

- Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая

Лесная.

- Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним?        

Лесник, лесничий.

- Как называется сказочный человек, который живет в лесу?

Лесовичок.

-  Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть — лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

--Какие слова можно образовать от слова река?

Реченька, речка, речной.

-  Как можно сказать о маленькой реке?

Речка.

-  Как можно сказать о реке ласково?

Реченька.

- Как называется песок на реке?        Д

Речной.

Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть».

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)        
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - "дерево" и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке.(соединили руки над головой "домик")
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики,(приседаем с поворотами в сторону,

руки на пояс)
Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и

ставим на пятку то левую, то правую ногу)

Показывает на изображение зайца. Вовлекает в совместный анализ, обсуждение.

Учит употреблению сложноподчиненных предложений

Принимают активное участие.

Учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Отвечают полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.

Проявляют устойчивый интерес к познанию нового.

Умеют

совместно анализировать делать выводы.

Умеют слушать взрослого,  координировать движения  в соответствии с заданием.

4. Закрепление.

(Деятельность действия.)

-  Зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот  беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там  могло быть написано.

«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко, что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро высохли и согрелись, потому что... Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько... Скоро мы будем дома»

Перечитывает ещё  1 раз письмо.

- Письмо мы написали, теперь предлагаю пересказать. Кто нам перескажет, что написано в письме?

Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» — «чтобы покататься».

Задает вопрос каждому ребенку.

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

В решении этой проблемы дети проявляют активность.

Дети пересказывают сюжет письма.

Умеют слушать взрослого, проявляет устойчивый интерес.

5.

Самоконтроль

Рефлексия.

Что для вас было трудным?

Справились с заданием?

Что нового узнал на занятии?

Ребята, вам понравилось занятие?

Кто себя постарался сейчас похлопает в ладоши.

Стимулирует детей к самоанализу занятия.

 Побуждает детей к самоанализу и похвале.

Активно обсуждают, анализируют,

оценивают.

Умеют анализировать.

Умеет делиться своими впечатлениями

6. Открытость

Сейчас придумаем новый рассказ с нашими (новыми сказками).

Проявляет заинтересованность

Уважительно относятся к друзьям.

Умеют делиться впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

технологическая карта по развитию речи

технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...

Технологическая карта по развитию речи

Цель: Создание условий для по формированию яркого эмоционального отклика при восприятии окружающей среды.Обогощать познавательно-речевой опыт....