Статья "Роль фольклора в развитии речи детей"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Меджитова Лиля Рустемовна

значение  использования фольклора в повседневной жизни детского сада, план работы на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста средствами крымскотатрского фольклора»

Актуальность темы:

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, оюнджакъ, салынджакъ.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто напевность, а размышления и мечты о будущем ребенка: къартайгъанда таякъ, къаранлыкъта чыракъ и так далее.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, частушки (манелер, чынълар) также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Примерная разработка плана - проекта «Фольклор в развитии речи детей»

Цель проекта: развитие речи детей  младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

1. Формировать представления о фольклоре;

2. Знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

4. Заучивание потешек;

5. Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Материал: развивающая среда, куклы, маски, костюмы.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители детей группы.

Для реализации поставленных задач, разработан план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора.

План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Тема

Фольклорный материал

потешки

Загадки, речевые игры

подвижные игры

театрализация

осень

Гигиена, этикет

Разучивание потешки «Сувчыкъ, сувчыкъ»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию

Игра «Дагъгъа бардыкъ»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Чокърачыкъ»

 Я сам

Разучивание потешки «Чап чап чапилер»

Цель: воспитывать самостоятельность, организованность

Пальчиковая игра «Бу пармагъым»

Игра «Антар къантар»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

декабрь

Домашние животные

Разучивание потешки «Эки хораз»

Цель: закрепить умение звукоподрожания.

Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Пардош ве сычанлар»

Цель: учить убегать по сигналу.

Кукольный спектакль «Адларымызыны тап»

Растения вокруг

Разучивание потешки «Алма бою»

Песенка «Багъчаларда кестане»

Игра «Арадан сув» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

январь

Зима

Разучивание колыбельной «Шимди анненъ келеджек»

Цель: вызвать у детей положительое отношение к дневному сну

Загадки о зимней природе.

Игра «Аюв эви»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Забавы

Разучивание потешки «Ине, ине»

Цель: воспитывать бережное отношение к одежде

Считалочка «Саям, саям»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Кукольный тетр «Кирли Зера»

февраль

Наше окружение

Разучивание песенки «Къалайлы къазан»

Цель: развивать речевое внимание.

Игра: «Балыкъ батты».

Цель: Учить убегать по сигналу

Пальчиковый театр «Торгъайчыкъ»

Дикие животные

Разучивание стихотворения «оп, оп, девелер»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции

Загадки о диких животных

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Къазлар - къазлар»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

март

С заботой о других

Разучивание потешки «Чив-чив чипийим»

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к ближнему

Игра «Тильки куместе»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Къокъла хаста»

Наврез

Разучивание считалочки «Кузьде»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Загадки о цветах.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Песня «Наврез» цель: прививать поэтичность речи

апрель

Весна

Разучивание стихотворения

«Ляле чичек»

Цель: обогащать речь прилагательными.

Загадки о весенней природе.

Игра : «Багъчада гуллер ачты»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Разучивание стихотворения «Къокълачыкъ»

Цель: закреплять в речи названия частей тела и предметов одежды

Игра «»Дём-дём-дёмана»

Цель: развивать речевое внимание

Кукольный театр «Учъ къыз»

Литературный ряд: народный фольклор для детей (загадки, потешки, сказки)

Музыкальный ряд: песенки крымскотатрского народа.

Работа с родителями: наглядная агитация по народному фольклору, консультации для родителей «пальчиковые игры» для развития детей; анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании», совместное развлечение с родителями «Наврез».

Ожидаемый результат:

  1. дети знакомятся с фольклором;
  2. осваивают невербальные средства общения;
  3. учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;
  4. становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;
  5. у детей появляется интерес к фольклору и театрализованным играм.

Проект рассчитан на учебный год.

1 Этап. Подготовительный.

Подбор народного фольклора, изготовление декорации.

2 Этап. Основной.

Чтение потешек, пальчиковые игры. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Загадывание загадок, инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.

3 Этап. Заключительный.

Совместная работа с детьми «Наврез».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста

Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста  средствами малых форм фольклора...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....